ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1174
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
в наречиях на -о и -е
Ц е л и: повторить написание н и нн в прилагательных и причастиях; познакомить с правилом написания н и нн в наречиях; учить применять изученное правило.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Чтение с целью выделения информа- ции. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог. Умение уважительно относиться к от- вечающему сверстнику.
Ход уроков
-
Проверка домашнего задания.
-
Экспресс-опрос. Учитель называет словосочетания. Ученики указывают наречие и обосновывают гласную в приставках не- и ни-.
-
Некто в длинном плаще; никто не явился; нимало не смущаясь; ничуть не устал; несколько тетрадей;ра- бота заняла немало дней; нисколечко не приукрасил; никуда не торопится; явился из ниоткуда;неоткуда взяться.
-
Упр. 254 (по цепочке).
-
Освоение нового материала. Чтение и анализ § 40. -
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа с учебником. Упр. 256. Устно. Упр. 257. Комментированное письмо. -
Орфографический диктант. Ученики записывают слова, вставляют пропущенные буквы, графически объяс- няют условия выбора орфограмм.
6 Море взволнова..но; девушка взволнова..на; смотрели взволнова..но; экспедиция организова..на; девочка организо- ва..на; пыль рассея..на в воздухе; девушка грустна, рассея..на; вести себя рассея..но; встреча устрое..на; погода ветре..на; она ветре..на, несобра..на.
-
Диктант с самопроверкой.
6 Случается, что пернатым странникам, пролетающим над морем, негде укрыться от яростного урагана. Морское судно,
повстречавшееся им в жестокую непогоду, становится един- ственно возможным спасением. Неожиданно для моряков пти- цы опускаются на палубу, на борта, на снасти. Корабль как будто обвешан живыми гирляндами. Люди никогда не обижают доверчивых птиц. Морское поверье говорит, что неизбежно несчастье для того корабля
, на котором была убита птица, просившая приюта. (Из книги «Триста диктантов»)
-
Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
-
От чего зависит написание ни ннв наречиях? -
В чём сложность выбора н и нн в наречиях? (Не- обходимо хорошо знать правила написания н и нн в при- лагательных и причастиях; важно отличать наречия от кратких прилагательных и причастий.)
-
Постановка домашнего задания. Урок 74. § 40. Упр. 258. Урок 75. Упр. 259.
Урок 76. Контрольный диктант
6 Гроза ширилась и наступала на лес. Мы взволнованно переглянулись. Большущая туча, долго висевшая у самого го- ризонта, неожиданно оказалась прямо над нами. Вот блеснула огненная нить, и густой смешанный лес мгновенно озарился зловещим светом кроваво-красного пламени. Обиженно про- рокотал гром, и по листьям забарабанили капли дождя.
Чтобы как следует узнать и прочувствовать грозу, надо хотя бы раз в жизни повстречаться с ней в лесной чаще. Дождь хлынул бешеными, неукротимыми потоками. Молнии, вспыхи- вая серебряными отблесками, ослепляли. Спрятаться было со- вершенно негде. Нас окружали непроходимые заросли, затоп- ленные водой, и крупные листья, обвешанные маслянистыми каплями. Мы были путниками, вымокшими до нитки, ничем не защищёнными от дождя.
Но вот небо медленно очистилось от туч, погода проясни- лась, дружелюбно засияло солнце. Мы пошли быстрее по скользкой от воды тропинке, ведущей к знакомой проезжей дороге. (Из книги «Триста диктантов») (126 сл.)
Урок 77. Описание действий
Ц е л и: совершенствовать навыки письменной моноло- гической речи; учить создавать собственный текст на ос- нове опорной схемы 3 «Описание действий»; пронаблю- дать роль наречий при описании трудового действия; раз- вивать внимание к человеку и его труду.
Личностные УУД. Личностное и профессиональное самоопределение. Познавательные УУД. Анализ явлений. Построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выра-
жать свои мысли. Владение монологической и диалогиче- ской формами речи.
Ход урока
-
Мотивационное начало урока. Слово учител я. На уроке предстоит работать над сочинением — описанием действий, трудового процесса. Ключевыми лексическими единицами такого сочинения являются глаголы, деепри- частия (описывают основное и добавочное действия) и на- речия (обозначают последовательность и качество дей- ствий). В тексте важно передать последовательность дей- ствий, что делалось сначала, а что потом; важно передать отношение мастера к своему делу, отношение автора со- чинения к наблюдаемому процессу. -
Работа с учебником. Упр. 260. Ученики читают, от- вечают на вопросы; списывают текст, по-другому его оза- главив. (Варианты названия: «Работа мастера», «Ма- стерство плотника».) Называют наречия, участвующие в описании действий. Выполнение самостоятельное, после чего происходит проверка. (Наречия, с помощью которых автор «рисует» действия: лучше всех, быстро, ровно. На- речия, с помощью которых автор указывает на последо- вательность действий: сначала, потом.) -
Работа с опорной схемой 3 «Описание действий».
