Файл: Удк 372. 8 811. 161. 1 Ббк 74. 268. 1Рус К28 16.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5—6 классах

Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор

Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор

Урок 4. Лексика и фразеология

Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов

Урок 6. Орфография.

Урок 7. Словообразование и орфография.

Урок 8. Словообразование и орфография.

Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.

Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.

Урок 11. Морфологический разбор глагола.

Урок 12. Сочинение по картине

Урок 13. Контрольный диктант

Тексты и стили

Урок 14. Текст

Урок 15. Диалог. Виды диалогов

Урок 16. Стили литературного языка

Урок 17. Публицистический стиль

Морфология и орфография.

Урок 18. Причастие как часть речи

Урок 19. Склонение причастий

Уроки 20—21. Причастный оборот

Уроки 22—23. Описание внешности человека

Урок 24. Действительные и страдательные причастия

Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия

Урок 26. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени

Урок 28. Изложение от третьего лица

Урок 29. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени

Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Уроки 32—34. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

Уроки 35—36. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Уроки 37—38. Выборочное изложение

Урок 39. Морфологический разбор причастия

Урок 40. Контрольный диктант

Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание

Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»

Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»

Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»

Урок 50. Контрольный диктант

Урок 51. Деепричастие как часть речи

Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок 54. Раздельное написание не

Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Урок 57. Употребление в речи причастных

Урок 58. Морфологический разбор деепричастия

Урок 59. Обобщение изученного по теме

Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»

Урок 61. Контрольный диктант

Урок 62. Наречие как часть речи

Уроки 63—64. Разряды наречий

Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова

Урок 67. Степени сравнения наречий

Урок 68. Морфологический разбор наречия

Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение

Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание

отрицательных наречий

Уроки 74—75. Одна и две буквы н

Урок 76. Контрольный диктант

Урок 77. Описание действий

Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий

Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях

Уроки 85—86. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»

Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»

Урок 90. Контрольный диктант

Урок 91. Учебно-научная речь

Урок 92. Учебный доклад

Урок 94. Морфологический разбор категории состояния

Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему

Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи

Урок 98. Предлог как часть речи

Урок 99. Употребление предлогов

Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги

Урок 102. Простые и составные предлоги

Урок 103. Морфологический разбор предлога

Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок 106. Союз как часть речи

Урок 107. Простые и составные союзы

Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные

Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Урок 111. Сочинительные союзы

Урок 112. Подчинительные союзы

Урок 113. Морфологический разбор союза

Урок 114. Сочинение-рассуждение

Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах

Урок 117. Контрольный диктант

Урок 118. Частица как часть речи

Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы

Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами

Урок 122. Смысловые частицы

Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц

Урок 124. Морфологический разбор частицы

Урок 125. Отрицательные частицы не и ни

Урок 126. Различие частицы не и приставки не-

Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»

Урок 129. Контрольный диктант

Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях

Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах

Урок 131. Разделы науки о русском языке.

Урок 132. Фонетика. Графика

Урок 133. Лексика и фразеология

Урок 134. Морфемика. Словообразование

Уроки 135—136. Морфология и орфография

Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация

Урок 139. Контрольный диктант

Урок 140. Урок творчества: от впечатления к слову

Литература

Содержание

Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени


Ц е л и: вспомнить написание гласных о, е, ё после ши- пящих; познакомить с условиями выбора и написания букв после шипящих в суффиксах страдательных прича- стий прошедшего времени.

Личностные УУД. Самоопределение личности в кол- лективе. Познавательные УУД. Анализ явлений. Извле- чение информации. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и выслушивать собеседника. Умение работать в группе.

Ход уроков


  1. Лингвистическая зарядка. Указывают слова, имею- щие одинаковое морфемное строение: незаряженное, при- открытый, невидимый, недоумевающий.

  2. Проверка домашнего задания. Упр. 157 (по цепочке). Устный опрос по § 26. К доске вызываются трое. По оче- реди отвечают на вопросы класса. Каждому учащемуся может быть задано 3—4 вопроса.

  3. Объяснительный диктант. Ученики выходят к до- ске по одному, каждый записывает по 2—3 слова. В ка- честве опорного материала можно использовать таблицу:

«Гласные о, е, ё после шипящих и ц» из книги Л. А. По- никаровой «Русский язык. Фонетика. Словообразование, орфо- графия в таблицах и заданиях» (М.: Просвещение, 2007).

