ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1203
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Урок 107. Простые и составные союзы
Ц е л и: углубить знания учащихся о простых и состав- ных союзах; совершенствовать навыки анализа текста.
Личностные УУД. Воспитание уважительного отноше- ния к окружающим. Умение оценивать чужой труд. По- знавательные УУД. Анализ явлений. Извлечение инфор- мации. Умение воспринимать текст художественного сти- ля. Коммуникативные УУД. Эффективное взаимодействие с учителем и сверстниками в процессе учебной деятель- ности.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:
-
Какая часть речи называется союзом? -
Какие части речи, кроме союза, относятся к слу- жебным? -
На какие группы делятся союзы? -
Какой раздел науки о языке изучает союз как часть речи?
Упр. 358. Игра «Эксперт». Задания для учащихся.
-
Объясните написание не со словами разных частей речи. (Нерастёт;невырастет;немогут;несколько.) -
Назовите слова с чередующимися гласными в кор- не. Объясните их написание. (Не вырастет; растут; растений.) -
Назовите слова с непроверяемыми гласными в кор- не. (Картофель,тысячи.) -
Объясните написание пропущенной гласной в слове
плодородная.
-
Объясните постановку знаков препинания.
-
Освоение нового материала. Узнают о простых и составных союзах, читая сведения из § 59. -
Активизация и закрепление изученного. Работа с учебником. Упр. 359. Комментированное письмо. Указы- вается на вариативность места знаков препинания в за- висимости от смыслового ударения: (,) до тех пор, пока; (,) потому, что. Обращается внимание: перед что не всег- да ставится запятая. При постановке знаков препинания учитывается, главным образом, структура предложения. Упр. 361. Читают; отвечают на вопросы; составляют план. -
Подведение итогов урока. Ученики получают зада- ние назвать номера предложений, в которых союзы соеди- няют простые предложения в составе сложного.
1) Лицо её дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй приветливой улыбкой. (А. Пушкин) 2) Раненому сделали пере- вязку, и к утру ему стало легче, появилась надежда на выздо- ровление. (А. Пушкин) 3) Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное, но страшное и пора- зительное зрелище. (С. Аксаков) 4) Не только дети любят играть в мяч, но и взрослые, отдыхая на природе, от такой игры не отказываются.
-
Домашнее задание. § 59. Упр. 361 (пересказ тек- ста). Упр. 360.
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Ц е л и: углубить представление учащихся о сочини- тельных и подчинительных союзах; учить различать вто- ростепенные однородные члены и простые предложения
в составе сложного, соединённые союзами и, да; совер- шенствовать умение ставить знаки препинания в сложных предложениях и при однородных членах.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Эффективное взаимодействие с учителем и сверстни- ками в процессе учебной деятельности.
Ход уроков
-
Проверка домашнего задания. Упр. 360. Ученики читают составленные предложения. Упр. 361. Пересказ. Рассказывают материал § 59. -
Освоение нового материала.
-
Чтение и анализ § 60. Слово учител я. Изучать союз как часть речи можно только в контексте предложе- ния. Нужно уметь отличать простое предложение от слож- ного, за которое нередко принимается простое, осложнён- ное однородными и обособленными членами. Чтобы избе- жать этой ошибки, следует всегда:
-
-
определять грамматические основы предложений (находить подлежащие и сказуемые); -
помнить, что сочинительные союзы соединяют не только части сложного предложения, но и однородные члены; -
анализировать выделенный голосом и знаками пре- пинания смысловой отрезок предложения (если в нём есть собственная грамматическая основа, то предложение яв- ляется сложным; если грамматическая основа отсутству- ет, то предложение простое, осложнённое причастным, деепричастным или сравнительным оборотом); -
иметь в виду, что существуют сложные предложе- ния, внутри которых отсутствуют знаки препинания (та- кие предложения будут изучаться в старших классах).
-
Наблюдение над лингвистическим материалом. Ана- лиз предложений.
Мы ощущали запах сырой земли, благоухание трав и хлебов, напитанных дождём и грозой, и неслись вперёд, нагоняя время.
(А. Платонов)
Ребята находят грамматическую основу (мы ощущали и неслись), устанавливают, что сочинительный союз и со- единяет однородные члены.
В поле царит нестерпимая жара, а в лесу же про- хладно. Не знаю, приду ли вовремя.
Ученики анализируют первое предложение. Получают задание назвать его грамматические основы (царит жара, прохладно) и подумать, каким синонимичным союзом можно заменить союз же. Устанавливают, что содержание частей рассматриваемого сложного предложения противо- поставлено: В поле царит нестерпимая жара, а в лесу прохладно.
Ребята анализируют второе предложение. По указанию учителя называют грамматические основы (не знаю, при- ду). Далее задают вопрос от первой части предложения ко второй: Не знаю (ч т о?), приду ли вовремя. Учитель со- общает, что поскольку во второй части есть союз ли и эта часть является зависимой, то предложение сложноподчи- нённое. Педагог обращает внимание учеников на то, что союзы же и ли не стоят на границе между частями, а находятся внутри второй части.
-
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа по распечаткам. Предложения даются произ- вольно. Надо подчеркнуть грамматические основы; в слож- ных предложениях обвести овалом союзы, связывающие между собой простые предложения.
6 1) Я был уверен, что поезд мчит меня к счастью. (К. Па- устовский) 2) Хаджи-Мурат ответил улыбкой на улыбку, и улыб- ка эта поразила Полторацкого своим детским добродушием. (Л. Толстой) 3) Второго сентября день был тёплый и тихий, но пасмурный. (А. Чехов) 4) Защурив глаза, я вижу, как в комнату льётся солнце. (И. Шмелёв) 5) Люди живут, как за морем, за раскинувшимися песчаными пространствами. (А. Серафимович)
-
Ночь ещё только обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. (Н. Гоголь) 7) Всем было весело и легко, а моё непо- нятное беспокойство всё росло и росло. (А. Чехов) 8) Старика этого звали «Звездочётом» и считали итальянцем, потому что он нарочно коверкал русские слова на иностранный лад. (К. Па- устовский) 9) Это не кирпичи, а древний камень. (И. Шмелёв)
-
Упр. 362. Комментированное письмо.
-
Словарная работа. Выписывают словарную лекси- ку из § 60. Составляют предложения, используя выписан- ные слова. -
Подведение итогов урока. Тестовое задани е.
Найдите ошибки в высказываниях и исправьте их.
а) Союзы, состоящие из одного слова, называются про- стые, а состоящие из трёх и более слов — составные.
б) Подчинительные союзы связывают однородные чле- ны и простые предложения, среди которых одно подчине- но другому.
в) В сложносочинённом предложении от одного про- стого предложения к другому можно поставить вопрос.
-
Домашнее задание. Урок 108. § 60. Упр. 363. Урок 109. § 60. Выписать из любого художественного про- изведения, изученного на уроках литературы, четыре сложных предложения с сочинительными и четыре слож- ных предложения с подчинительными союзами.