Файл: Удк 372. 8 811. 161. 1 Ббк 74. 268. 1Рус К28 16.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1213

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5—6 классах

Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор

Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор

Урок 4. Лексика и фразеология

Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов

Урок 6. Орфография.

Урок 7. Словообразование и орфография.

Урок 8. Словообразование и орфография.

Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.

Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.

Урок 11. Морфологический разбор глагола.

Урок 12. Сочинение по картине

Урок 13. Контрольный диктант

Тексты и стили

Урок 14. Текст

Урок 15. Диалог. Виды диалогов

Урок 16. Стили литературного языка

Урок 17. Публицистический стиль

Морфология и орфография.

Урок 18. Причастие как часть речи

Урок 19. Склонение причастий

Уроки 20—21. Причастный оборот

Уроки 22—23. Описание внешности человека

Урок 24. Действительные и страдательные причастия

Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия

Урок 26. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени

Урок 28. Изложение от третьего лица

Урок 29. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени

Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Уроки 32—34. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

Уроки 35—36. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Уроки 37—38. Выборочное изложение

Урок 39. Морфологический разбор причастия

Урок 40. Контрольный диктант

Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание

Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»

Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»

Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»

Урок 50. Контрольный диктант

Урок 51. Деепричастие как часть речи

Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок 54. Раздельное написание не

Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Урок 57. Употребление в речи причастных

Урок 58. Морфологический разбор деепричастия

Урок 59. Обобщение изученного по теме

Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»

Урок 61. Контрольный диктант

Урок 62. Наречие как часть речи

Уроки 63—64. Разряды наречий

Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова

Урок 67. Степени сравнения наречий

Урок 68. Морфологический разбор наречия

Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение

Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание

отрицательных наречий

Уроки 74—75. Одна и две буквы н

Урок 76. Контрольный диктант

Урок 77. Описание действий

Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий

Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях

Уроки 85—86. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»

Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»

Урок 90. Контрольный диктант

Урок 91. Учебно-научная речь

Урок 92. Учебный доклад

Урок 94. Морфологический разбор категории состояния

Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему

Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи

Урок 98. Предлог как часть речи

Урок 99. Употребление предлогов

Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги

Урок 102. Простые и составные предлоги

Урок 103. Морфологический разбор предлога

Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок 106. Союз как часть речи

Урок 107. Простые и составные союзы

Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные

Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Урок 111. Сочинительные союзы

Урок 112. Подчинительные союзы

Урок 113. Морфологический разбор союза

Урок 114. Сочинение-рассуждение

Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах

Урок 117. Контрольный диктант

Урок 118. Частица как часть речи

Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы

Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами

Урок 122. Смысловые частицы

Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц

Урок 124. Морфологический разбор частицы

Урок 125. Отрицательные частицы не и ни

Урок 126. Различие частицы не и приставки не-

Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»

Урок 129. Контрольный диктант

Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях

Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах

Урок 131. Разделы науки о русском языке.

Урок 132. Фонетика. Графика

Урок 133. Лексика и фразеология

Урок 134. Морфемика. Словообразование

Уроки 135—136. Морфология и орфография

Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация

Урок 139. Контрольный диктант

Урок 140. Урок творчества: от впечатления к слову

Литература

Содержание

было ценно их существование, судьба Родины и че- ловечества несравненно дороже.

Обманчива и несовершенна человеческая память, безжа- лостно размываемая временем. Помнить о войне — вот святой и вечный долг всех живущих. (По В. Быкову) (118 сл.)

Междометие

Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях


Ц е л и: познакомить с междометием как частью речи; учить отличать междометия от слов других частей речи; вспомнить постановку знаков препинания при диалоге.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Извлечение информации. Коммуни- кативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.

Ход урока


  1. Освоение нового материала. Читают материал § 74,

  1. Отвечают на вопросы:

  • Что обозначают междометия? К самостоятельным или служебным частям речи они относятся?

  • Из каких частей речи возникают производные меж- дометия?

  • Являются ли междометия словами широкой сферы употребления? (Сфера употребления междометий ограни- чена устной речью. В художественных текстах междоме- тия используются в диалогах персонажей.)
  1. Активизация и закрепление изученного.


    1. Работа с учебником. Упр. 459 (устно). Дети получают задание назвать междометия и определить, что они выра- жают. Упр. 462. Устный разбор с последующей записью.

    2. Повторение пунктуации при диалоге. Надо списать текст, объяснить условия выбора орфограмм и постановку знаков препинания.

6 Ой(йо)ёй! закричал я от неожида..ности и это было моей ош..бкой. (С)зади налетел п..доспевший Колька о..толкнул меня и стал в (полу)тьме хв..тать руками траву.

Она прохр..пел Колька т..жело дыша. Ых какая горячая.

При таких обст..ятельствах я (в)первые увидел м..теорит назва..ный (в)последстви.. имен..м нашего п..сёлка. (По В. Кра- ковскому)

    1. Запись предложений под диктовку. Упражнение на- правлено на представление междометий в роли самостоя- тельных частей речи. Сделав запись, учащиеся подчёрки- вают междометия как члены предложения.


1) Гремело дружное ура. — Ура! Наш класс занял

первое место в соревновании. 2) Девица хи-хи-хи да ха-ха-ха. 3) О себе я и «ох» не скажу.