Беседа по вопросам:
-
Понятно ли вам, из каких частей состоит сочине- ние? Как строить предложения основной части, описыва- ющей собственно действие? -
С помощью каких слов передаётся последователь- ность трудового процесса?
-
Чтение и анализ образца сочинения — описания действия.
Волшебная верёвка
-
Чтобы мой день рождения запомнился гостям, я решил организовать игру «Волшебная верёвка». (2) Для этого мне по- надобилось много небольших призов. (3) Сначала я завернул каждый предмет в подарочную бумагу, потом крепко обвязал толстой ниткой и аккуратно подвесил на ленту, протянутую от стены до стены.
-
Наступил день рождения, угощение было съедено, и пришло время проводить игру. (5) Всем гостям по очереди я завязал глаза и раздал ножницы. (6) Раскрутив человека во- круг своей оси, я быстро подводил его к верёвке. (7) Взяв первый попавшийся свёрток, гость срезал его.
(8) В завершение игры кто-то получил брелок для ключей, а кому-то досталась ручка с изображением героев мультфиль- ма. (9) Верёвка и вправду оказалась волшебной. (10) Я по- дарил друзьям не только сувениры, но и хорошее настроение. (По «Энциклопедии семейных торжеств»)
-
Беседа по вопросам:
-
О чём говорится во вступлении? -
Из скольких абзацев состоит основная часть? Опре- делите микротему каждого абзаца. (Подготовка к игре; действия во время игры.) -
В предложениях 3, 5, 6, 7 найдите глаголы. Что они обозначают? (Эти слова называют совершаемые дей- ствия, этапы осуществления задуманного.) -
На какие вопросы опорной схемы 3 даёт ответы за- ключительная часть? -
Из текста выпишите наречия: а) передающие после- довательность действий; б) характеризующие труд испол- нителя и его отношение к нему.
-
Подведение итогов урока.
-
Что нового вы узнали на уроке? -
В каких случаях возникает необходимость описа- ния действия? -
Слова каких частей речи являются ключевыми при описании действий? (Глаголы, описывающие основное действие. Деепричастия, описывающие добавочное дей- ствие. Наречия, характеризующие действия.)
-
Домашнее задание. Упр. 263 или 264. Написать сочинение, используя опорную схему 3.
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Ц е л и: познакомить с правилом написания о и е после шипящих на конце наречий; повторить написания о, е, ё после шипящих в разных частях речи; совершенствовать грамматические и пунктуационные навыки.
Личностные УУД. Умение выполнять задания само- стоятельно. Познавательные УУД. Анализ явлений. Из- влечение информации. Систематизация знаний. Коммуни- кативные УУД. Умение эффективно взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной деятельности.
Ход урока
-
Орфографическая разминка. Ученики списывают с доски слова, вставляют нужную букву, вспоминают пра- вила написания букв о, е, ё после шипящих в словах раз- ных частей речи. Для систематизации знаний учащихся рекомендуется использовать распечатку таблицы «Право- писание гласных о, е, ё после шипящих и ц» из книги Л. А. Поникаровой «Русский язык. Фонетика, словообразова- ние, орфография в таблицах и заданиях» (М.: Просвещение, 2009).
Забавная девч..нка, галч..нок выпал из гнезда, толч..- ное стекло, следить за матч..м, тесная лавч..нка, жал- кая душ..нка, порывы свеж..го ветра, главный дириж..р,
причёсанный ухаж..р, гаш..ная известь, вкусная сгу- щ..нка, перч..ная туш..нка, детская рубаш..нка, корот- кие ш..рты, ровная ч..рточка, подавился лапш..й, ш..ко- ладные конфеты, мокрое ш..ссе, прож..рливая гусеница, ж..лтыйкрыж..вник.
-
Освоение нового материала. Учащиеся читают пра- вило из § 42. -
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа с учебником. Упр. 265. Комментированное письмо. -
Объяснительный диктант. Учащиеся записывают несколько предложений по выбору учителя.
6 1) Вышла Марья Мироновна в новой плюшевой шубе и в шали с розанами. (А. Н. Толстой) 2) Собака вытащила гнездо