6 Шёпот ночи; чопорный человек; жёсткие условия; лесные шорохи; забавная девчонка; тяжёлый ожог; решётка сада; хол- щовая рубашонка; бочонок с водой; укрыться плащом; покрыть- ся румянцем; поджог сарая; неизвестный поджёг склад; детская

ручонка; машина с кирпичом; шоковая терапия; рассказывала певуче; прожорливый медвежонок; главный дирижёр; причёсан- ный ухажёр; зажёг свечу; влечёт к приключениям.


  1. Освоение нового материала. Ученики читают пра- вила из § 27.

  2. Активизация и закрепление изученного. Упр. 161. Выполняется письменно в форме «Лингвистической эста- феты». Упр. 162. Комментированное письмо.
  3. Тестовые задани я.


  1. В каком ряду во всех словах пишется е/ё?

а) ш..рох, вооруж..н, испеч..н, беч..вка

б) ж..рнов, ш..лк, обж..ра, крещ..ный

в) ш..колад, борщ..м, обращ..нный, вызывающ.. г) пч..лы, ш..пот, печ..т, сбереж..нный

  1. В каком ряду во всех словах пишется е/ё?

а) береж..т, ж..кей, ш..рстка, прич..ска

б) пораж..нный, ч..рный, пш..нка, изображ..нный в) плюш..вый, ш..в, ретуш..р, мяч..м

г) о ч..м, увлеч..н, княж..н, крыж..вник

  1. В каком ряду во всех словах пишется е/ё?

а) певуч.., кумач..вый, щ..лкают, печ..нка

б) пощ..чина, сбереж..м, этаж..м, пляж..м

в) запрещ..н, стаж..р, теч..т, сгущ..нка

г) кош..лка, ж..рдочка, еж..вый, клоч..к

  • Кумачовый — сделанный из кумача. Кумач — хлопчатобу- мажная ткань ярко-красного цвета.

  • Ретушёр — специалист по ретушированию. Ретушь — исправ- ление изображения на фотографиях в процессе их печатания и на рисунках подрисовкой, подкрашиванием.

  1. Домашнее задание. § 27. Упр. 163, упр. 165 (вы- борочное выполнение). К уроку по развитию речи прине- сти материалы о любом известном телеведущем. Внима- ние уделить внешности, стилю, манере держаться.

Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»


Ц е л и: учить создавать текст-описание внешности че- ловека; находить и исправлять в тексте речевые и грам- матические ошибки; совершенствовать навык употребле- ния в тексте причастий и причастных оборотов; воспиты- вать внимание к человеку.

Личностные УУД. Личностное и профессиональное са- моопределение. Познавательные УУД. Восприятие текста на слух. Извлечение информации. Создание алгоритмов деятельности. Рефлексия. Коммуникативные УУД. Уме- ние вступать в диалог и выслушивать собеседника. Уме- ние точно излагать свои мысли.

Ход уроков


    1. Мотивационное начало урока. Говорится о престиже профессий, связанных с коммуникационными техноло- гиями, в частности о профессии телеведущего. Но мало кто знает о серьёзных требованиях, предъявляемых к лю- дям, которые изо дня в день находятся на виду у много- численной аудитории.

    2. Работа с текстом о профессии телеведущего. Уче- ники, прослушав текст, письменно отвечают на вопрос:

«Что должен уметь успешный телеведущий?» (Вопрос за- писан на доске.) Текст читается 2 раза. После первого прочтения определяется тема и основная мысль, проясня- ются значения непонятных слов. При втором прочтении делаются опорные записи. После записи развёрнутого от- вета несколько учеников зачитывают его.

6 Профессия телеведущего требует немалой подготовки. Хороший ведущий умеет держать осанку, обладает искренней улыбкой и уместной жестикуляцией. (И это после двенадца- ти—четырнадцати часов съёмок!) Такой человек в совершен- стве освоил искусство вести беседу. Он общается с разными людьми, приходящими в студию. Бывает трудно взять интервью у человека скрытного, замкнутого, настроенного враждебно.

Существует два типа программ. В первом ведущий только зачитывает текст, написанный профессиональными авторами, а во втором он самостоятельно пишет тексты. В этом случае ведущему необходимо уметь грамотно писать и понятно
вы- ражать свою мысль.

Для успешной деятельности телеведущему нужна отличная дикция. Её можно оттачивать с помощью скороговорок и чте- ния вслух любимых книг. (По материалам сети Интернет)

    1. Тренировка дикции. Пятеро учеников выходят к доске, один из них является экспертом. Остальные по 3—4 раза произносят скороговорки (у каждого своя). Затем эксперт определяет качество исполнения.

