ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1220
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Ц е л и: активизировать правила написания дефиса в наречиях.
Личностные УУД. Воспитание нравственных основа- ний личности. Умение работать самостоятельно. Познава- тельные УУД. Извлечение информации. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и ве- сти беседу.
Ход уроков
-
Орфографическая разминка. Семиклассники записы- вают слова под диктовку; один ученик работает у доски.
Шагнуть влево; справа грозит опасность; уйти за- светло; задолго до приказа; добраться затемно; выте- реть досуха; изредка интересоваться; начать заново; засидеться допоздна; глядеть искоса; наесться досыта; вымести начисто.
-
Проверка домашнего задания. Упр. 271. К доске выходят два ученика; первый зачитывает наречия, окан- чивающиеся на а, второй зачитывает наречия, оканчива- ющиеся на о. -
Освоение нового материала. Выполнение заданий и ответы на вопросы к § 44. -
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа с учебником. Упр. 274. Выполняют устно, по цепочке. Упр. 277. Комментированное письмо. Упр. 278. Самостоятельное выполнение. -
Объяснительный диктант.
6 1) Выть тебе по-волчьи за твою овечью простоту. 2) По хорошему гостю и хозяину почёт ведётся. 3) Поёт по- соловьиному, а кусает гадюкой. 4) Узнаём мы сокола по во- роньим перьям! 5) Всякий выбирает себе друга по своему нраву. 6) Делай как-нибудь, так и никак не будет. (Пословицы)
-
Словарная работа. Выписываются слова из § 44; с ними составляются предложения.
-
Тестовые задани я.
-
В каком(их) ряду(ах) все слова пишутся через дефис?
а) (по)осеннему свежо; (по)февральски промозгло; до- говориться (по)хорошему; (по)первому снегу
б) передвигаться (по)медвежьи; (во)первых, нужно ска- зать; (по)видимому, придётся решать; ползти (по)пластун- ски
в) (по)детски радостный; радуется (по)настоящему; глядит (по)умному; (по)умному взгляду
г) (по)лисьи хитёр; уйти (по)английски; (по)хорошему мил; будь (по)вашему
-
В каком(их) ряду(ах) все слова пишутся через дефис?
а) кое(как) выполнить; кто(либо) придёт; где(нибудь) далеко; (мало)помалу рассвело
б) будто(бы) наступило лето; (как)будто пришла весна; хорошо(бы) узнать ответ; понятно(ли) объяснение
в) (белым)бело; зачем(то); (едва)едва; (крест)накрест
г) (тот)час вернулся; (со)всем заработался; подняться (с)позаранку; (в)дребезги разбить
-
Домашнее задание. Урок 83. § 44. Упр. 275. Урок 84. § 44. Упр. 279. Запомнить написание словарных слов.
Уроки 85—86. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
Ц е л и: познакомить с правилами написания наречий, образованных от существительных и количественных чис- лительных; учить грамотно писать эти наречия; совер- шенствовать умение строить монологическое высказыва- ние на лингвистическую тему.
Личностные УУД. Воспитание уважительного отноше- ния к сверстникам. Познавательные УУД. Анализ явле- ний. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход уроков
-
Проверка домашнего задания.
-
Фронтальный опрос:
-
-
Как приставки и суффиксы влияют на написание наречий? -
Как пишутся наречия с повторяющимися корнями? -
Как отличить наречия от именных частей речи с предлогом, сходных по звучанию?
-
Упр. 279. Форма учебной деятельности — «Лингви- стическая эстафета».
-
Освоение нового материала.
-
Работа с таблицей «Слитное и раздельное написание наречий».
-
Ученики слушают объяснение учителя; записывают в тетрадь примеры из таблицы; графически объясняют ус- ловия выбора орфограмм.
Слитно | Раздельно |
Наречия, образованные от существительных | |
Если образованы от суще- ствительных, не употребляе- мых без предлогов в совре- менном русском языке. Вдребезги, исподтишка, на- утёк | Если образованы от существи- тельных с предлогами без, до, под, в, на, за, с. Без ведома, до отказа, в ста- рину, на бегу, за полночь |
Если образованы от суще- ствительных с предлогом в и корнем -пол-. Вполоборота, вполголоса, вполсилы | Если существительное, от ко- торого образовано наречие, на- чинается с гласной, а предлог заканчивается на согласную. В охапку, без устали, без оглядки |
Если внутрь образованного слова не может быть встав- лено определение без изме- нения смысла. Наотрез, вприпрыжку,спле- ча | Если образованы от сочетания двух существительных с пред- логами. В конце концов, бок о бок, из века в век |
Наречия, образованные от прилагательных | |
Если образованы от кратких и полных прилагательных (кроме начинающихся с гласных). Вплотную, вслепую | Если образованы от прила- гательных, начинающихся с гласных. В открытую |
Наречия, образованные от собирательных количественных числительных | |
Если образованы от числи- тельных с приставками в-, на-. Вдвое, надвое, вдвоём | Если образованы от числитель- ных с приставкой по-. По двое, по пятеро, по семеро |
Наречия, образованные от наречий | |
Донельзя, назавтра, покуда | |
Наречия в сравнительной степени Получше, побольше, поярче | |
-
Слово учител я. Особую трудность при письме вызывают существительные с предлогом, способные пере- ходить в наречия. Чаще всего эти слова имеют простран- ственное и временное значение. Приёмы разграничения их удобно показать на примерах.
