ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1178
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
-
Мы знали, что Петька принёс всего двух карасей, но мол- чали. (К. Паустовский) 7) Ежедневно, вставши с постели часов в одиннадцать, Ольга Ивановна играла на рояле или же, если было солнце, писала что-нибудь масляными красками. (А. Чехов)
Подводя итог, учитель подчёркивает, что придаточная часть сложноподчинённого предложения может распола- гаться перед, после или в середине главной.
-
Работа с учебником. Упр. 378. Комментированное письмо. Следует обратить внимание ребят на предложе- ние 3, в котором придаточная часть располагается внутри главной. В предложении 4 союз как является не сравни- тельным, а изъяснительным. Упр. 379. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
-
Домашнее задание. § 63. Упр. 380, 381.
Урок 113. Морфологический разбор союза
Ц е л и: познакомить учащихся с порядком морфологиче- ского разбора союза; учить производить морфологический разбор союза; повторить написание производных предлогов. Личностные УУД. Воспитание уважительного отноше- ния к окружающим. Расширение словарного запаса. По-знавательные УУД. Анализ явлений. Извлечение инфор- мации. Коммуникативные УУД. Эффективное взаимодей- ствие с учителем и сверстниками в процессе учебной
деятельности.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Упр. 380 (по цепочке). Упр. 381. Отвечают двое-трое. -
Синтаксический разбор. Ребята получают задание выполнить полный синтаксический разбор предложения. Один ученик работает на доске.
Пока я хлопотал с самоваром, Василий сидел против камелька, задумчиво глядя на огонь. (В. Короленко)
-
Камелёк — небольшой очаг, камин для обогревания жилища.
-
Освоение нового материала. Читают в учебнике план морфологического разбора союза. Выполняют пись- менно морфологический разбор союза пока. -
Активизация и закрепление изученного. Упр. 382. Самостоятельное выполнение с последующей проверкой. Морфологический разбор союзов выполняется на доске. -
Словарная работа. Выписывают слова из § 62—64.
-
Семафор — сигнальное устройство в виде мачты или столба с подвижными крыльями и огнями, устанавливаемое на желез- нодорожных путях.
-
Подведение итогов урока. Определяют значения союзов. -
Домашнее задание. § 64. Упр. 383. Принести на урок удивительную или просто красиво изданную книгу.
Урок 114. Сочинение-рассуждение
«Книга в современном мире»
Ц е л и: совершенствовать умение писать сочинение-рас- суждение; учить составлять опорные записи для написа- ния сочинения.
Личностные УУД. Формирование осознанного отноше- ния к явлениям современной культуры. Воспитание ува- жительного отношения к книге. Познавательные УУД. Построение речевого высказывания в устной и письмен- ной форме. Коммуникативные УУД. Умение с достаточ- ной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока
-
Мотивационное начало урока. Слово учител я. Современные издательства выпускают книги, разнообраз- ные по содержанию и оформлению. Рассказывается о ста- рейших книжных магазинах России; отмечается, что со временем эти книжные магазины превратились в свое- образные культурные центры, где проходят мастер-классы, фестивали, встречи с писателями и т. п. Таким образом, книга способна объединять людей; в современном обще- стве жив интерес к чтению и к личности человека, пишу- щего книгу. -
Обмен впечатлениями от знакомства с книгой. Ра- бота в группах. На столах у школьников лежат книги, изданные по-разному, — подарочные издания; карманные книжки; книги из серии…; книги, недавно вышедшие и с ещё пахнущими страницами; с глянцевыми или желто- ватыми, шершавыми листами. Книги принесены из дома учителем и учащимися. Одна книга выдаётся группе из 4—6 человек. Группы получают задание составить теле- репортаж об одном экспонате с книжной выставки; поль- зуются вопросным планом.
-
Как называется книга? О чём она? Каков жанр? -
Чем привлекательно оформление книги? Какова об- ложка, страницы, шрифт? Есть ли иллюстрации? -
Можно ли взять такое издание в дорогу? -
На какой круг читателей рассчитана книга?
-
Орфографическая разминка. Учащиеся получают задание вставить пропущенные буквы. Один ученик рабо- тает на доске.
