ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1168
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Ц е л и: углубить знания об отрицательных частицах; совершенствовать навыки написания частицы не с разны- ми частями речи; учить выбирать частицы не и ни при письме в зависимости от значения.
Личностные УУД. Воспитание уважения к русскому языку. Познавательные УУД. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и ве- сти беседу.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Игра «Эксперт». Уча- щиеся отвечают, выбирая то, что нужно, из записанных дома афоризмов. Вопросы и задания:
-
Какие формы слов образуются с помощью частиц? Зачитайте предложения с формообразующими частицами. -
Какие частицы выражают восклицание? Приведите примеры предложений с этими частицами. -
Приведите примеры употребления в предложениях выделительно-ограничительных частиц. -
Назовите частицы со значением уточнения. Зачи- тайте предложения с этими частицами. -
Употреблены ли в выписанных предложениях ча- стицы небось, де, мол, как раз, -ка? (Эти частицы при- надлежат разговорному стилю и чаще всего употребляют- ся в устной речи.)
-
Освоение нового материала. Чтение и анализ § 71. Дополнительно учитель отмечает, что двойное отрицание делает предложение утвердительным: Он не мог не выска- зать своего мнения. Частица не приобретает утвердитель- ное значение в предложениях обобщающего характера, чаще всего восклицательных или вопросительных: Кто не знает имени великого русского поэта! (= Все знают.) И какой же русский не любит быстрой езды? (Русский человек любит быструю езду.) Указанные предложения записываются в тетради. -
Активизация и закрепление изученного. Упр. 429. Комментированное письмо. Упр. 432. Устно комментиру- ют значения частицы ни. Упр. 434. Дети выполняют са- мостоятельно с последующей проверкой. Учитель реко- мендует задавать вопросы, если какой-либо фразеологиче- ский оборот не известен. -
Тестовые задани я.
-
В каких предложениях следует употребить частицу не?
а) Какие только мысли н.. одолевают!
б) Какие б мысли н.. одолевали, я спокоен.
в) Где он только н.. бывал, всюду ему отказывали. г) Где он только н.. побывал!
-
В каких вариантах употребляется частица ни?
а) нет покоя н.. днём н.. ночью
б) нет такой крепости, которую он н.. возьмёт в) как н.. трудно, дело выполни
г) нельзя н.. любоваться закатом
-
Домашнее задание. § 71. Упр. 431.
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Ц е л и: вспомнить написание не с разными частями речи; формировать умение систематизировать и обобщать ранее изученное.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Умение строить продуктивное взаимодействие с учителем и сверстниками.
Ход урока
-
Лингвистическая разминка. Экспресс-опрос. Учи- тель зачитывает сочетания слов, учащиеся называют упо- треблённые частицы — не или ни.
Не мог не слышать оппонента; как ни старайся, всё напрасно; о нём ни слуху ни духу; стоял ни жив нимёртв; проснулся ни свет ни заря; не уронив своего до- стоинства; что ни говори, а он хорош; пой, пока не охрипнешь;событиенискольконерадостно.
-
Проверка домашнего задания. Упр. 431 (по цепочке). -
Повторение правил о написании не с разными ча- стями речи.
-
Распределительный диктант. Слова записываются в два столбика в зависимости от слитного и раздельного на- писания не. Словарная диктовка состоит из двух блоков:
1) не с существительными, прилагательными и наречиями на -о; 2) правописание не с глаголами, причастиями, дее- причастиями. Записав первый блок, дети формулируют правила написания не с существительными, прилагатель- ными и наречиями, в слабом классе ученикам демонстри- руется схема правила. Таким же образом происходит работа со вторым блоком слов.
6 Неестественность поведения; обошлось недёшево; со- вершенно непринуждённый разговор; весьма нерешительный шаг; ребёнок совсем неласковый; очень некрасивый зонт; бор- мотал что-то невнятное; далеко не лёгкое дело; вовсе не ум- ный человек; смотреть не весело, а грустно; путь не близок; сделать не лучше и не хуже других; не обязан отчитываться; не должен смеяться; поступил не по-товарищески.
6 Давно не тренировался; не мог заснуть; невзлюбить с первого взгляда; наблюдать недоумевая; не кланяясь в пояс; не становясь на колени; непотопляемый лайнер; несостояв-
шийся матч; непобедимая армия; государство, не уступившее победу; не распечатанный, а заклеенный конверт; не соответ- ствующий рангу; скамейка не покрашена.