6 1) Вначале проверим домашнее задание. 2) Нужные све- дения содержатся в начале книги. 3) Вдали блестел неясный огонёк. 4) В дали ржаного поля темнел лес. 5) Из вороньих гнёзд, черневших на верху дерева, выглядывали любопытные птенцы. 6) Кошка, сидевшая наверху, смотрела на мир со спо- койствием сфинкса. 7) Всех денег ввек не заработаешь. 8) В век информации и высоких технологий приходится много учиться.
Для разграничения наречий и существительных с пред- логом нужно учитывать контекст предложения. Наречия зависят от глаголов, причастий, деепричастий, но сами не имеют зависимых слов. Чтобы убедиться в том, что слово является наречием, можно попробовать заменить его близ- ким по смыслу синонимом: вначале (сразу, сперва), вдали (далеко), ввек (никогда), наутро (утром). Именные части речи с предлогом обязательно имеют зависимые слова: вначале(ч е г о?) книги; в дали (ч е г о?) поля; на верху (ч е г о?) дерева; ввек(како й?) информацииивысоких технологий; на утро (како е?) солнечное ивлажное.
Далее учитель даёт задание выписать из предложений словосочетания с наречиями и существительными-омофо- нами.
-
Активизация и закрепление изученного.
-
Наблюдение над лингвистическим материалом. Чи- тают предложения, находят наречия, называют условия выбора орфограммы.
6 1) Где больше двух, там говорят вслух. 2) Вперёд горя не ищут. 3) Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит. 4)
Всякий человек вперёд смотрит.
-
Грозит мышь кошке, да издалека. 6) Работай с налёту до седьмого поту. 7) За морем светло, а у нас посветлее будет.
-
На чужой стороне родина милей вдвойне. 9) Скажет вдоль, а сделает поперёк. 10) Хорошая работа ввек не умрёт. (По- словицы и поговорки)
-
Работа с учебником. Упр. 281. Комментированное письмо. Далее словарная работа. Со словами из рамок со- ставляются предложения. Упр. 285. У доски по цепочке. Каждый записывает по два сочетания слов, объясняет на- писание наречий. -
Задание по словообразованию. Образовать как мож- но больше наречий от существительных: (на-; с-, -у; на-,
-у)верх, (в; с-, -у; по-, -у)низ, (на-; в-; с-, -и)перёд, (в-, -и;
из-, -и)даль, (с-, -а; в-, -е)начало, (на-, -и; в-)век. Первые слова под руководством учителя, затем самостоятельно с последующей проверкой. Если уровень подготовленности
класса высок, то словообразовательные морфемы можно не указывать.
-
Объяснительный диктант.
6 1) Голубь взвился метров на сто вверх и сделал два кру- га над местом нашей засады, определяя нужное направление.
-
Пёстрый ястреб налетел неожиданно из-за холма и наце- лился схватить голубя сверху, но «почтарь», вовремя заметя врага, юркнул в глушь леса. 3) Фашисты немедленно вскинули автоматы и застрочили вслед раненому голубю. 4) Дежурный на голубиной станции заметил птицу, неровно летящую в вы- шине вечернего леса. 5) Голубь, доставивший сообщение, привязанное к лапе, кувырнулся вниз на землю. Тяжелоране- ная птица была всё ещё жива. (По В. Великанову)
-
Самостоятельная работа. Упр. 286.
-
Подведение итогов урока. Тестовые задани я.
-
В каких рядах все наречия пишутся слитно?
а) (в)перёд горя не ищут; (в)перёдсмотрящий; видеть (на)перёд
б) (в)век не забуду; (во)веки не сделать; упрятать (на)вечно в темницу
в) стоял и (в)даль глядел; пропал (в)дали туманной; виднелся (в)далеке
г) разросся (в)ширь; вклинивается (в)ширь поля; рас- крыть (по)шире
-
В каких рядах все наречия пишутся раздельно?
а) (без)удержу; (без)устали; (в)упор; (в)обрез
б) рубить (с)плеча; сказать (с)горяча; (в)миг понять; запасти (в)прок
в) (с)налёту; (с)разбега; (с)размаху; (до)смерти г) (на)миг; (на)скаку; (на)глазок; (под)силу
-
Домашнее задание. Урок 85. Выучить материал таблицы «Слитное и раздельное написание наречий». Упр. 282. Урок 86. Упр. 283. Подготовиться к словарному диктанту по разделу «Наречие».