Файл: Удк 372. 8 811. 161. 1 Ббк 74. 268. 1Рус К28 16.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5—6 классах

Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор

Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор

Урок 4. Лексика и фразеология

Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов

Урок 6. Орфография.

Урок 7. Словообразование и орфография.

Урок 8. Словообразование и орфография.

Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.

Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.

Урок 11. Морфологический разбор глагола.

Урок 12. Сочинение по картине

Урок 13. Контрольный диктант

Тексты и стили

Урок 14. Текст

Урок 15. Диалог. Виды диалогов

Урок 16. Стили литературного языка

Урок 17. Публицистический стиль

Морфология и орфография.

Урок 18. Причастие как часть речи

Урок 19. Склонение причастий

Уроки 20—21. Причастный оборот

Уроки 22—23. Описание внешности человека

Урок 24. Действительные и страдательные причастия

Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия

Урок 26. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени

Урок 28. Изложение от третьего лица

Урок 29. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени

Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Уроки 32—34. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

Уроки 35—36. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Уроки 37—38. Выборочное изложение

Урок 39. Морфологический разбор причастия

Урок 40. Контрольный диктант

Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание

Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»

Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»

Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»

Урок 50. Контрольный диктант

Урок 51. Деепричастие как часть речи

Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок 54. Раздельное написание не

Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Урок 57. Употребление в речи причастных

Урок 58. Морфологический разбор деепричастия

Урок 59. Обобщение изученного по теме

Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»

Урок 61. Контрольный диктант

Урок 62. Наречие как часть речи

Уроки 63—64. Разряды наречий

Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова

Урок 67. Степени сравнения наречий

Урок 68. Морфологический разбор наречия

Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение

Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание

отрицательных наречий

Уроки 74—75. Одна и две буквы н

Урок 76. Контрольный диктант

Урок 77. Описание действий

Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий

Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях

Уроки 85—86. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»

Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»

Урок 90. Контрольный диктант

Урок 91. Учебно-научная речь

Урок 92. Учебный доклад

Урок 94. Морфологический разбор категории состояния

Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему

Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи

Урок 98. Предлог как часть речи

Урок 99. Употребление предлогов

Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги

Урок 102. Простые и составные предлоги

Урок 103. Морфологический разбор предлога

Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок 106. Союз как часть речи

Урок 107. Простые и составные союзы

Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные

Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Урок 111. Сочинительные союзы

Урок 112. Подчинительные союзы

Урок 113. Морфологический разбор союза

Урок 114. Сочинение-рассуждение

Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах

Урок 117. Контрольный диктант

Урок 118. Частица как часть речи

Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы

Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами

Урок 122. Смысловые частицы

Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц

Урок 124. Морфологический разбор частицы

Урок 125. Отрицательные частицы не и ни

Урок 126. Различие частицы не и приставки не-

Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»

Урок 129. Контрольный диктант

Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях

Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах

Урок 131. Разделы науки о русском языке.

Урок 132. Фонетика. Графика

Урок 133. Лексика и фразеология

Урок 134. Морфемика. Словообразование

Уроки 135—136. Морфология и орфография

Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация

Урок 139. Контрольный диктант

Урок 140. Урок творчества: от впечатления к слову

Литература

Содержание

Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.


Морфология и орфография

Ц е л и: вспомнить морфологический разбор имён суще- ствительных и имён прилагательных; повторить правопи- сание окончаний существительных и прилагательных; со- вершенствовать устную речь учащихся.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Анализ явлений. Построение речево- го высказывания. Коммуникативные УУД. Умение с до- статочной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход урока


  1. Проверка домашнего задания. Упр. 25 (отвечает один ученик). Выполнение морфемного и словообразова- тельного разборов слов умение, везение (второй ученик).
  2. Повторение сведений о частях речи.


    1. Беседа по вопросам:

— Почему в окончаниях слов врачом и печём пишутся разные гласные? (Данные слова относятся к разным ча- стям речи.) Учитель отмечает, что определение принад- лежности слова к той или иной части речи является обя- зательным условием грамотного письма.

  • На какие группы делятся все части речи?

  • Что объединяет имена существительные, прилага- тельные, числительные и местоимения?

  • Чем отличаются склоняемые части речи от спряга- емых?

  • Какие части речи называются спрягаемыми?

  • Что отличает наречия от других частей речи?

    1. Повторение изученного об имени существительном. Учащиеся получают задание рассказать об имени суще- ствительном, опираясь на план морфологического разбора в «Приложении». После высказывания одного из учащих- ся на заданную тему дети записывают предложение Кра- сота спасёт мир; проводят морфологический разбор существительного мир.

Далее вспоминают правописание безударных гласных в окончаниях имён существительных. Для грамотного на- писания окончаний учитель рекомендует использовать приём подстановки. Нужно определить тип склонения
существительного. На место существительных 1-го склоне- ния подставляется слово река, имеющее ударные оконча- ния во всех падежах; на место существительных 2-го скло- нения подставляются слова с ударными окончаниями стол, окно. Существительные 3-го склонения, разноскло- няемые, а также слова, оканчивающиеся на -ий, -ие, -ия, в Р., Д., П. падежах имеют окончание . Например: Человек шёл по пустыне (= по реке, Д. п.). В городе(= в столе, П. п.) осень. Далее следует запись под дик- товку. Увидел в галере.., подумал о времен.., обратился к Ксени.., пришёл к Даш.., ошибка в решени.., встать в гаван.., отойти отпристан...

