ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1185
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Урок 133. Лексика и фразеология
Ц е л и: актуализировать в памяти сведения по лексике и фразеологии; вспомнить термины названных разделов; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
Личностные УУД. Укрепление нравственных начал личности. Воспитание внимания к художественному сло- ву. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез зна- ний. Осознанное отношение к учебному материалу. Ком- муникативные УУД. Умение работать в паре.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Один ученик записы- вает на доске выполненную дома транскрипцию. Другой ученик является экспертом, проверяющим запись. -
Повторение сведений по лексике и фразеологии.
-
Ребята отвечают на вопросы к § 79 и дополнитель- ные вопросы:
-
-
Почему, на ваш взгляд, синонимы образуют ряды, а антонимы — пары? (В основе антонимии лежит проти- вопоставление, когда называются противоположные каче- ства, поэтому антонимы образуют пары: пол — потолок;
говорить — молчать. Синонимы передают оттенки смыс- ла, а таких оттенков может быть много: бояться — стра- шиться — ужасаться — пугаться — трусить — ро- беть—трепетать—дрожать—трястись.
-
На каких лексических явлениях построена фраза из стихотворения М. Цветаевой: «Все спящей видели меня, никто меня не видел сонной»? (На явлениях синонимии и антонимии. Антонимы: все — никто, видел — не ви- дел. Слова второй пары не являются антонимами в стро- гом смысле, но они тоже выражают противоположные значения. Интересна пара спящей — сонной. Слова эти можно отнести к синонимам, так как они выражают со- стояние человека, связанное со сном, но в тексте они упо- треблены как контекстуальные антонимы. Противопостав- ление заложено в смыслах: спящий — тот, кто спит (есте- ственное состояние человека); сонный— тот, кто выглядит невыспавшимся, борющимся со сном; тот, кто скучает и мало чем интересуется.)
-
Упр. 483. Самостоятельное выполнение.
-
Домашнее задание. Упр. 484.
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Ц е л и: повторить сведения по морфемике и словообра- зованию; совершенствовать навыки выполнения морфем- ного разбора, определения способа образования слова.
Личностные УУД. Воспитание внимания к слову. Фор- мирование осмысленного отношения к учебной деятельно- сти. Познавательные УУД. Анализ языковых явлений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Умение эффек- тивно взаимодействовать со сверстниками в процессе учеб- ной деятельности.
Ход урока
-
Мотивационное начало урока. Получают задание за- писать слова под диктовку. Один ученик работает на доске. Рассекреченная история, длина ткани, дорогадлинна. -
Проверка домашнего задания. Упр. 484 (по цепочке). -
Повторение сведений по морфемике и словообра- зованию.
-
Беседа по вопросам:
-
Что такое морфемика? -
Какие морфемы вам известны? -
Какие морфемы включает в себя любое слово? (Ко- рень, основа.) -
Какие части слова служат для образования новых слов? -
Как не допустить ошибки при выделении оконча- ний слов? (Чтобы правильно выделить окончание слова, надо изменить его: учебниками — учебник, радостного — радостный, летаете —летаю.)
-
Вспомните, слова каких самостоятельных частей речи не имеют окончаний. Приведите примеры. (Это несклоняе- мые имена существительные, например: кино, Сочи. Наре- чия вверху, интересно. Деепричастия думая, прочитав. Имена прилагательные и наречия, стоящие в простой форме сравнительной степени интереснее, выше, чётче.) -
Приведите примеры слов разных частей речи, име- ющих нулевые окончания. (Помощь, лисий, папин, пять, читай, рисовал, прочитан.)
Ученики записывают в тетради примеры слов разных частей речи без окончаний и с нулевыми окончаниями.
-
Задание на выделение окончаний и основ. Самосто- ятельное выполнение с последующей проверкой. Работу удобно выполнять в распечатках.
6 Доброта, слава, справа, читала, увлекалась, слева, сине- ва, боа.
6 История, выбирая, Майя, маленькая, увеличивая, направ- ляя, синяя.
6 Пальто, окно, переходило, весло, весело, подросло, кино, вышито.
6 Принесите, видите, вместе, поле, шоссе, дороже, шим- панзе, глубже.
6 Карась, наискось, ось, пронеслось, удавалось, покрась, изморось, удивляясь.
6 Вплавь, исправь, наклеив, красив, закипев, морковь, вновь.