  1. Подведение итогов урока. Работа в парах. Детям предлагается составить диалоги (4—5 фраз), используя междометия. Возможные темы: «Книга, которая увлек- ла», «Новый фильм», «Почему все смеялись?», «Любимец семьи». Учитель даёт некоторое время на подготовку, за- тем несколько пар разыгрывают свои диалоги.

  2. Домашнее задание. § 74. Упр. 460, 463. Найти и записать 3—5 высказываний писателей о русском языке.




Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах

Урок 131. Разделы науки о русском языке.


Текст и стили речи

Ц е л и: закреплять знания об устройстве системы язы- ка; воспитывать сознательное отношение к языку как яв- лению культуры; восстановить в памяти сведения о тексте и стилях речи.

Личностные УУД. Воспитание уважительного отноше- ния к русскому языку. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Поиск информации. Коммуника- тивные УУД. Умение эффективно взаимодействовать с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.

Ход урока


  1. Проверка домашнего задания. Ученикам предлага- ется зачитать по 2—3 наиболее понравившиеся фразы. Далее они рассуждают, есть ли общее в тех характеристи- ках и оценках, которые дают писатели родному языку. Говорится о необыкновенном богатстве и красоте русского языка. Учитель отмечает, что писатели выражают свою любовь и восхищение русским языком, представляют его как уникальный живой организм.

  2. Повторение сведений о стилях речи. Упр. 468. Вы- полняется устно. Ученики вспоминают существующие стили речи и определяют своеобразие каждого стиля. Упр. 467. Ищут в тексте и называют приметы публици- стического стиля. Находят предложения с пропущенными знаками препинания и записывают их. Упр. 470. Само- стоятельное выполнение с взаимопроверкой. Поиск в тек- сте примет художественного стиля.

  3. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:

  • Каковы отличия публицистического стиля от худо- жественного? (Автор художественного произведения раз- говаривает с читателем с помощью образов, определённая система и взаимодействие которых формируют художе- ственный смысл текста. Автор-публицист ясно обозначает проблему и находит простые, убедительные эмоционально окрашенные слова, стараясь расположить читателя к при- нятию определённой точки зрения.)

  • Как соотносятся понятия текст, стиль и жанр? Какое из них наиболее широкое? (Текст наиболее широ- кое понятие. Стиль текста определяется целью его созда- ния, коммуникативной установкой автора. Жанр — это


форма воплощения стиля. Один и тот же стиль может во- площаться в нескольких жанрах.)

  1. Домашнее задание. Упр. 469 (устно). Упр. 472 (письменно).



Урок 132. Фонетика. Графика


Ц е л и: повторение сведений о фонетике и графике; со- вершенствование навыка выполнения фонетического раз- бора.

Личностные УУД. Воспитание внимания к слову. По- знавательные УУД. Синтез знаний. Анализ явлений. Со- ставление монологического высказывания в письменной форме. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диа- лог и вести беседу.

Ход урока


  1. Проверка домашнего задания. Упр. 469. Ученики соотносят стили и жанры. Упр. 472. Двое-трое учеников зачитывают сочинения. Класс даёт устный отзыв об их работе. Учитель рекомендует обратить внимание не толь- ко на логичность и грамотность построения письменного высказывания, но и на то, оригинальны, искренни ли по- желания, вежлив ли автор.

  2. Синтаксическая разминка. Надо записать предло- жение и выполнить синтаксический разбор. Один ученик работает на доске.

Было светло, так что всякий камушек, соломинка были видны на дороге. (Л. Толстой)
  1. Повторение сведений по фонетике и графике.


  1. Работа с учебником. Ребята отвечают на вопросы к

§ 78. Вспоминают фонетическую систему русского языка. В тетрадях производят фонетический разбор слова соло- минка из записанного предложения, один ученик работа- ет на доске. Упр. 479. Выполняют устно.

  1. Транскрибирование слов сделать, местная, вперёд, завхоз, сравнится.
  1. Тестовые задани я.


  1. Определите, с каком слове все согласные звуки звонкие.

а) трава в) мороз

б) снежинки г) молотьба

  1. Укажите, в каком слове все согласные звуки глухие.

а) вкус в) паёк

б) съезд г) детский

  1. Найдите слово, в котором произносится звук [с].

а) степь в) резкий

б) изморось г) здесь

  1. Найдите слово, в котором произносится звук [в].


а) винегрет в) невтерпёж

б) философ г) вратарь

  1. Найдите слово, в котором произносится звук [и].

а) цирк в) обширный

б) карандаши г) чистая

  1. Найдите слово, в котором произносится глухой твёрдый ши- пящий.

а) отрежь в) жокей

б) жираф г) часы

  1. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.

а) предъюбилейный в) съёмка б) переехать г) ёж

  1. Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

а) учиться в) школьные

б) взъелся г) ералаш

  • Паёк — продовольствие, выдаваемое кому-либо по определён- ной норме на определённый срок.

  • Изморось — очень мелкий дождь.

  • Изморозь — похожий на иней своеобразный осадок, образую- щийся в туманную морозную погоду на ветвях деревьев, про- водах и т. п.

  1. Домашнее задание. Упр. 480. Фонетический разбор слова взгляд.