ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1227
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Урок 12. Сочинение по картине
И. И. Бродского «Летний сад осенью»
(письмо о впечатлениях)
Ц е л и: совершенствовать умение описывать пейзаж, изображённый на картине; вспомнить особенности письма как жанра письменной речи; учить работать с опорной схе- мой 1 «Описание пейзажа, изображённого на картине».
Личностные УУД. Воспитание эстетического видения мира. Познавательные УУД. Построение речевого выска- зывания в устной и письменной форме. Коммуникатив- ные УУД. Умение точно и ясно выражать свои мысли.
Ход урока
-
Работа с текстом. Ученики его читают, отвечают на вопросы.
6 Приветствую тебя, Даниил, из прекрасного города Санкт- Петербурга! Нахожусь сейчас в интернет-кафе и пишу тебе о недавних впечатлениях.
Я посетил музей художника Исаака Бродского, пейзажиста и портретиста. Он окончил с отличием Одесское художествен- ное училище. В девятнадцать лет был принят без экзаменов в Петербургскую академию художеств. Полотна Бродского из- вестны во всём мире. С одной из картин живописца, написан- ной под впечатлением от боя быков в Испании, произошла необычная история. Огромный холст «Бой быков» был украден
прямо с выставки. Через несколько лет автор выкупил эту кар- тину для своей коллекции. Даю ссылку на видеоролик, где по- казаны музейные залы. Знаю, что тебе будет любопытно! http://nimruh.ru/musbrod/
А я продолжаю своё путешествие и отправляюсь в Летний сад. Этот парк — настоящий музей под открытым небом. Он был основан Петром Первым. Сначала Летний сад можно было посетить лишь по приглашению самого царя. Позднее туда стали пускать разную «прилично одетую» публику. В Летнем саду ожидаю увидеть прямые аллеи, великолепные статуи, бе- седки и «пышное природы увяданье», соответствующее време- ни года.
Об интересном обязательно напишу. Жму руку. Твой «друг бесценный», Константин. (Е. Касатых)
-
Какому жанру принадлежит текст? Какова его ком- муникативная установка? -
Какова композиция? -
Приведите примеры слов речевого этикета, свой- ственных жанру письма. -
Что представляют собой фразы, заключённые в ка- вычки?
Рекомендации учителю. Необходимо назвать особенно- сти жанра, которые записываются в тетрадь. Говорится о том, что личное письмо адресовано конкретному человеку (есть обращение, учёт личных интересов адресата), в пись- ме соблюдается речевой этикет (есть слова приветствия и прощания). Анализируется композиция письма: оно начи- нается с обращения и вступления, подводящего к основ- ному повествованию. Во вступлении поясняется, какие обстоятельства побудили автора написать письмо. В ос- новной части излагается то, о чём автору важно расска- зать. Письмо заканчивается прощанием. Константин де- лится впечатлениями, рассказывает о недавних событиях, стараясь заинтересовать адресата.
-
Свободный диктант. Ученики слушают текст. Вы- полняют задания.
Задание 1 (общее). Определите тему и основную мысль текста. Докажите, что прочитан текст-описание (а не повествование, не рассуждение).
Задание 2а (для девочек). Обратите внимание на определения, передающие красоту пейзажа. Постарайтесь запомнить, к какому существительному они относятся.
Задание 2б (для мальчиков). Обратите внимание на глаголы. Постарайтесь запомнить, к какому существи- тельному они относятся. (Подчеркнуть, что глаголы тоже участвуют в создании образа осенней природы.)
6 Лучи сентябрьского солнца пронизывают воздух. Кажет- ся, что неизвестный художник позолотил заросли осиновых кустов. От них тянутся длинные причудливые тени. Прозрачные
облака покрывают нежно-голубое небо. На горизонте виднеет- ся багряный румянец заката. Мягкий и нежный ветерок едва тревожит воздух. Огромное солнце опускается за горизонт, и вот уже на востоке появилась одинокая белёсая звёздочка. (По Н. Г. Ткаченко)
В целях обеспечения активного темпа урока и акцен- тирования внимания на образных средствах на доске (или в распечатках) записана последовательность изображения объектов пейзажа, опорный лексический каркас (лучше сделать это в столбик).
Лучи солнца, осиновые кусты, тени, небо и облака, закат, ветерок, солнце, звёздочка.
Дети произносят то, что запомнили. Потом это сверя- ется с открывшейся записью на доске:
2а Сентябрьское солнце; длинные причудливые тени; прозрачные облака; нежно-голубое небо; багряный* румя- нец заката; мягкий и нежный ветерок; огромное солнце; одинокая белёсая** звёздочка.
2б Лучи пронизывают; художник позолотил; тени тянутся; облака покрывают; румянец виднеется; вете- рок тревожит; солнце опускается; звёздочка появилась.
-
Багряный — густо-красный, багровый.
** Белёсый — беловатый, тускло-белый.
Текст читается второй раз, воспроизводится письменно с опорой на лексический каркас.
-
Знакомство с опорной схемой 1 «Описание пейза- жа, изображённого на картине». Ученики читают схему, выполняют задание и отвечают на вопросы:
-
В чём поможет опорная схема при анализе картины и написании сочинения? -
Из скольких частей состоит сочинение-описание пейзажа? -
Назовите синонимы к словам художник и картина, помогающие избежать повторов. -
Встретились ли в схеме слова, значение которых не- понятно?
