Файл: Удк 372. 8 811. 161. 1 Ббк 74. 268. 1Рус К28 16.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5—6 классах

Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор

Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор

Урок 4. Лексика и фразеология

Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов

Урок 6. Орфография.

Урок 7. Словообразование и орфография.

Урок 8. Словообразование и орфография.

Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.

Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.

Урок 11. Морфологический разбор глагола.

Урок 12. Сочинение по картине

Урок 13. Контрольный диктант

Тексты и стили

Урок 14. Текст

Урок 15. Диалог. Виды диалогов

Урок 16. Стили литературного языка

Урок 17. Публицистический стиль

Морфология и орфография.

Урок 18. Причастие как часть речи

Урок 19. Склонение причастий

Уроки 20—21. Причастный оборот

Уроки 22—23. Описание внешности человека

Урок 24. Действительные и страдательные причастия

Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия

Урок 26. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени

Урок 28. Изложение от третьего лица

Урок 29. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени

Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Уроки 32—34. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

Уроки 35—36. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Уроки 37—38. Выборочное изложение

Урок 39. Морфологический разбор причастия

Урок 40. Контрольный диктант

Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание

Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»

Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»

Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»

Урок 50. Контрольный диктант

Урок 51. Деепричастие как часть речи

Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок 54. Раздельное написание не

Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Урок 57. Употребление в речи причастных

Урок 58. Морфологический разбор деепричастия

Урок 59. Обобщение изученного по теме

Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»

Урок 61. Контрольный диктант

Урок 62. Наречие как часть речи

Уроки 63—64. Разряды наречий

Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова

Урок 67. Степени сравнения наречий

Урок 68. Морфологический разбор наречия

Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение

Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание

отрицательных наречий

Уроки 74—75. Одна и две буквы н

Урок 76. Контрольный диктант

Урок 77. Описание действий

Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий

Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях

Уроки 85—86. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»

Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»

Урок 90. Контрольный диктант

Урок 91. Учебно-научная речь

Урок 92. Учебный доклад

Урок 94. Морфологический разбор категории состояния

Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему

Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи

Урок 98. Предлог как часть речи

Урок 99. Употребление предлогов

Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги

Урок 102. Простые и составные предлоги

Урок 103. Морфологический разбор предлога

Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок 106. Союз как часть речи

Урок 107. Простые и составные союзы

Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные

Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Урок 111. Сочинительные союзы

Урок 112. Подчинительные союзы

Урок 113. Морфологический разбор союза

Урок 114. Сочинение-рассуждение

Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах

Урок 117. Контрольный диктант

Урок 118. Частица как часть речи

Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы

Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами

Урок 122. Смысловые частицы

Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц

Урок 124. Морфологический разбор частицы

Урок 125. Отрицательные частицы не и ни

Урок 126. Различие частицы не и приставки не-

Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»

Урок 129. Контрольный диктант

Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях

Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах

Урок 131. Разделы науки о русском языке.

Урок 132. Фонетика. Графика

Урок 133. Лексика и фразеология

Урок 134. Морфемика. Словообразование

Уроки 135—136. Морфология и орфография

Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация

Урок 139. Контрольный диктант

Урок 140. Урок творчества: от впечатления к слову

Литература

Содержание

Морфология и орфография.


Культура речи

Причастие


Результаты обучения. Личностные: укрепление нрав- ственных основ личности; осознание эстетической ценно- сти русского языка; расширение словарного запаса. Ме- тапредметные: адекватное понимание информации уст- ного и письменного сообщения; развитие способности извлекать информацию из разных источников; совершен- ствование умения воспринимать текст на слух; развитие навыка выступать перед аудиторией сверстников; освое- ние коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми. Предметные: освоение основ на- учных знаний о причастии; опознавание причастий и при- частных оборотов в текстах; умение создавать тексты — описание внешности; овладение орфографическими и пун- ктуационными нормами русского языка, связанными с правописанием причастий и причастных оборотов.

Урок 18. Причастие как часть речи


Ц е л и: познакомить учащихся с причастием как само- стоятельной частью речи; учить опознавать в тексте; по- казать связь с глаголом и прилагательным.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Структурирование знаний. Построе- ние устного речевого высказывания. Умение опознавать и

сравнивать явления. Коммуникативные УУД. Умение эффективно взаимодействовать с учителем и сверстника- ми в процессе учебной деятельности.

Ход урока


  1. Проверка домашнего задания. Прослушиваются и обсуждаются 2—3 текста-убеждения; говорится о том, что удалось и что не продумано.

  2. Освоение нового материала. Учащиеся получают задание установить, от каких слов образованы прилага- тельные и причастия.


смешной смех открывший › открыть большущий большой нёсший › нести бородатый борода увлечённый › увлечь клюквенный клюква вышитый › вышить Учитель сообщает, что причастия обозначают признак

предмета по действию и образуются только от глаголов. Причастия можно заменить глагольными конструкциями. Например: звенящий = тот, который звенит; открывший = тот, который открыл. Причастия можно узнать и по во- просам, напоминающим глагольные: что делающи й? что сделавши й? что сделанны й? Далее дети учатся отличать прилагательные типа летучий, дремучий, лежа- чий от причастий, работают с § 12.
  1. Активизация и закрепление изученного.