Схема правила
«Не с существительными, прилагательными, наречиями на -о»
Не раздельно:
-
есть противопоставление; -
со словами далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, ни- сколько не, никогдане; -
прилагательные, употребля- ющиеся только в краткой форме
Не слитно:
-
без не не употребляются; -
можно заменить синонимом; # со словами очень, весьма, крайне, совершенно; -
в сравнительной степени прилагательных и наречий
Схема правила
«Не с глаголами, причастиями, деепричастиями»
Не раздельно:
-
со всеми глаголами, деепричастиями; -
в причастиях с зависимыми словами; -
в причастиях, если есть противопоставление; -
в кратких причастиях
Не слитно:
-
с глаголами, деепричастия- ми, причастиями, которые без не не употребляются; -
в причастиях без зависимых слов
-
Работа с учебником. Упр. 438. Комментированное письмо. Вспоминают правила написания не- и ни- в ме- стоименных наречиях, правила слитного и раздельного написания не с местоимениями и наречиями. Находят в текстах частицы и называют их. Упр. 445. Устный разбор с последующим выполнением.
-
Тестовые задани я.
-
Какие слова пишутся с нераздельно?
а) (не)доиграл партии
б) с утра (не)здоровится в) (не)проясняя главного г) (не)добился ничего
-
Какие слова имеют приставку не-?
а) обидное (не)доверие б) (не)достаточно красив в) долго (не)доумевать
г) (не)успевший на поезд
-
В каких словах не-входит в состав корня?
а) он (не)вежа
б) он (не)вежлив
в) разрушительная (не)нависть г) (не)жить вместе
д) (не)жить малыша
-
Домашнее задание. Упр. 443.
Урок 127. Частица ни, приставка ни-, союз ни — ни
Ц е л и: совершенствовать умение употреблять на пись- ме частицу ни; учить различать частицу ни, приставку ни- и союз ни — ни; познакомить с написанием выражений не что иное, как…; не кто иной, как…; ничто иное … не; никто иной … не; учить строить рассказ на лингвистиче- скую тему.
Личностные УУД. Формирование осознанного отноше- ния к учёбе. Познавательные УУД. Синтез знаний. Ком- муникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:
-
От чего зависит написание н и нн в прилагательных? -
Вспомните, в каких случаях пишется н и нн в на- речиях. -
Расскажите о написании н и нн в причастиях. Упр. 443 (по цепочке).
-
Активизация и закрепление изученного. Упр. 447. Комментированное письмо. Выполнение предваряется во- просом учителя о том, для чего служит частица ни. (Для выражения отрицания в предложениях без подлежащего, в этом случае ни употребляется при существительных в Р. п.; для усиления отрицания, которое выражено части- цей не или словом нет; для выражения утверждения по- сле слов кто, что, как, куда.) После выполнения учитель обращает внимание учеников на предложения 3 и 5 с однородными членами, соединёнными союзом ни — ни. Сообщается, что запятая не ставится внутри устойчивых выражений, образованных двумя словами с противопо- ложными значениями: ни больше ни меньше, ни датьни взять, ни днём ни ночью, ни слуху ни духу и др. Упр. 448. Самостоятельное выполнение с последующей проверкой. -
Словарная работа. Учащиеся получают задание со- ставить и записать предложения со словарными словами из § 66—72. -
Домашнее задание. Упр. 450. Запомнить написа- ние словарных слов.
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Ц е л и: обобщить и систематизировать изученное о со- юзах и частицах; совершенствовать правописные и пунк- туационные навыки.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
-
Лингвистическая разминка. Игра «Счётчик». В дан- ном уроке в игру включаются слова, употреблённые в диктанте.
павший память забвение известно величие трудно победа значение двадцать миллион
-
Словарный диктант. Учитель диктует слова из
§ 66—72.
-
Проверка домашнего задания. Упр. 450 (по цепочке). -
Повторение сведений о союзах и частицах.
-
Фронтальный опрос на основе контрольных вопро- сов и заданий (с. 180). -
Свободный диктант по упр. 452 (письменно, по за- данию).
-
Подведение итогов урока. Рефлексия:
-
Какие задания и формы работы при изучении пред- логов и частиц показались наиболее интересными? -
Каким темам вы уделите особое внимание при под- готовке к контрольному диктанту?
Урок 129. Контрольный диктант
6 Идёт время, но не меркнет в человеческой памяти вели- чие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоце- нить её значение в истории.
Самой замечательной чертой минувшей войны была народ- ность её характера, когда люди от мала до велика боролись за общее дело. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, не все были героями, но все отдавали себя во имя будущего. Колоссальное напряжение физических и духовных сил стало платой нашего народа за самую трудную и замечательную в веках победу. Солдаты же отдавали во имя грядущего соб- ственные жизни. Люди принимали смерть, ясно сознавая, что, как бы ни