Файл: Удк 372. 8 811. 161. 1 Ббк 74. 268. 1Рус К28 16.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1214

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5—6 классах

Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор

Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор

Урок 4. Лексика и фразеология

Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов

Урок 6. Орфография.

Урок 7. Словообразование и орфография.

Урок 8. Словообразование и орфография.

Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.

Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.

Урок 11. Морфологический разбор глагола.

Урок 12. Сочинение по картине

Урок 13. Контрольный диктант

Тексты и стили

Урок 14. Текст

Урок 15. Диалог. Виды диалогов

Урок 16. Стили литературного языка

Урок 17. Публицистический стиль

Морфология и орфография.

Урок 18. Причастие как часть речи

Урок 19. Склонение причастий

Уроки 20—21. Причастный оборот

Уроки 22—23. Описание внешности человека

Урок 24. Действительные и страдательные причастия

Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия

Урок 26. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени

Урок 28. Изложение от третьего лица

Урок 29. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени

Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Уроки 32—34. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

Уроки 35—36. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Уроки 37—38. Выборочное изложение

Урок 39. Морфологический разбор причастия

Урок 40. Контрольный диктант

Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание

Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»

Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»

Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»

Урок 50. Контрольный диктант

Урок 51. Деепричастие как часть речи

Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок 54. Раздельное написание не

Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Урок 57. Употребление в речи причастных

Урок 58. Морфологический разбор деепричастия

Урок 59. Обобщение изученного по теме

Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»

Урок 61. Контрольный диктант

Урок 62. Наречие как часть речи

Уроки 63—64. Разряды наречий

Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова

Урок 67. Степени сравнения наречий

Урок 68. Морфологический разбор наречия

Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение

Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание

отрицательных наречий

Уроки 74—75. Одна и две буквы н

Урок 76. Контрольный диктант

Урок 77. Описание действий

Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий

Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях

Уроки 85—86. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»

Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»

Урок 90. Контрольный диктант

Урок 91. Учебно-научная речь

Урок 92. Учебный доклад

Урок 94. Морфологический разбор категории состояния

Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему

Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи

Урок 98. Предлог как часть речи

Урок 99. Употребление предлогов

Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги

Урок 102. Простые и составные предлоги

Урок 103. Морфологический разбор предлога

Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок 106. Союз как часть речи

Урок 107. Простые и составные союзы

Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные

Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Урок 111. Сочинительные союзы

Урок 112. Подчинительные союзы

Урок 113. Морфологический разбор союза

Урок 114. Сочинение-рассуждение

Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах

Урок 117. Контрольный диктант

Урок 118. Частица как часть речи

Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы

Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами

Урок 122. Смысловые частицы

Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц

Урок 124. Морфологический разбор частицы

Урок 125. Отрицательные частицы не и ни

Урок 126. Различие частицы не и приставки не-

Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»

Урок 129. Контрольный диктант

Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях

Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах

Урок 131. Разделы науки о русском языке.

Урок 132. Фонетика. Графика

Урок 133. Лексика и фразеология

Урок 134. Морфемика. Словообразование

Уроки 135—136. Морфология и орфография

Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация

Урок 139. Контрольный диктант

Урок 140. Урок творчества: от впечатления к слову

Литература

Содержание

    1. Этап рефлексии.


  • На что нужно обращать внимание, употребляя в со- чинении причастия и причастные обороты? (Причастие и существительное согласуются в роде, числе и падеже; не- обходимо задавать вопрос от существительного и следить за пунктуацией.)

  • В чём помогает опорная схема 2 «Описание внеш- ности человека» при написании сочинения? (Опорная схе- ма помогает чётко организовать структуру текста; постро- ить высказывания; из опорной схемы можно выбрать сло- ва и выражения, характеризующие внешность.)

  • Как, на ваш взгляд, нужно проверять написанное сочинение? (Нужно обратить внимание на логичность, за- конченность и связность микротем; на наличие определе- ний, характеризующих черты внешности; на отсутствие повторов; на согласованность окончаний существительных с окончаниями прилагательных и причастий.)

    1. Домашнее задание. Упр. 167. Написать сочинение о телеведущем.

Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»


Ц е л и: обобщить знания учеников о причастии; совер- шенствовать умение строить монологическое высказыва- ние на лингвистическую тему; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Личностные УУД. Умение работать самостоятельно. Умение оценивать чужой труд. Познавательные УУД. Построение речевого высказывания. Структурирование информации. Коммуникативные УУД. Умение слушать и вступать в диалог. Постановка вопросов.

Ход уроков


  1. Проверка домашнего задания. Упр. 165 (по цепочке).
  2. Закрепление изученного по теме «Причастие».


    1. Работа по распечаткам. Ученики дописывают пред- ложения на розданных бланках; приводят примеры при- частий; по завершении работы один ученик рассказывает о причастии, опираясь на записи. Класс дополняет рас- сказ ученика примерами.

