ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1301
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Ц е л и: совершенствовать навык ставить запятые меж- ду простыми предложениями в составе сложного; учить различать сложносочинённые и сложноподчинённые пред- ложения.
Личностные УУД. Воспитание внимания к художе- ственному слову. Познавательные УУД. Анализ языко- вых явлений. Построение речевого высказывания. Комму- никативные УУД. Способность эффективно взаимодей- ствовать в процессе учебной деятельности с учителем и сверстниками.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:
-
На какие группы делятся союзы? (Простые и со- ставные; сочинительные и подчинительные.) -
Что связывают сочинительные союзы? (Однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного.) -
Что связывают подчинительные союзы? (Простые предложения в составе сложного.) -
Как называются предложения, части которых рав- ноправны (независимы друг от друга) и соединены сочи- нительными союзами? -
Как называются предложения, одна часть которых главная, а другая — придаточная, присоединённая под- чинительным союзом? -
Как отличить простое предложение от сложного?
Ученики зачитывают предложения с сочинительными и подчинительными союзами, выписанные из текстов.
-
Совершенствование навыка постановки запятых в сложных предложениях.
-
Работа по распечаткам. Форма работы — «Лингви- стическая эстафета». Надо подчеркнуть грамматические основы предложений, указать тип: ПП — простые пред- ложения, ССП — сложнocочинённые предложения с со- чинительными союзами, СПП — сложноподчинённые предложения с подчинительными союзами. Расставить не- достающие знаки препинания.
-
1) Я гляжу столкнёт ли Денис в воду нашу Машу-красави- цу. (И. Шмелёв) 2) Вся музыка звучавшая днём утихала и сме- нялась другою. (Н. Гоголь) 3) Дванов отворил калитку своего двора и обрадовался старому дереву росшему у сеней. (А. Платонов) 4) Лаевский встал из-за стола чтобы отворить дверь. (А. Чехов) 5) Мальчик Шамет с нетерпением ждал ког- да же старуха сделается счастливой. (К. Паустовский) 6) Он лёг в постель но не гасил свечки и подпёрши рукою голову думал долгие думы. (И. Тургенев) 7) Страна которую ищут
дети есть. (К. Паустовский) 8) Рядом голые ели смотрели сверху на согнутую берёзу как смотрят люди рождённые по- велевать на своих подчинённых. (М. Пришвин) 9) По стенам висело много морских карт исчерченных красными каранда- шами и акварелей изображавших пустынные берега зелёного и бурного моря. (К. Паустовский)
-
Работа с учебником. Упр. 364. Комментированное письмо. Упр. 365. Устный разбор; постановка вопросов от главной части к придаточной в сложноподчинённых пред- ложениях; письменное выполнение; построение схем.
-
Тестовые задани я.
-
Определите, где запятая разделяет части сложного предложе- ния.
а) Знаешь, чем пахнет морская вода во время прибоя? б) Так Шамет и уехал из посёлка, не дождавшись пе-
ремены в старухиной судьбе.
в) Капитан вошёл, красный от ветра, и угрюмо оста- новился у двери.
г) Ещё на Страстной выставили рамы, и поэтому в комнатах так светло.
-
Найдите предложения, не являющиеся сложными.
а) Теперь она ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу.
б) Мимо двери, сильно стуча ногами, то и дело про- бегали лакеи.
в) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. г) Коли хочешь приносить пользу, умей владеть пером.
-
Домашнее задание. § 61. Упр. 366.
Урок 111. Сочинительные союзы
Ц е л и: углубить знания о сочинительных союзах; по- знакомить с группами сочинительных союзов; совершен- ствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Личностные УУД. Воспитание уважительного отноше- ния к окружающим. Воспитание внимания к художествен- ному слову. Познавательные УУД. Анализ языковых яв- лений. Построение речевого высказывания. Коммуника- тивные УУД. Способность эффективно взаимодействовать в процессе учебной деятельности с учителем и сверстни- ками.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Упр. 366. Игра «Экс- перт». Задания для учащихся.
-
Построить на доске схемы сложных предложений. -
Назвать сложносочинённые предложения, объяснить постановку знаков препинания в этих предложениях. -
Назвать сложноподчинённые предложения, объяс- нить постановку знаков препинания в этих предложениях.