Тип..графский ар..мат; привл..кательная ..бложка; ор..гинальное оф..рмление; инт..ресный д..зайн;бел..снеж- ные глянц..вые стр..ницы; ш..ршавая желт..ватая бума- га; карма..ное издание; взять (с)собой в дорогу; прослу- ша..ная аудиокнига; увл..кательный сюжет; созвучна переж..ваниям; поч..рпнуть нужные сведения; узнать из а..нотации; книга люб..пытногосод..ржания.
-
Аннотация — краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание и дающая иногда их оценку.
-
Работа с текстом «Книга в современном мире». Ребята читают текст, определяют его тему и основную мысль.
Книга в современном мире
6 (1) За свою многовековую историю книга пережила не- сколько этапов развития. (2) Смена этапов связана с изобре- тением новых материалов. (3) Сначала это был папирус, затем пергамент и, наконец, бумага. (4) Новшеством нашего времени стали электронные книги и электронные библиотеки. (5) Круп- нейшей в русскоязычном Интернете является библиотека Мак- сима Мошкова (www.lib.ru), основанная в 1994 году. (6) Её фонд постоянно пополняется за счёт отсканированных книг, присылаемых читателями.
(7) Однако и традиционная книга продолжает жить, созда- вая вокруг себя особую атмосферу. (8) Книгу просто приятно взять в руки, если обложка и иллюстрации выполнены со вку- сом. (9) Аромат переплёта и шелест недавно отпечатанных страниц обладают неповторимой прелестью. (10) К тому же образ человека, читающего книгу, — это классика, а она всег- да в моде.
(11) Современный стиль жизни (где у каждого ежеминутно звонит мобильный телефон, где царит Интернет, где общаются через социальные сети) неизбежно порождает постоянную спеш- ку, неумение слушать и слышать другого, неприятие серьёзных тем. (12) Книга помогает остановить стремительный бег време- ни, внимательно выслушать собеседника-писателя, подумать.
(13) Не может ли случиться
, что однажды из нашей жизни исчезнет удивительный культурный феномен под названием
«книга»? (14) Или же книга всегда будет с нами?.. (По мате- риалам Интернета)
-
Тестовые задания (на основе прочитанного тек- ста).
Вариант 1.
-
Из первого абзаца текста выпишите слово со значением «что- либо новое, вновь созданное». -
Из предложений 4—6 выпишите слова, написание которых определяется правилом «Две буквы н пишутся в суффиксах пол- ных причастий, образованных от глаголов совершенного вида». -
Среди предложений 7—10 найдите предложение с деепричаст- ным оборотом. Напишите номер этого предложения. -
Выпишите грамматическую основу из предложения 2. -
Среди предложений 11—13 найдите сложноподчинённое. На- пишите номер этого предложения. Укажите значение подчини- тельного союза.
Вариант 2.
-
Из первого абзаца текста выпишите слова, называющие древ- ние материалы для письма. -
Среди предложений 1—5 найдите предложение, содержащее причастный оборот. Напишите номер этого предложения. -
Из предложений 7—9 выпишите слово, правописание которо- го определяется правилом «Одна буква н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий». -
Среди предложений 6—10 найдите сложносочинённое. Напи- шите номер этого предложения. Укажите значение сочинитель- ного союза. -
Из предложения 14 выпишите грамматическую основу.
-
Подготовка к сочинению-рассуждению. Высказы- вают своё мнение по проблеме: «А может ли случиться, что однажды из нашей жизни исчезнет такой культурный феномен, как книга? Или же книга всегда будет с нами?..» Ученики составляют план сочинения-рассуждения.
Примерный план и возможные направления рас- суждений.
Тези с. Я думаю, что книга занимает особое место в современном мире и всегда будет с нами.
Аргумент ы.
-
Современный этап развития книги — электронный. (Опорные выражения: прослушать аудиокнигу; пользо- ваться особым видом компьютера — электронной кни- гой;обнаружитьвэлектроннойбиблиотеке.) -
Общение с книгой — это событие. (Опорные выра- жения: оценить оформление; получить эстетическое удовольствие; удивиться оригинальному дизайну; выпи- сать понравившиесямысли.) -
Чтение помогает остановить бег времени. (Опорные выражения: выслушать автора; отдохнуть с книгой; побыть наедине со своими мыслями, переживаниями; по- знать и услышать самихсебя.) -
Чтение всегда в моде. (Опорные выражения: обога- тить свой внутренний мир; стать интересным собесед- ником; статьиндивидуальностью.)