ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1172
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Л..ксическое зн..чение, одн..знач..ные сл..ва, с..нонимы,
..нтонимы, ..монимы, уст..ревш..е слово, н..ологизмы, арх..- измы, профес..ион..лизмы, фр..зеол..гизмы.
-
Повторение сведений о лексике.
-
Работа по вопросам и заданиям к § 3. -
Упр. 13. Ученики определяют значения выделенных слов; подбирают к ним синонимы и антонимы; записыва- ют слова с пропущенными буквами. Упр. 15. Устное вы- полнение, фронтальная работа.
-
Повторение сведений о фразеологизмах.
-
Беседа по вопросам:
-
Что такое фразеологизм? -
Как называется наука, изучающая фразеологизмы? -
Что объединяет фразеологизм со словом? (Фразео- логизм обладает лексическим значением, является одним членом предложения.) -
Чем отличаются фразеологизмы от свободных сло- восочетаний? (Сравните: Биться как рыба об лёд — уда- ритьсяоблёд.Закадычныйдруг—преданныйдруг.)
-
Упр. 16. Находят фразеологизмы; объясняют орфо- граммы; пишут диктант с последующей взаимопроверкой.
-
Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
-
Являются ли синонимами слова белый и белизна?
Почему? (Нет, они относятся к разным частям речи.)
-
Как по словарной статье отличить многозначные слова от слов-омонимов? -
У каких групп слов ограничена сфера употребле- ния? Приведите примеры устаревших слов и неологизмов.
-
Домашнее задание. Упр. 14.
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Ц е л и: вспомнить систему звуков русского языка и фо- нетические процессы; продолжить отработку транскриби- рования и фонетического разбора.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Анализ явлений. Извлечение инфор- мации. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диа- лог и вести беседу.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания.
Тестовые задани я.
-
Найдите пары слов, которые не являются синонимами.
а) учитель — преподавать б) злой — сердитый в) думать — мыслить г) глубоко — мелко
-
Найдите пары слов, которые не являются антонимами.
а) очи — глаза
б) болезнь — недомогание в) поднимать — опускать
г) старательный — усердный
-
Укажите строку, в которой все прилагательные употреблены в переносном значении.
а) горькое лекарство, железная дисциплина б) тяжёлый характер, чистая скатерть
в) горячий чай, старый журнал
г) чёрствый человек, холодный ум
-
Укажите верную характеристику выделенного слова в пред- ложении Беды да печали на ПОЧТОВЫХпримчали.
а) неологизм б) устаревшее в) заимствованное г) многозначное
-
Укажите, значение какого слова определено неверно.
а) строптивый — упрямый, своевольный, непокорный б) сокрушительный — причиняющий сильное разруше-
ние, гибель
в) сгоряча — в порыве какого-либо чувства
г) поясница — мастерица по изготовлению поясов
-
Укажите, какое слово является самым старым.
а) кроссовки б) ботфорты
в) журнал г) магнитофон
-
Повторение сведений по фонетике. В качестве на- глядного пособия рекомендуется использовать таблицу из книги Л. А. Поникаровой «Русский язык. Фонетика, словообра- зование, орфография в таблицах и заданиях» (М.: Просвеще- ние, 2009).-
Беседа по вопросам:
-
-
Что изучает фонетика? -
На какие группы делятся все звуки русского языка? -
Какие звонкие согласные не имеют пар по-глухости? -
Какие твёрдые звонкие согласные не имеют пар? -
Какие мягкие глухие согласные не имеют пар? -
Какой звук не имеет пары ни по звонкости-глухо- сти, ни по твёрдости-мягкости?
-
Работа с учебником. Упр. 17. Выполняется устно. Упр. 18. Списывается с последующей проверкой; произво- дится фонетический разбор выделенных слов. -
Транскрибирование слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Перед выполнением задания учи- тель напоминает детям, что указанные буквы обозначают два звука, когда находятся под ударением в начале слова, после гласных, после ъи ь.
Чудесная, прелестная, поющая, поехать, улыбаешься, сияющий, моря, яблоко, юг, въезд, проездной, тень, вьюн.
-
Транскрибирование слов, в которых не совпадают согласные буквы и звуки.
