ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1228
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
-
Домашнее задание. Упр. 363.
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Уроки по развитию связной речи, посвящённые состав- лению рассказа по данному сюжету и по началу и концу см. в книге Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 7 клас- се» (М.: Просвещение, 2012).
Урок 122. Смысловые частицы
Ц е л и: дать понятие о смысловых частицах; познако- мить со значениями, которые выражают частицы; учить распознавать значения частиц; формировать умение отли- чать частицы от слов других частей речи; учить самосто- ятельно конструировать средства учебной деятельности.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Фор- мирование интереса к художественному слову. Познава- тельные УУД. Извлечение информации. Создание соб- ственных алгоритмов творческой деятельности. Ознакоми-
тельное чтение. Коммуникативные УУД. Эффективное взаимодействие с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Один ученик расска- зывает о формообразующих частицах, опираясь на свои примеры. Упр. 363 (по цепочке). -
Освоение нового материала. Читают § 68. Просма- тривают слова в рамках, знакомятся с разнообразными частицами. Получают задание прочитать предложенный ниже текст, опознать частицы и определить их значение.
6 Вот зверь исступлённо застучал лапами о землю. Вот раздалось гулкое чавканье челюстей.
«Скорей же, скорей спасайся!» — сказал я себе и, прижи- маясь к скользкому, глинистому обрыву, пополз над стремни- ной. Я мог бы сорваться и утонуть, но страх перед таинствен- ным зверем придавал мне небывалую ловкость. Кое-как до- брался я до палатки.
-
Что с тобой? — всполошился Иван Иваныч. — Ты блед- ный, словно смерть! -
Там… — махнул я дрожащей рукой. -
Что там? — удивился он. -
Не знаю. Кто-то так страшно гавкает и роет землю… -
Да ведь это самый опасный зверь в сибирской тайге, — прошептал проводник. — Постараюсь обязательно добыть тебе на память клыки этого страшного хищника.
Немного спустя Иван Иваныч с ухмылкой подошёл к палат- ке, волоча на спине… козла. Именно козла, ярко-рыжего, с белой подушкой у хвоста, с двумя изящными черноватыми рогами. Геологи весело подтрунивали надо мной. Да и сам я смеялся над забавной, нелепой своей трусостью пуще товари- щей-шутников. (По П. Сигунову)
* Стремнина — место в реке, потоке с бурным стремительным течением; быстрина.
-
Активизация и закрепление изученного. Упр. 409,
410. Выполняют устно. Формы глагола в условном накло- нении — было б, поскакал бы. Упр. 411. Комментирован- ное письмо. Упр. 412. Обсуждение с последующим пись- менным выполнением. Упр. 414. Выполняют устно. Учи- тель отмечает разницу сфер употребления частиц именно (в художественной, деловой, научной речи) и как раз(в разговорной). Упр. 416. Письменное выполнение с пред- шествующим разбором. Упр. 417. Самостоятельная работа.
-
Составление таблицы. Ученики получают задание самостоятельно продумать и записать систематизирую- щую таблицу (или схему) «Смысловые частицы». Со сто- роны учителя требуются пояснения, что таблица нужна
для целостного представления о многообразии значений смысловых частиц и эффективного запоминания этих зна- чений. У столбцов должны быть заголовки. В качестве примеров используются слова в рамках к § 68—69. За- пись может иметь вид классической таблицы или другой схемы в том виде, как она представляется учащимся.
-
Домашнее задание. § 68. Упр. 369. Доработка и оформление таблицы «Смысловые частицы».
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Ц е л и: познакомить учащихся с раздельным и дефис- ным написанием частиц; закрепить знания о смысловых частицах; формировать умение писать слова с частицами бы, ли, же, -то, -ка.
Личностные УУД. Воспитание уважительного отноше- ния к результатам труда окружающих. Познавательные УУД. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Эффектив- ное взаимодействие с учителем и сверстниками в процес- се учебной деятельности.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Учитель отбирает грамотно оформленные и наиболее интересные таблицы. Представление таблиц классу сопровождается пояснения- ми авторов. Упр. 374 (по цепочке). Морфологический раз- бор слов выполняется на доске. -
Освоение нового материала. Беседа по § 69. -
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа с учебником. Упр. 420. Комментированное письмо. Упр. 421. Письменное выполнение с предшеству- ющим разбором. Упр. 422. Самостоятельное выполнение с последующей проверкой. -
Работа по распечаткам. Учащимся даётся задание вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, обозна- чить условия выбора орфограмм. Форма учебной деятель- ности — «Лингвистическая эстафета».
6 Кот попался этим(же) вечером. (К. Паустовский) 2) Всег- да(то) ты меня обижаешь. (В. Вересаев) 3) В то(же) время ста- рый капитан сумел выразить мне и сочувствие, и покровитель- ство. (М. Пришвин) 4) Петька за(то) был совершенно доволен: он продрался сквозь кусты куда(то) в сторону… (В. Вересаев)
-
Наверное, то(же) самое делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. (М. Пришвин) 6) Дупла дятлов приходится искать точно так(же), как и грибы: всё время напряжённо смо- тришь перед собой по сторонам, куда только хватает зрения, и всё (в)низ и (в)низ, хотя дупла дятлов, конечно, (в)верху.
(М. Пришвин) 7) Ну, наконец(то), вот теперь всё пойдёт прекрасно. (И. Бунин) 8) Подойди(ка) (ко)мне, Серёжа! (С. Ак- саков)
-
Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
-
Как отличить сочетания слов то же, так же, что бы от союзов тоже, также, чтобы? (Союзы также, тоже можно заменить союзом и, а союз чтобы — состав- ным союзом для тогочтобы.) -
Какие частицы пишутся раздельно со словами? (Бы,
же, ли.)
-
Какие частицы пишутся через дефис? (-То, -либо,
-нибудь, -ка.)
-
Домашнее задание. § 69. Упр. 425.
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Ц е л и: познакомить с порядком морфологического раз- бора частицы; формировать умение определять граммати- ческие признаки частиц.
Личностные УУД. Воспитание уважительного отноше- ния к отвечающим сверстникам. Умение работать само- стоятельно. Познавательные УУД. Анализ явлений. За- крепление зрительного образа слова. Коммуникативные УУД. Эффективное взаимодействие в процессе учебной деятельности.
Ход урока
-
Лингвистическая разминка. Игра «Счётчик». жюри гамма бетон салют фигура расчёт матч юный салат мечта гитара шофёр сгиб мечта маляр почерк забота брошь -
Проверка домашнего задания. Трое работают у до- ски. Из упр. 425 надо выписать слова в три столбика: с орфограммой-дефисом в местоимениях, в наречиях, в при- лагательных. В это время один учащийся отвечает по § 69. -
Освоение нового материала. Знакомство с поряд- ком морфологического разбора частицы. -
Активизация и закрепление изученного. Делают самостоятельно упр. 427 с последующей проверкой. Разбор частиц и существительного двойку выполняется на доске. -
Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
-
На какие группы делятся частицы по значению? (Формообразующие и смыслоразличительные.) -
С какими трудностями вы столкнулись при изуче- нии темы «Частицы»?
-
Домашнее задание. § 70. Записать в тетрадь 6—8 афоризмов или пословиц, содержащих формообразующие и смысловые частицы.