6 Причастие это Действительные причастия настоящего времени образуют-

ся при помощи суффиксов Действительные причастия прошедшего времени образу- ются при помощи суффиксов Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов Страдательные причастия прошедшего времени образуют-

ся при помощи суффиксов Краткая форма причастия образуется только По падежам не изменяются причастия Причастия не изменяются по родам в форме

Учитель подводит итог. Причастия можно отличить от прилагательных по значению (признак по действию, про- являющийся во времени); причастия образуются от глаго- лов с помощью специальных суффиксов. Полную и крат- кую формы имеют только страдательные причастия (гони- мый — гоним; удивлённый удивлён; начитанный начитан; умытый — умыт). Краткие причастия не из- меняются по падежам. В форме множественного числа причастий род не определяется. Отглагольные

прилага- тельные отличаются от причастий: образованы от глаго- лов несовершенного вида; не имеют приставок (кроме не-), суффиксов -ова-(-ева-), зависимых слов.

    1. Диктант с самопроверкой. Ученики записывают текст под диктовку, сравнивают со спроецированным об-

разцом, задают учителю вопросы, проясняющие правопи- сание слов и постановку знаков.

6 Однажды я видел, как хозяин пекарни, склонившись над свежеиспечёнными караваями, загадочно улыбается. «Слы- шишь? — спросил он меня. — Он смеётся!» Я прислушался. Корочка действительно трещала, то ли разговаривала, то ли хохотала.

Всё, к чему человек прикасается, хранит следы его настро- ения. Сваренный мамой куриный бульон может вылечить от простуды, немыслимая сила живёт в бабушкиных варениках из детства. Если блюдо приготовлено с любовью, то не исключены положительные результаты кулинарной магии в виде хорошего настроения и доброго здоровья. (Из журнала «Крестьянка»)

    1. Работа с учебником. Упражнения из учебника вы- бираются в соответствии с потребностями класса в про- работке той или иной темы.

    2. Дополнительно: индивидуальные задания; вы- полняются учениками на доске, в проверке участвует весь класс.

6 Индивидуальное задание 1

Для проходивш.. дистанц..ю; от высохш.. коло..ца; в про- мокш.. пальт..; с остывш.. кофе; в открыт.. форт..чку; с раз- вевающ..ся полотнищ..м; у почитаем.. в..терана; в проявивш..- ся радост..; на открыт.. воздух..; не имеющ.. времен..; об улы- бающ..ся однокла..сниках.

6 Индивидуальное задание 2

Сия..щая вода; люб..щие р..дители; передава..мые нов..сти; знач..мый для культуры; колебл..мые травы; опуска..щийся на дно; ре..щий флаг; стел..щийся дым; держ..щийся р..зультат; просушива..мые грибы; отдаля..мая р..звязка; невид..мая строч..ка.

6 Индивидуальное задание 3

Домотка..ное сукно — тка..ное дома полотно — вытка..ное полотно. Серебр..ный подстака..ник — посеребр..ный подста- ка..ник. Масл..ные оладьи — промасле..ная бумага — масля..- ные краски.

6 Индивидуальное задание 4

(Не)понимающий взгляд; (не)понявший условие задачи; (не)упакованные, а разбросанные вещи; (не)исследованная
геологами местность; яркое, но (не)греющее солнце; ещё (не) облетевшие листья; блестела (не)высохшая роса; (не)засеян- ные, а отдыхающие поля; колосья (не)скошены; овёс (не)убран крестьянами.


  1. Домашнее задание. Контрольные вопросы и зада- ния на с. 73 (подготовить устные ответы).

Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»


Ц е л и: проконтролировать усвоение знаний о прича- стии; оценить степень сформированности орфографиче- ских и пунктуационных навыков по данному разделу.

Личностные УУД. Умение самостоятельно работать и распределять время. Познавательные УУД. Применение полученных знаний. Коммуникативные УУД. Планирова- ние учебного сотрудничества.

Организация и проведение зачёта. Выполняются пред- ложенные задания письменно; в течение урока ученики по одному подходят к учителю и отвечают на три вопроса из учебника («Контрольные вопросы и задания»).

Вариант 1.


Задание 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки пре- пинания. (Ученики могут обратиться за разъяснением, если зна- чение какого-либо слова оказалось непонятным.)

6 Всё ж..вое смогло р..звиться на З..мле во многом бл..- годаря Луне. Лу(н,нн)ая грав..тация стабилизиру..щая з..мную ось явилась знач..мым фактором для возн..кновения и под- д..ржания жизни. В пр..тивном случае на З..мле пр..исходили бы ре(з,с)кие перепады клим..та препятству..щие р..звитию сложных орг..низмов. Больш..нство пл..нет Солнечной системы (не)наделено таким спутником. (По материалам журнала

«Национальная география»)

Задание 2. Укажите ряд, в котором все слова являются прича- стиями настоящего времени.

а) летающий пух; тающий снег; живучая кошка; жи- вущая в доме

б) значимый в жизни государства; вновь избираемый; мы избираем губернатора

в) раздающееся эхо; угнетающий грохот; музыка хоро- шо слышима; неслышимый звук

г) поющим ветром; с ископаемыми реликвиями; узна- ваемый человек; летевшим листом

Задание 3. Укажите ряд, в котором все слова являются прича- стиями прошедшего времени.

а) отрезанный ножом; резаный хлеб; урезанный раци- он; составленный из фрагментов

б) положенный в банк; постеливший скатерть; по- стельное бельё; раскроенная ткань

в) утраченные иллюзии; построенный дом; посторон- ний человек; надежды утрачены

г) обученный водить машину; растраченные деньги; отодвинутый стул; разволновавшееся море