6 Здоров, (пара) носков, (Юра) Носков, островов, каков, Яков, лесов, дров.
-
Работа с учебником. Ребятам предлагается выпол- нить упр. 485, 486. Тренировочным упражнениям пред- шествует восстановление в памяти сведений о способах образования слов.
-
Домашнее задание. Упр. 489.
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Ц е л и: закрепить сведения о самостоятельных и слу- жебных частях речи.
Личностные УУД. Воспитание уважительного отноше- ния к окружающим. Познавательные УУД. Анализ яв- ления. Синтез знаний. Построение устного высказывания на учебную тему. Коммуникативные УУД. Умение эф- фективно взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной деятельности.
Ход уроков
-
Проверка домашнего задания. Упр. 489. Надо опре- делить стиль текста выступления маршала Г. Жукова в связи с победой в Великой Отечественной войне. Далее сидящие за одной партой меняются тетрадями и проверя- ют выполненное упражнение. -
Повторение сведений по морфологии и орфографии.
-
Построение высказываний на лингвистическую тему. Класс делится на три группы по вариантам. Первый вариант готовится рассказать о причастиях, второй — о деепричастиях, третий — о наречиях. Для восстановле- ния в памяти этих сведений используются учебник, пла- ны морфологических разборов (см. Приложение) либо со- ответствующие таблицы в книге Л. А. Поникаровой «Русский язык: морфология в таблицах и заданиях» (М., Просвещение, 2007). -
Работа с учебником. Упр. 491. Комментированное письмо. Ученики указывают пять слов, характерных для художественной речи (мерцали, топазовый, ложе, леси- стый, предвечерняя). В тетрадях и на доске выполняют морфологический разбор указанных слов. Упр. 492. Дела- ют устно, используя игру «Лингвистическая эстафета». Упр. 490. Ученикам надо ответить на вопросы и запол- нить таблицу «Части речи в русском языке».
-
-
Домашнее задание. Упр. 495.
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Ц е л и: повторить сведения по морфемике и словообра- зованию; совершенствовать умение разбирать слово по со- ставу; вспомнить специальные морфемы, участвующие в образовании причастий и деепричастий.
Личностные УУД. Укрепление нравственных основа- ний личности.
Познавательные УУД. Анализ изучаемых явлений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Уме- ние вступать в диалог и вести беседу.
Ход уроков
-
Проверка домашнего задания. Упр. 495 (по цепочке). По окончании проверки учитель даёт дополнительное за- дание:
-
Объясните, чем различаются причастный и деепри- частный обороты. (Причастный оборот относится к суще- ствительному. Деепричастный оборот относится к глаголу и, значит, к сказуемому.)
-
Повторение сведений по синтаксису и пунктуации.
-
Фронтальный опрос:
-
-
Что изучает синтаксис? пунктуация? -
Какие единицы синтаксиса вам известны? (Словосо- четание и предложение.) -
Что общего у простых и сложных предложений и чем они различаются? (Простое и сложное предложения являются синтаксическими единицами. Различаются они количеством грамматических основ.) -
С помощью чего связываются простые предложения в составе сложного? (С помощью союзов, союзных слов и интонации.)
-
О каких видах сложных предложений шла речь в
7 классе? (О сложноподчинённых и сложносочинённых предложениях.)
-
Составление схем предложений.
-
Величественный памятник-ансамбль героям Ста- линграда был открыт 15 октября 1967 года, и с тех пор Мамаев курган стал символом бессмертной славы ратного подвига. 2) Семь лет понадобилось талантливо- му ваятелю — народному художнику Евгению Вучетичу и его помощникам, чтобы на Мамаевом кургане возник этот грандиозныйансамбль.
-
Работа с учебником. Упр. 509. Выполняют самосто- ятельно с последующей проверкой. Упр. 513. Получают задание прочитать текст и определить, в каких предложе- ниях недостаёт знаков препинания. Выполняют письменно. -
Предупредительный диктант. На экран проецирует- ся текст. Ученики читают его, объясняют условия выбора орфограмм и постановку знаков препинания. Затем уче- ники под диктовку записывают предложения из текста (по выбору учителя).
6 Долгое время уникальный институт технического стекла работал как секретное предприятие. Как утверждают эксперты, в этом НИИ делают самую прочную и тонкую в мире стекля