  1. Наблюдение над лингвистическим материалом. Уча- щиеся читают текст и называют слова, являющиеся при- лагательными и причастиями. Определяют роль прича- стий в тексте.

6 Поляна, окружённая с трёх сторон лесом, а с севера ого- роженная увалом, казалась зелёной чашей. Меж зубчатыми вершинами зелёных аллей плавился закат. В промытом до- ждём, прихваченном первыми утренниками воздухе не дрожа- ло ни одной пылинки. Осенняя яркость зелени удивительно сочеталась с весенней чистотой красок, что бывает только на горных склонах в благодатные солнечные годы да в северных местах. Серая, вытоптанная площадка перед холмом была смуглой и ласковой. (По Г. Николаевой)

  1. Работа с учебником. Упр. 73 (устно). Делается вы- вод, что прилагательные и причастия зависят от суще- ствительного, изменяются по падежам, родам и числам. Упр. 74 (устно). Вывод: глаголы и причастия могут быть совершенного и несовершенного вида, настоящего и про- шедшего времени. Отмечается, что будущего времени у причастий не существует. Далее ученики выполняют упр. 76. Находят в тексте и называют приметы художе- ственного стиля — сложные цветовые эпитеты, сравне- ния, метафоры. Получают задание выписать из текста упражнения части речи и слова с орфограммами.

  1. Этап рефлексии. Обсуждение.

— Что на уроке показалось наиболее трудным?



  1. Домашнее задание. § 12. Упр. 77. Индивидуальное задание: рассказать о правописании падежных окончаний прилагательных, привести свои примеры.

Урок 19. Склонение причастий


и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Ц е л и: вспомнить правило написания гласных в па- дежных окончаниях прилагательных; познакомить уча- щихся с особенностями склонения причастий; формиро- вать умение правильно писать окончания причастий.

Личностные УУД. Умение работать самостоятельно и демонстрировать результат деятельности. Познаватель- ные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Коммуникативные УУД. Эф- фективное сотрудничество с учителями и сверстниками в процессе учебной деятельности.

Ход урока


  1. Проверка домашнего задания. Упр. 77 (по цепочке). Первый ученик рассказывает о причастии как части речи; второй записывает на доске примеры, готовясь рассказать об окончаниях прилагательных; третий выполняет зада- ние на доске. Требуется грамотно списать и указать, к какой части речи принадлежат выделенные слова.

1) Под л..жачий кам..нь вода (не)течёт. 2) И нез..ря- женное ружьё стреля..т. 3) Сокол с лёту хвата..т, а во- рона и с..дячего (не)пойма..т. 4) Х..рошая книга — луч..- ший друг. 5) Новых друз..й наж..вай, а старых (не)утра- чивай. 6) Дающая рука (не)отб..лит, б..рущая (не)..тсохнет. (Пословицы)

  1. Освоение нового материала. Работа с § 13.
  2. Активизация и закрепление изученного.


  1. Работа с учебником. Упр. 80. Комментированное письмо. Упр. 81. Выполняют его ученики самостоятельно с последующей проверкой.

  2. Поиск ошибок в окончаниях причастий (устно).

6 1) Над портом стоит мутно-голубое небо, потемневшое от пыли. 2) Волны, закованные в гранит, бьются о борта судов и ропщут, загрязнённые разным хламом. 3) Солнце почти не отражается в воде, рассекаемой ударами вёсел, пароходных винтов, острыми килями судов
, борющехся с высокими мор- скими волнами. 4) Люди казались ничтожными по сравнению с окружающеми их вагонами и грудами товаров. (М. Горький)

  1. Словарная работа. Составляются предложения со словами из § 13—14.
  2. Тестовые задани я.


  1. В каком варианте все окончания причастий пишутся с буквой е?

а) по колющ..му предмету; о блестящ..м выступлении; всепобеждающ..е добро; щелкунчик кол..т орехи

б) прелесть заходящ..го солнца; скачущ..й по ветвям белкой; заглянувш..й в окно месяц; выглянувш..й луной в) мерцавш..го света; открывш..йся калиткой; рядом с

разрушивш..йся колонной; от качающ..йся лодки

  1. В каком варианте все окончания причастий пишутся с бук- вой и?

а) журчащ..ми весной ручьями; появивш..мся вдруг ветром; участивш..йся пульс; струящ..йся поток

б) сотрудник, засидевш..йся на работе; кричащ..му ре- бёнку; скулящ..й пёс; сидяч..й образ жизни

в) немигающ..й взор; ничего не понимающ..й зверёк; заколочен..ми на зиму окнами; команда, не привыкш..я проигрывать

  1. Домашнее задание. § 13. Упр. 82, 84. Запомнить словарные слова.



Уроки 20—21. Причастный оборот


Ц е л и: дать представление о причастном обороте; учить опознавать причастный оборот в тексте; формировать уме- ние выделять причастный оборот запятыми; развивать связную речь учащихся.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Самостоятельная постановка целей. Умение делать вывод из наблюдений над явлениями. Коммуникативные УУД. Умение задавать вопросы.

Ход уроков


  1. Орфографическая разминка. Ученики записывают сочетания слов под диктовку, выполняют взаимопроверку без образца, при необходимости задают вопросы. Называ- ют слова, являющиеся причастиями.

Из-за улыбнувшейся ему удачи; сгустившиеся сумер- ки;беспощадного