ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1209
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
-
Освоение нового материала.
-
Работа по вопросам к таблице из § 21. -
Наблюдение над лингвистическим материалом. Уче- ники получают задание назвать прилагательные и прича- стия.
Работа, выполненная до конца, всегда приносит ра- дость. Не бывает людей обыкновенных. На песчаной от- мели валялись фантики, пакеты и бутылки. Сломанная скамья совсем не украшает парк.
Отвечают на вопрос:
— Для чего нужно уметь различать прилагательные и страдательные причастия прошедшего времени? (Из про- анализированного языкового материала видно, что напи- сание н и нн в причастиях и прилагательных произво- дится по разным правилам.)
-
Активизация и закрепление изученного. Упр. 124. Начинают выполнять под руководством учителя, заканчи- вают самостоятельно. Упр. 127. Комментированное письмо. -
Домашнее задание. § 21. Упр. 125.
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Ц е л и: познакомить с правилом написания гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях; учить различать причастия и прилагательные; применять изученное правило.
Личностные УУД. Развитие чувства прекрасного. По- знавательные УУД. Извлечение необходимой информа- ции. Рефлексия. Коммуникативные УУД. Умение ясно и точно выражать свои мысли.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Упр. 125 (по цепоч- ке). Фронтальный опрос по § 21. -
Самостоятельная работа. Учащиеся получают зада- ние списать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Указать, какие слова являются причастиями (поставить над этими словами букву п.).
На яркий осыпан..й р..синками-алмазами р..списной к..вёр похожи б..рега пусты..ного озера. Над б..лотными кочками заросш..ми вереском мхом багульником и г..лу- бикой стоят ре..кие сосны. Пахн..т вокруг сосновой хво- ей осе..ней опавш..й листвой.
(И. Соколов-Микитов)
-
Освоение нового материала. Читается правило и образец рассуждения в § 22. Учитель отмечает, что глас- ной и в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени быть не может. -
Активизация и закрепление изученного. Упр. 128. Устный разбор. Упр. 130. Комментированное письмо. -
Этап рефлексии.
-
Что в уроке показалось наиболее трудным? -
Какое задание из предложенных показалось наибо- лее интересным?
-
Домашнее задание. § 22. Упр. 129.
Уроки 32—34. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных
Ц е л и: познакомить с правописанием н и нн в суффик- сах страдательных причастий настоящего времени, с при- ёмами различения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; учить писать причастия и прилагательные с н и нн.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Анализ объектов. Извлечение инфор- мации. Структурирование знаний. Коммуникативные УУД. Эффективное взаимодействие с учителем и свер- стниками в процессе учебной деятельности.
Ход уроков
-
Проверка домашнего задания. Упр. 129 (взаимопро- верка с опорой на образец). Устный ответ одного учаще- гося по § 22. -
Освоение нового материала.
-
Активизация смежных знаний. Учащиеся записыва- ют под диктовку словосочетания, объясняют написание н и нн в суффиксах прилагательных.
-
Государственный план, торжественный день, глиня- ный сосуд, серебряная посуда, ястребиное гнездо, старин- ная вещь, кожаное кресло, деревянная дача, стеклянная посуда.
-
Учитель сообщает, что прилагательные в русском языке могут образовываться от глаголов. От глаголов об- разованы и причастия. Для грамотного письма необходи- мо уметь различать причастия и отглагольные прилага- тельные. Ученики получают задание списать предложе- ния, объяснить известные орфограммы.
Лё..кий вет..рок пош..веливает травы, скош..нные не- сколько дней назад, но никем не убр..нные. На в..твях д..ревьев кое(где) в..сят зол..чёные листья.
(Пол)стены зан..мала огромная п..черневшая к..рти- на, пис..нная масл..нымикрасками.
-
Ученики читают § 23 и объясняют написание н и нн в суффиксах слов скошенные, убранные, золочёные, писанная.
Дополнительно сообщается, что приставка не-
не влия- ет на написание.
-
Активизация и закрепление изученного.
-
Опознавание слов с изученной орфограммой. Учени- ки получают задание найти в тексте страдательные при- частия прошедшего времени и отглагольные прилагатель- ные, объяснить их написание.
6 Моя любимая скамеечка, выкрашенная недавно в зелё- ный цвет, была занята юным тоненьким папой. Он сидел, вы- тянув вперёд длинные джинсовые ноги, и задумчиво смотрел на резвящегося растрёпанного мальчугана. Мальчишка был очень забавный, не больше двух лет. Он был похож на непу- ганого зверька и разглядывал незнакомцев весёлыми глазами. Малыш был рад нам как званым гостям. (По Д. Рубиной)
-
Упр. 131. Комментированное письмо. Упр. 132. На- чинают выполнять под руководством учителя, заканчива- ют самостоятельно. Упр. 133. Работают по вариантам. Упр. 135. Самостоятельное выполнение с последующей проверкой. Упр. 137, 138. Комментированное письмо. Упр. 140. Устно.
-
Объяснительный диктант. Дополнительно выпол- няется синтаксический разбор предложений по выбору учителя.
6 1) В углу прихожей чернел большой образ, толсто око- ванный серебром. 2) Полусгнившая терраса с колоннами и деревянными перилами, выкрашенными белой краской, выхо- дит в сад. 3) На жёлтой закопчённой стене комнаты висел барометр, оправленный в чёрное дерево. 4) Войдёшь в дом
и сразу же услышишь запах яблок, старинной мебели красно- го дерева, сушёного липового цвета. 5) На обед подавали ро- зовую варёную ветчину с горошком, индюшку, маринады и красный квас. 6) После обеда хозяин предложил званым го- стям пойти в сад. (Из сборника «300 диктантов»)
-
Творческий диктант. Записывают данные словосо- четания, включив в них зависимые от причастия слова; придумывают два предложения с любыми из записанных причастных оборотов.
Гружёная телега, мороженое мясо, кованый меч, сти- раное бельё, солёные огурцы, тканое покрывало, печёная картошка.
-
Домашнее задание. Урок 32. Составить опорную схему «Одна и две буквы н в суффиксах причастий и от- глагольных прилагательных» (по материалам § 23). Упр. 134. Урок 33. § 23. Упр. 136. Урок 34. § 23. Упр. 139.