Сладкий, молодость, тетрадь, сад, посадский, молод, братский, мостик, сказка, скользкий, сзади, сбор, прось- ба, здесь, нести, гвоздь, философ, философский, левша, отрежь, несёшь, ёж.
-
Самостоятельная работа. Ученики производят фо- нетический разбор слов по выбору учителя.
Любовь, степная, поход, съезд, молодец, чувствую.
-
Домашнее задание. Упр. 19. Вспомнить правила написания ъи ьзнаков. Индивидуальное задание: упр. 21.
Урок 6. Орфография.
Орфографический разбор слов
Ц е л и: повторить основные орфографические понятия; продолжить формирование умения графически обозначать условия выбора орфограмм; формировать умение созда- вать устное сообщение в научном стиле.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
-
Орфографическая разминка. Ученики списывают слова, вставляют пропущенные буквы, графически объяс- няют условия выбора орфограмм.
6 Пред..юбилейный, от..ехать, из..ян, ад..ютантский, ин..- екция, под..ём, ар..ергард, необ..ятный, раз..яриться, об..езд- чик, интерв..юировать, суб..ект, фел..етон, меж..ярусный, в..южный, кар..ерист, п..едестал, об..ём, кинос..ёмка, обез..- янка, необ..ятная, пред..явить, кар..ера, ш..ёшь, раз..единить, под..езжая.
В качестве вывода учащиеся рассказывают правила по- становки ъ и ь знаков.
-
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:
-
Что изучает фонетика? -
Расскажите о системе звуков русского языка. -
Какие фонетические процессы вам известны? При- ведите примеры.
Упр. 19 (по цепочке). Упр. 21 (устный ответ). Ученики на доске разбирают слова поездка, октябрь, здравствуй, льются.
-
Повторение сведений по орфографии.
-
Повторение общих орфографических понятий. Бе- седа по вопросам и заданиям:
-
Вспомните, что изучает орфография. -
Что такое орфограмма?-
Какие типы (группы) орфограмм вам известны? (Гласные буквы. Согласные буквы. Большие буквы. Ь не- разделительный. Ъ и ь разделительные. Дефис. Слитное и раздельное написание. Чёрточка при переносе.) -
Каковы опознавательные признаки орфограмм? По каким фонетическим опознавательным признакам можно найти в слове орфограммы-буквы? (См. таблицу «Опозна- вательные признаки орфограмм» в разделе учебника
-
«Приложение».)
Учитель напоминает школьникам, что, зная опознава- тельные признаки орфограмм, пишущий применяет орфо- графическое правило — инструкцию, в которой указыва- ются условия выбора правильных написаний в словах. В классе также проговаривается, что условия выбора — это фонетические, словообразовательные, морфологиче- ские и смысловые особенности слов, которые определяют, что следует писать в том или ином слове.
-
Повторение правописания е, ё, опосле шипящих.
-
При каких условиях в корне слова после шипящих пишется ё, а когда о? Приведите примеры. -
При каких условиях в суффиксах разных частей речи пишется ё, а когда о? Приведите примеры.
-
Орфографическая работа. Списываются с доски сло- ва, вставляются пропущенные буквы, обозначаются усло- вия их выбора. Учащиеся по очереди выходят к доске и пишут по 3—5 слов.
6 1) Ш..в, ш..л, ш..пот, ш..рох, ш..мпол, ч..порный, пш..нка, ж..ри, ж..лтый, капюш..н, ш..рты, ш..лковый, ш..коладный, ж..раф, заж..г, параш..т, ч..рствый, щ..вель, расч..ска, обж..ра, ож..г ладони, ож..г ладонь.
6 2) Горяч.., хорош.., ещ.., этаж..м, плеч.., печ..т, сгу- щ..нка, реч..нка, парч..й, дач..й, платьиц..м, девч..нка, печ..нка, уч..ба, туш..нка, каблуч..к, пирож..к, борщ..м, марш..м, алыч..- вый, глянц..вый.
-
Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
-
Что изучает орфография? -
Какие буквы следует писать в словах ш..поти
ш..рох? Каковы условия их выбора?
-
Какие буквы следует писать в словах береж..ми
морж..м? Каковы условия их выбора?
-
Домашнее задание. Упр. 20, 23.