ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1176
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Никто не брался воплощать наяву чудесное здание Теле- центра «Останкино». Ведь оно сплошь состоит из стекла и со всех сторон кривой формы. Говорили, что это сделать невоз- можно. А специалисты НИИ поразмыслили и собрали этакий стеклянный бублик из трёх частей.
Из удивительно прочного стекла делают также гвозди. Раз- работано и специальное устройство для их забивания. Они не окисляются, не ломаются и не ржавеют. Их можно использо- вать для крепления электрических проводов, на морских судах, в тропических странах, где коррозия разъедает металл. В му- зее института собрано много диковинных вещей, сотворённых умом и руками российских инженеров-стекольщиков. (По ма- териалам журнала «Смена»)
-
Домашнее задание. Урок 137. Упр. 508. Урок 138. Упр. 512. Подготовиться к итоговому контрольному дик- танту. Повторить правила написания н и нн в разных частях речи, не с разными частями речи. Вспомнить пра- вописание наречий и производных предлогов. Уделить внимание правилам постановки запятых при причастном и деепричастном оборотах, пунктуации в сложном пред- ложении. Дополнительно: найти и выписать пословицы и афоризмы о таланте, одарённости, вдохновении (задание к уроку 140).
Урок 139. Контрольный диктант
6 Как украсилась бы жизнь, если бы каждый человек знал, на что он способен! Ведь каждый может куда больше, чем ему кажется. Он и смелее, чем себя считает, и выносливее, и сильнее. В голодную зиму ленинградской блокады мы насмо- трелись на чудеса человеческого существования. В истощён- ных телах поражала энергия души, её стойкость. Теоретически даже медицина не могла представить организм, который мог
бы вынести столько лишений. И вдруг оказалось, что пределы эти можно превзойти, что можно жить и действовать силами, не предусмотренными наукой: любовью к Родине и злостью, ненавистью к врагу.
Но ведь и в будничной жизни бывают такие нечаянные часы, когда человек реализует себя с необычайной полнотой. Откуда-то берутся силы, заостряется ум, вскипает воображе- ние… И если это возможно однажды, то почему не дважды и не каждодневно? Ресурсы человека ещё плохо изучены. (По Д. Гранину) (129 сл.)
Урок 140. Урок творчества: от впечатления к слову
Ц е л и: формирование положительного восприятия учебного предмета «Русский язык»; повышение мотива- ции к творчеству; воспитание бережного отношения к окружающему миру; воспитание чувства прекрасного.
Личностные УУД. Развитие эмоциональной сферы личности. Воспитание внимательного отношения к слову. Познавательные УУД. Анализ изучаемых языковых яв- лений. Расширение круга фоновых знаний. Коммуника- тивные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
-
Обмен впечатлениями. Просматриваются слайды c репродукциями картин русских живописцев. Смена изо- бражений происходит не быстро, после каждого слайда учащиеся озвучивают впечатления, ассоциации, пережи- вания. Беседа по вопросам:
-
Как вы думаете, всякий ли человек способен соз- дать настоящее произведение искусства? -
Что такое творчество? Из чего рождается потреб- ность творить, создавать что-то новое? -
Как вы понимаете смысл высказывания П. И. Чай- ковского: «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых»?
Ученики записывают свои размышления, заканчивая предложение: Смысл высказывания П. И. Чайковского я понимаю так: … Зачитывают записи. Учитель подводит итог размышлениям, говоря о том, что талант может со-
стояться и принести плоды тогда, когда человек любит своё дело, упорно и много трудится, вопреки всему оста- ётся верен своей мечте. Талантливый человек творит, соз- даёт, созидает красоту окружающего мира.
-
Озвучивание и обсуждение подготовленных посло- виц и афоризмов.
-
Размышления над текстом.
6 Неизвестно почему вдруг именно в этом, а не в другом человеке просыпается способность к искусству.
Вероятнее всего, талант накапливается по капельке, пере- даваясь по наследству, от колена к колену, как цвет волос, черты лица или характера. Он пробивается по родословной, как огонёк по бикфордову шнуру, чтобы однажды, в каком-ни- будь там поколении, разразиться ослепительным взрывом. Он мог не проявляться в предыдущих коленах, но не проявивши- еся крупицы его всё равно передавались дальше и копились, копились, дожидаясь своего проявления.
Никто не знает, что такое талант, где его искать в челове- ке. Ясно одно, что талант — какая-то удивительная, редкая особенность, доставшаяся одному человеку и не доставшаяся другому, как достались ни за что ни про что удивительные го- лосовые связки Шаляпину, Собинову или Карузо.
В судьбе одного человека талант выступает как данность. Он бывает принят в виде таинственной далёкой эстафеты. Но, конечно, нужны и другие, внешние условия, чтобы он не ушёл ещё дальше в последующие поколения, либо не погиб, едва- едва проявившись. (По В. Солоухину)
Вопросы и задание по тексту:
-
О чём размышляет В. Солоухин? -
Что, по мнению автора, является источником та- ланта? -
Подумайте, какие крупицы таланта передаются из поколения в поколение в вашей семье.
-
Написание сочинений по выбранной теме.
«Что я могу сделать, чтобы развить свой талант к …»
«Нужен ли человеку талант?»
«Что могут сделать взрослые, чтобы поддержать та- лантливого ребёнка?»
Приложение
Опорная схема 1
Описание пейзажа, изображённого на картине
Ключевые слова-синонимы. Художник = живописец, пейза- жист, автор полотна. Картина = холст, полотно, произведе- ние, пейзаж. Цветовое решение = палитра, колорит, тона, цветовая гамма. Пространство = ландшафт, уголок, местеч- ко,местность.
-
Вступление.
-
Симпатично ли вам изображённое на картине? Хочется ли оказаться в подобном месте и ситуации? Вспоминается ли что-то приятное при любовании пейзажем?
Я смотрю на картину (название, художник), и мне кажет- ся, что…
Я рассматриваю пейзаж (название, художник), и мнехо- чется…
Местечко, изображённое на картине, производит впечат- ление…
-
Определение темы и основной мысли.
-
Что изображено на картине? Какую мысль художник вы- разил на холсте?
На картине (название) художник изобразил…
На полотне (название, фамилия художника) мы видим… Пейзаж наводит на мысль о…
По замыслу художника, пейзаж передаёт…
-
Цветовое решение картины.
-
Каково общее цветовое впечатление? Какое время суток запечатлел художник? Какова освещённость? Как можно опи- сать тени?
Пейзаж выдержан в… тонах, поэтому, когда смотришь на полотно, возникает чувство…
…колорит пейзажа рождает чувство…
Используя… тона, художник создаётвпечатление…
…палитра позволяет передать настроение…
Пейзажист использует… поэтому возникает ощущение…
6 Лексика, помогающая описать цвет и свет. 1) Спокойная палитра, сдержанный колорит, приглушённые тона, тёмные тона, яркие цвета, насыщенная палитра, богатая, пёстрая цветовая гамма.
-
Утро, день, полдень, вечер, ночь, сумерки. 3) Солнечный, ясный, прозрачный, пасмурный, сумрачный, лунный, туманный.
6 Лексика для описания настроения. Умиротворённое, радост- ное, весёлое, светлой грусти, оживления, загадочности, внезапной
радости, тихой радости, ликования, тягостное, сумрачное; ощущение праздника.
-
Что и как именно изображено?
— На каких объектах живой и неживой природы остановил художник свой взгляд? Какие из них центральные? Какие яв- ляются деталями? Как один объект связан с другим?