ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1213
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Обманчива и несовершенна человеческая память, безжа- лостно размываемая временем. Помнить о войне — вот святой и вечный долг всех живущих. (По В. Быкову) (118 сл.)
Междометие
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Ц е л и: познакомить с междометием как частью речи; учить отличать междометия от слов других частей речи; вспомнить постановку знаков препинания при диалоге.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Извлечение информации. Коммуни- кативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
-
Освоение нового материала. Читают материал § 74,
-
Отвечают на вопросы:
-
Что обозначают междометия? К самостоятельным или служебным частям речи они относятся? -
Из каких частей речи возникают производные меж- дометия? -
Являются ли междометия словами широкой сферы употребления? (Сфера употребления междометий ограни- чена устной речью. В художественных текстах междоме- тия используются в диалогах персонажей.)
-
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа с учебником. Упр. 459 (устно). Дети получают задание назвать междометия и определить, что они выра- жают. Упр. 462. Устный разбор с последующей записью. -
Повторение пунктуации при диалоге. Надо списать текст, объяснить условия выбора орфограмм и постановку знаков препинания.
-
6 Ой(йо)ёй! закричал я от неожида..ности и это было моей ош..бкой. (С)зади налетел п..доспевший Колька о..толкнул меня и стал в (полу)тьме хв..тать руками траву.
Она прохр..пел Колька т..жело дыша. Ых какая горячая.
При таких обст..ятельствах я (в)первые увидел м..теорит назва..ный (в)последстви.. имен..м нашего п..сёлка. (По В. Кра- ковскому)
-
Запись предложений под диктовку. Упражнение на- правлено на представление междометий в роли самостоя- тельных частей речи. Сделав запись, учащиеся подчёрки- вают междометия как члены предложения.
1) Гремело дружное ура. — Ура! Наш класс занял
первое место в соревновании. 2) Девица хи-хи-хи да ха-ха-ха. 3) О себе я и «ох» не скажу.
-
Подведение итогов урока. Работа в парах. Детям предлагается составить диалоги (4—5 фраз), используя междометия. Возможные темы: «Книга, которая увлек- ла», «Новый фильм», «Почему все смеялись?», «Любимец семьи». Учитель даёт некоторое время на подготовку, за- тем несколько пар разыгрывают свои диалоги. -
Домашнее задание. § 74. Упр. 460, 463. Найти и записать 3—5 высказываний писателей о русском языке.
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Текст и стили речи
Ц е л и: закреплять знания об устройстве системы язы- ка; воспитывать сознательное отношение к языку как яв- лению культуры; восстановить в памяти сведения о тексте и стилях речи.
Личностные УУД. Воспитание уважительного отноше- ния к русскому языку. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Поиск информации. Коммуника- тивные УУД. Умение эффективно взаимодействовать с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Ученикам предлага- ется зачитать по 2—3 наиболее понравившиеся фразы. Далее они рассуждают, есть ли общее в тех характеристи- ках и оценках, которые дают писатели родному языку. Говорится о необыкновенном богатстве и красоте русского языка. Учитель отмечает, что писатели выражают свою любовь и восхищение русским языком, представляют его как уникальный живой организм. -
Повторение сведений о стилях речи. Упр. 468. Вы- полняется устно. Ученики вспоминают существующие стили речи и определяют своеобразие каждого стиля. Упр. 467. Ищут в тексте и называют приметы публици- стического стиля. Находят предложения с пропущенными знаками препинания и записывают их. Упр. 470. Само- стоятельное выполнение с взаимопроверкой. Поиск в тек- сте примет художественного стиля. -
Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
-
Каковы отличия публицистического стиля от худо- жественного? (Автор художественного произведения раз- говаривает с читателем с помощью образов, определённая система и взаимодействие которых формируют художе- ственный смысл текста. Автор-публицист ясно обозначает проблему и находит простые, убедительные эмоционально окрашенные слова, стараясь расположить читателя к при- нятию определённой точки зрения.) -
Как соотносятся понятия текст, стиль и жанр? Какое из них наиболее широкое? (Текст — наиболее широ- кое понятие. Стиль текста определяется целью его созда- ния, коммуникативной установкой автора. Жанр — это
форма воплощения стиля. Один и тот же стиль может во- площаться в нескольких жанрах.)
-
Домашнее задание. Упр. 469 (устно). Упр. 472 (письменно).
Урок 132. Фонетика. Графика
Ц е л и: повторение сведений о фонетике и графике; со- вершенствование навыка выполнения фонетического раз- бора.
Личностные УУД. Воспитание внимания к слову. По- знавательные УУД. Синтез знаний. Анализ явлений. Со- ставление монологического высказывания в письменной форме. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диа- лог и вести беседу.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Упр. 469. Ученики соотносят стили и жанры. Упр. 472. Двое-трое учеников зачитывают сочинения. Класс даёт устный отзыв об их работе. Учитель рекомендует обратить внимание не толь- ко на логичность и грамотность построения письменного высказывания, но и на то, оригинальны, искренни ли по- желания, вежлив ли автор. -
Синтаксическая разминка. Надо записать предло- жение и выполнить синтаксический разбор. Один ученик работает на доске.
Было светло, так что всякий камушек, соломинка были видны на дороге. (Л. Толстой)
-
Повторение сведений по фонетике и графике.
-
Работа с учебником. Ребята отвечают на вопросы к
§ 78. Вспоминают фонетическую систему русского языка. В тетрадях производят фонетический разбор слова соло- минка из записанного предложения, один ученик работа- ет на доске. Упр. 479. Выполняют устно.
-
Транскрибирование слов сделать, местная, вперёд, завхоз, сравнится.
-
Тестовые задани я.
-
Определите, с каком слове все согласные звуки звонкие.
а) трава в) мороз
б) снежинки г) молотьба
-
Укажите, в каком слове все согласные звуки глухие.
а) вкус в) паёк
б) съезд г) детский
-
Найдите слово, в котором произносится звук [с].
а) степь в) резкий
б) изморось г) здесь
-
Найдите слово, в котором произносится звук [в].
а) винегрет в) невтерпёж
б) философ г) вратарь
-
Найдите слово, в котором произносится звук [и].
а) цирк в) обширный
б) карандаши г) чистая
-
Найдите слово, в котором произносится глухой твёрдый ши- пящий.
а) отрежь в) жокей
б) жираф г) часы
-
Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
а) предъюбилейный в) съёмка б) переехать г) ёж
-
Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв.
а) учиться в) школьные
б) взъелся г) ералаш
-
Паёк — продовольствие, выдаваемое кому-либо по определён- ной норме на определённый срок. -
Изморось — очень мелкий дождь. -
Изморозь — похожий на иней своеобразный осадок, образую- щийся в туманную морозную погоду на ветвях деревьев, про- водах и т. п.
-
Домашнее задание. Упр. 480. Фонетический разбор слова взгляд.