-
Освоение нового материала. Из § 62 узнают о зна- чениях сочинительных союзов.-
Слово учител я. В сложносочинённых предложе- ниях с соединительными союзами перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют друг за другом. В сложносочинённых предложени- ях с разделительными союзами указывается на чередова- ние явлений или на возможность одного из них. В слож- носочинённых предложениях с противительными союзами отмечается противопоставление одного явления другому. -
Наблюдение над лингвистическим материалом. От учащихся требуется указать значения ССП.
-
-
Утром моросил дождь, а вечером выпал первыйснег. (Противопоставление явлений.) -
Ослепительно сверкала усмешка, и озорно лучи- лись глаза. (Перечисление явлений, которые происходят одновременно.) -
Мы окружили его, и игра завязалась. (Перечисле- ние явлений, следующих одно за другим.) -
То падал туман, то припускал косойкрупный дождь. (Указание на чередование явлений.) -
Стоят брошенные сани, да навалена кучахвороста.
(Перечисление явлений.)
-
Он хотел было что-то возразить, да сжалгубы.
(Противопоставление одного явления другому.)
-
Активизация и закрепление изученного.
Работа по распечаткам. Получают задание подчеркнуть грамматические основы предложений и обвести овалом со- чинительные союзы. Указать, к какой группе по значе- нию они относятся. Расставить недостающие знаки пре- пинания, обозначить условия их выбора. Составить схемы предложений.
6 1) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. (А. Пушкин) 2) Я просыпаюсь рано, а солнце уже гуляет по комнате. (И. Шмелёв) 3) Повернулся к дверям, да Рязанцев удержал. (В. Короленко) 4) Учение и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато. (А. Чехов) 5) Ночь была полна глубокой тишиной, и темнота её казалась бархатной и тёплой. (А. Куприн) 6) То с ножки милой увязнет мокрый башмачок, / То выронит она платок.
(А. Пушкин) 7) После обеда явилось солнце, и до вечера было прекрасно. (М. Пришвин) 8) Искусство — это праздник, и большой художник должен уметь в жизни увидеть всё здоро- вое, радостное, светлое. (В. Некрасов)
-
Работа с учебником. Упр. 368. Комментированное письмо. Упр. 371. Устный разбор с последующей записью. -
Домашнее задание. § 62. Упр. 370.
Урок 112. Подчинительные союзы
Ц е л и: познакомить с подчинительными союзами, раз- ными по значению; учить определять значение подчини- тельных союзов; отличать союзы от похожих слов других частей речи.
Личностные УУД. Воспитание уважительного отноше- ния к окружающим. Воспитание внимания к художе- ственному слову. Познавательные УУД. Анализ явлений. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Спо- собность эффективно взаимодействовать в процессе учеб- ной деятельности с учителем и сверстниками.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Упр. 370 (текст запи- сывается по памяти). -
Синтаксический разбор. Надо записать предложе- ние под диктовку и выполнить полный синтаксический разбор. Один ученик работает на доске.
Мартовское солнце светило ярко, и сквозь оконные стёкла падали на стол горячие лучи. (А. Чехов)
-
Освоение нового материала. Чтение и анализ § 63. Беседа по вопросам:
-
Как называются предложения, в которых одна часть главная, а другая придаточная, присоединённая подчини- тельным союзом? -
Какие слова, являющиеся частью составных союзов, могут принадлежать к другим частям речи? (Ввиду — пред- лог; благодаря — деепричастие, предлог; вследствие — предлог; скоро, едва— наречия.) -
В состав какой части сложноподчинённого предло- жения входит союз? (В состав придаточной части.)
-
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа по распечаткам. Получают задание подчерк- нуть грамматические основы предложений и обвести ова- лом подчинительные союзы. Установить их значение. Гра- фически объяснить постановку знаков препинания.
6 1) Он чувствовал, что будущее зависит теперь от него самого. (В. Ходасевич) 2) Так как дамы на мазурку у меня не было, я сидел за высоким креслом бабушки и наблюдал. (Л. Толстой) 3) Для того чтобы написать эти очерки, я ездил в Астраханскую степь на Эмбу. (К. Паустовский) 4) Все возы, потому что на них лежали большие тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми. (А. Чехов) 5)