У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят. На опушке в избушке живут старуш- ки-болтушки. В Чите течёт Читинка. Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку. Полили ли лилию? Мылась ли Мила мылом? Тётя чуть чего Тютчева чи- тает.

    1. Правка сочинения «Мой сосед по парте». Далее всем школьникам предлагается представить себя в роли экспертов (или учителей) и проверить ученическое сочи- нение. У каждого учащегося индивидуальная распечатка. Лучше использовать ручки двух цветов: одну для исправ- ления ошибок, другую для последующих дополнений при проверке. После проверки учитель выясняет, какие ошиб- ки были учениками допущены.

Мой сосед по парте

6 (1) Я хочу рассказать о своём однокласснике Алексее, сидящим со мной за одной партой. (2) Алёша симпатичен мне, потому что у него есть чувство юмора и с ним не соскучаешься.

(3) Мой сосед худой, невысокого роста. (4) Он двигается раскованно и быстро. (5) По его фигуре видно, что он зани- мается спортом. (6) Алексей — один из лучших футболистов школы. (7) Руки и ноги у Алёши всегда в синяках и царапинах.

  1. Он говорит, что это видимое следствия борьбы за спра- ведливость.

  2. У моего соседа круглое лицо с аккуратным, немного курносым носом, усеянном веснушками. (10) Выразительные голубоглазые глаза наблюдают за всем с большим интересом.

  1. Ярко-рыжие волосы торчат на макушке.

  2. Алёша очень подвижный и общительный. (13) Он ухи- тряется справляться со множеством дел. (14) Алексей, как ни- кто, умеет сохранять чужие тайны, уверенно выходить к доске без решённой домашней задачи, быстро и без ошибок пере- писать у кого-нибудь контрольную из геометрии. (15) В моём однокласснике ценно умение в любой ситуации не терять сво- его лица.


(16) Мне кажется, что Алексей, когда вырастет, будет ак- тивным и неравнодушным человеком, умеющем ладить с людь- ми. (Е. Касатых)
Дополнительные вопросы и задания:

  • Подумайте, каковы были ваши действия при на- хождении ошибок. На что обращали внимание? Сколько раз читали текст?

  • Укажите начальную форму глагола соскучишься и проспрягайте его.

  • Как вы понимаете выражение не терять своего лица?

    1. Подготовка к написанию сочинения «Успешный телеведущий».

Ученики читают задание к упр. 167. В классе найдут- ся неподготовленные учащиеся. Таким предлагается на- писать сочинение о Екатерине Андреевой, ведущей про- граммы «Время».

Учащимся предоставляется фото телеведущей (лучше несколько разных) и некоторые факты биографии.

6 Екатерина Андреева — российский журналист, ведущая информационной программы «Время» на Первом канале. В дет- стве увлекалась баскетболом. Окончила исторический факуль- тет МГУ и курсы для работников радио и телевидения. Эта телеведущая отличается строгостью и сдержанностью в выра- жении эмоций. Однако ей не чужды сочувствие и сопережива-

ние. В одежде и причёске предпочитает классический стиль. Екатерина регулярно посещает тренажёрный зал, занимается фитнесом по индивидуальной программе. (По материалам Интернета)

Учитель говорит, что во вступительной части сочине- ния можно назвать имя и программу телеведущего. В со- чинении необходимо рассказать о самых ярких, заметных чертах внешности и поведения. Педагог рекомендует поль- зоваться словами и выражениями из опорной схемы 2. Работа может выполняться самостоятельно либо под ру- ководством учителя.

Примерные задани я.

  • Составьте и запишите три словосочетания, характе- ризующие особенности фигуры и движений выбранного вами телеведущего.

  • В трёх-четырёх предложениях опишите черты и вы- ражение лица выбранного телеведущего. Запишите эти предложения.

  • Подберите синонимы к слову эмоция. Назовите эмо- ции, которые может переживать человек в процессе обще- ния (радость, веселье, сочувствие, сопереживание, грусть, недоумение — слова записаны на доске). Допол- ните предложение и запишите его в тетрадь (начало за- писано на доске): Лицо этого человека отражает такие эмоции,как…

  • Дополните любое из двух предложений (письменно или устно): Я захотел описать (имя ведущего), потому что… Глядя на (имя ведущего), мнехочется…