ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1164
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
-
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа с учебником. Упр. 7. Ученики составляют словосочетания по схемам; вспоминают, какие предложе- ния являются простыми и сложными; конструируют пред- ложения на одну из тем. Упр. 8. Самостоятельное списы- вание; взаимопроверка. Один ученик записывает на доске первое предложение, выполняет синтаксический разбор, затем класс проверяет разбор. -
Тестовые задани я.
-
Укажите предложение, в котором неверно выделена грамма- тическая основа.
а) Рядом с нашим домом разбили новый парк. б) Взрослые и дети сидели у костра.
в) Дом строят по типовому проекту. г) Кто сегодня дежурит?
-
Найдите распространённое предложение.
а) Зима была многоснежной и радостной. б) Все смеются, и очарование пропало.
в) Великий Устюг — чудо.
г) Принесли пирог с яблоками.
-
Укажите предложение, в котором верно найдены все опреде- ления.
а) Ночь была ясная, звёздно-лунная.
б) Солнечный осенний вечер прохладен. в) Он рассказал ему всю свою жизнь.
г) Вечер золотистый, тихий.
-
Укажите предложение, в котором верно найдены все обстоя- тельства.
а) Ходил он туда по утрам и после обеда, и часто вечерняя темнота заставала его в беседе с Иваном Дми- тричем.
б) Шацкий покорно ушёл в свою комнату.
в) В усадьбе переизбыток довольства, счастья. г) Ничего не понимаю, еду и смотрю вдаль.
-
Отметьте предложение, в котором допущена ошибка при на- хождении дополнений.
а) Я брошу рассказывать.
б) Восторг переполняет маленькое сердце Тёмы.
в) Ювелир навещал Шамета, но не приносил ему ле- карств.
г) Росы холодные и свежий ветер днём умеряют лет- ний жар.
-
Подведение итогов урока.
-
Что значит произвести синтаксический разбор пред- ложения? -
Найдите ошибки в определении: Обстоятель-ство — это главная часть речи, которая отвечает на вопросы где? куд а? откуд а? и обозначает признак предмета.
-
Домашнее задание. Упр. 9.
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Ц е л и: повторить правила постановки знаков препина- ния в предложениях с однородными членами, обращени- ями, прямой речью, в сложных предложениях; формиро- вать умение производить морфемный и пунктуационный разбор, составлять предложения по схемам.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Вос- питание интереса к русскому языку. Познавательные УУД. Синтез знаний. Анализ лингвистических явлений. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и ве- сти беседу.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Ученики выполняют задания учителя:
-
Вспомните, что изучает синтаксис. -
Назовите третье лишнее понятие, аргументируйте свой ответ:
6 сказуемое, дополнение, обстоятельство (понятие ска- зуемое лишнее: это главный член предложения, тогда как следующие два понятия называют второстепенные члены);
6 дополнение, обстоятельство, прилагательное (по- нятие прилагательное лишнее: это часть речи, а другие слова называют члены предложения).
Упр. 9. Проверка проводится в форме «Лингвистиче- ской эстафеты».
-
Повторение основных пунктуационных правил.
-
Беседа на основе вопросов, предложенных к § 2. -
Повторение правил о постановке знаков препинания при однородных членах. Дети читают правила (спроеци- рованы на экран либо представлены в распечатках), затем расставляют недостающие знаки препинания при однород- ных членах; графически объясняют условия их выбора (работают прямо в распечатках).
-
Из-за моря поднялось солнце и залило светом спокой- ную ровную воду.
(О и О)
Он работает по всем правилам сосредоточенно. (О, О)
Косой дождь всё так же сёк лицо и заливался за шею
и врукава.
(О и О О и О)
Плот тихо и беззвучно подвигался вперёд среди не- мойтишинысрединепроглядногомрака.(О иО О, О)
Пел одинокий женский голос то грустно и смутно тозадорноивесело.(тоО иО, тоО иО)
На сотни вёрст ни дымка ни юрты ни человеческого следа. (А. Серафимович)
(ни О, ни О, ни О)
Ни днём ни ночью спокою не знаешь. (Фразеологизм)
-
Повторение правил постановки знаков препинания при обращениях. Читают правила, разбирают постановку знаков препинания в предложениях с обращениями (уст- но). В тетрадях записывают схемы этих предложений.
Всё родимый надо от сердца делать. (К. Паустовский) Сегодня братец ты мой заниматься не будем. (А. Н. Тол- стой) Благодарю вас тётя Саша. (А. Н. Толстой) Ах Ли- занька ты от себя ли? (А. Грибоедов)
-
Работа с учебником. Упр. 11. Комментированное письмо. Предварительно ученикам предлагается рассмо- треть схемы постановки знаков препинания при прямой речи.
-
Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
-
Что такое пунктуация? -
Что на уроке показалось сложным?
-
Домашнее задание. Упр. 10.
Урок 4. Лексика и фразеология
Ц е л и: вспомнить основные лексические и фразеологи- ческие понятия; продолжить работу по орфографическому и пунктуационному разбору.
Личностные УУД. Воспитание интереса к русскому языку. Познавательные УУД. Анализ явлений. Извлече- ние информации. Коммуникативные УУД. Умение ясно и точно выражать свои мысли. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Упр. 10 (по цепочке). В качестве вывода учитель даёт задание рассказать, на каком основании ставится запятая в сложном предложе- нии. -
Орфографическая разминка. Ученики вставляют пропущенные буквы, обозначают условия выбора орфо- грамм. Один работает на доске, остальные — в тетради.