-
Обсуждение пейзажа «Летний сад осенью». В на- чале этого этапа учитель предлагает пофантазировать, где учащиеся могли увидеть пейзаж Бродского, о котором впоследствии будет написано письмо. (На художествен- ной выставке; обратил внимание на репродукцию в кни- ге; случайно нашёл в Интернете и решил рассмотреть.) Обращаем внимание учеников, что в будущем письме по- сле слов приветствия можно рассказать об обстоятельствах знакомства с картиной. Основная часть письма представ- ляет собой описание изображённого пейзажа.
Беседа по вопросам и заданиям:
-
Может ли кто-то поделиться первым впечатлением? (Дети озвучивают свои варианты и пробуют чётко сфор-
мулировать мысль, опираясь на один из вариантов выска- зываний, предложенных в схеме.)
-
Что изображено на картине? Какова тема? Какую мысль художник выразил средствами живописи? (На кар- тине изображён уголок Летнего сада, широкая аллея, по бокам её посажены деревья. На полотне Бродский пере- даёт восхищение, любование осенью; радостное, припод- нятое настроение осеннего светлого вечера; утверждает мысль о том, что осень — прекрасная пора, когда при- рода предстаёт в удивительном по красоте убранстве.) -
Обратим внимание на цветовую гамму пейзажа. Как с помощью цвета художник передаёт настроение? Отвечая на вопрос, дети пытаются чётко сформулировать высказывание, опираясь на конструкции из схемы.
(Палитра пейзажа приглушённая, осенняя; создаёт на- строение светлое, радостное; ощущение осеннего праздни- ка, чуть грустного от того, что на смену золотой осени придёт осень хмурая, слякотная; «прощальная краса» сменится «унылой» предзимней порой.)
-
Рассмотрим подробно, что и как изображено на кар- тине. Для удобства будем записывать материал в виде та- блицы.
Аллея, деревья | Небо | Беседка | Люди |
| | | |
-
Какими художник увидел осенние деревья, кроны, листву? Как выглядят стволы деревьев? Можно ли на- звать палитру типично осенней? Какие это цвета? (Кроны деревьев жёлтые, охристые* и дымчатые.) Отметим, что около беседки находится чуть зеленоватая веточка, кото- рая будто напоминает о лете. Обращает на себя внимание свесившаяся ветка дерева, ярко освещённая солнцем, ли- стья на ней яркие, золотые. На картине изображён ясный осенний вечер. Можно процитировать предложения из дик- танта: От них тянутся длинные причудливые тени. Лучи сентябрьского солнца пронизывают воздух. Верхушки стволов деревьев на переднем плане вынесены за пределы полотна, что создаёт дополнительное впечатление строй- ности, устремлённости ввысь.
-
Охристый (от охра — природная минеральная краска жёлтого или красного цвета) — жёлтый или красный.-
Обратите внимание, как художник изобразил небо. Подумайте, почему небо занимает значительную часть пространства на полотне. (Цвет неба изменяется от свет- ло-синего (лазурного) до серебристо-серого. Небо занимает большую часть пространства картины, делая изображение особенно светлым, воздушным.) Вспомним представление неба в пейзаже диктанта: Прозрачные облака покрывают нежно-голубоенебо.-
Где находится беседка? Какая она? Для чего живо- писец её изображает? (Беседка серовато-белого цвета. Ажурные перила освещены солнцем, что создаёт впечат- ление лёгкости, даже праздничности. Но беседка пуста, в ней нет людей, и это напоминает о скорой зиме, вносит настроение грусти.) -
Представьте, что чувствуют люди, гуляющие в осен- нем парке? Чем они заняты? Как одеты? (На аллее до- вольно много людей. Они наслаждаются прозрачным ве- чером, тёплыми солнечными лучами. На дорожке играют дети, кто-то прогуливается, кто-то сидит на скамейке. Среди прохожих, написанных в серых, графитовых тонах, выделяются двое детей: девочка в красноватом пальто и маленький мальчик в светло-синем. Облик этих детей от- вечает общему приподнятому настроению.) -
Какие мысли и переживания возникают после вни- мательного рассмотрения пейзажа? (Строятся высказыва- ния по вариантам, предложенным в схеме.)
-
-
Материал для заполнения таблицы.
Аллея, деревья: просторная аллея, кружевные тени, опав- шие листья, величественные деревья, свет пронизывает, зеле- новатая ветка.
Небо: занимает значительное пространство, светло-синее, лазоревое, серебристо-серое, просвет между деревьями, впе- чатление ясного прозрачного вечера.
Беседка: серовато-белая, одинокая, ажурные перила лест- ницы, настроение лёгкости и праздничности, грустит о лете.
Люди: крошечные фигурки, вносят оживление, прогулива- ются в глубине аллеи, сидят на скамейках, наслаждаются.
-
Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
-
Какие элементы обязательно будет включать пись- мо, которое вы напишете? -
О чём пойдёт речь в основной части письма? -
На что обратите внимание, проверяя дома своё со- чинение? (На грамотность; на чёткое построение предло- жений: лучше, чтобы подлежащее и сказуемое находи- лись в начале предложения, это позволяет чётко выразить мысль; на логичность и связность текста; на точность опи- сания.)
-
Домашнее задание. Упр. 48. С опорой на план и записи в тетради.