    1. Повторение сведений об имени прилагательном. Ученики подготавливают устное высказывание об имени прилагательном, опираясь на план морфологического раз- бора в «Приложении». После ответа одного выступающего семиклассники записывают предложение Худой мир луч- ше доброй ссоры и производят морфологический разбор прилагательного лучше. Далее учитель просит рассказать правило о написании окончаний имён прилагательных. Затем учащиеся вставляют пропущенные буквы, обозна- чают условия выбора орфограммы. В целях экономии вре- мени можно организовать работу в раздаточном материале.

6 Хорош..м результатом, длинноше..е животное, о пригож..м малыше, ранн..е вставание, в ранн..м возраст.., утренн..м ветерком, с глубок..м почтением, с искренн..м участием, в похож..м настроени.., син..е море, дальн..м походом, с древн..м миром, недавн..е годы, с одинок..м странником, древн..е поселения.

  1. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:

  • Чем похожи и чем различаются имена существи- тельные и имена прилагательные?

    • От каких условий зависит выбор гласных букв- орфограмм в окончаниях существительных и прилагатель- ных?

  1. Домашнее задание. Упр. 33; упр. 30 (индивидуаль- ное задание).




Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.


Морфология и орфография

Ц е л и: вспомнить морфологический разбор имён чис- лительных и местоимений; повторить склонение имён числительных и правописание не (ни) с местоимениями, существительными и прилагательными, дефисное написа- ние слов.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Синтез знаний. Подготовка устного речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Умение точно и ясно выражать свои мысли.

Ход урока


  1. Проверка домашнего задания. Упр. 30. Упр. 33 (по цепочке).

Фронтальный опрос:

    • К каким склонениям относятся слова врач, забия- ка, кино, время?

    • Что можно сказать о слове, если оно имеет оконча- ние -ами?

    • При каких условиях в окончаниях существитель- ных надо писать букву и?

    • К каким разрядам относятся прилагательные в сло- восочетаниях медвежья берлога, медвежья шуба, медве- жья походка; лёгкое пальто, лёгкаяпромышленность?

    • В каких формах имён прилагательных нельзя опре- делить падеж?
  1. Повторение сведений о числительном и местоимении.


    1. Повторение изученного о числительном. Фронтальный опрос:

    • Вспомните, какие части речи, кроме существитель- ных и прилагательных, изменяются по падежам.

    • Что объединяет существительные, прилагательные и числительные?

    • Непостоянные признаки порядковых числительных почти полностью совпадают с непостоянными признаками прилагательных. Что отличает их друг от друга?

Ученики получают задание рассказать о числительном, опираясь на порядок морфологического разбора в «При- ложении». После рассказа одного учащегося весь класс записывает предложение
Первое слово дороже второго. Один ученик производит морфологический разбор числи-

тельного первое. Далее семиклассники получают зада- ние просклонять словосочетания и выделить окончания. Шесть2сот2 пять2десят2 семь2 домов. Пять2сот2 семь2десят2 шесть2 докторов.

    1. Повторение изученного о местоимении. Ученики под- готавливают рассказ о местоимении, опираясь на «Прило- жение». Под диктовку учителя записывают предложение Всё перемелется, мука будет. Выполняют морфологиче- ский разбор местоимения всё. Далее следует словарный диктант (учащиеся по очереди выходят к доске и записы- вают по 2—3 сочетания слов).

6 Не к кому обратиться; не о ком заботиться; никуда не ходите; никто не забыт; нечего молчать; разговаривать не о чем; не с кем поделиться радостью; кое-кто; кое у кого; какие-то.

  1. Домашнее задание. Упр. 34.

Урок 11. Морфологический разбор глагола.


Морфология и орфография

Ц е л и: вспомнить морфологический разбор глагола; повторить правописание глаголов.

Личностные УУД. Воспитание уважительного отноше- ния к отвечающему сверстнику. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез полученных знаний. Коммуника- тивные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.

Ход урока


  1. Проверка домашнего задания. Упр. 34. Фронтальный опрос:

  • К какой части речи относится слово первый? До- кажите. (Слово является порядковым числительным, обо- значает порядок предметов при счёте.)

  • Может ли слово первый стать именем прилагатель- ным? Приведите пример такого предложения. (Да, при- обретая значение «превосходящий всех других себе по- добных». Например: Он всегда был первым ученикомв классе.)

  • Что такое местоимение?

  • К какой части речи относятся слова каждый, иной, любой, другой? (Это определительные местоимения.)

  • Постройте предложения так, чтобы в одном случае слово каждый было местоимением, а в другом — именем существительным. (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Каждый — местоимение. Каждый рад ка- никулам. Каждый существительное.)

  • Вспомните правила о написании ь в словах разных частей речи.


  1. Словарная работа. Ученики списывают слова, вставляют пропущенные буквы, обозначают условия вы- бора орфограмм.

6 Врач.., заметиш.., глуш.., из афиш.., свариш.., меч.., гореч.., горяч.., много передач.., тягуч.., сбереч.., вскач.., бо- родач.., вещ.., матч.., неуч.., колюч.., обжеч..ся, отреж..те, даш.., пять тысяч.., мыш.. .

  1. Повторение изученного о глаголе. Беседа по вопро- сам и заданию:

  • Что обозначают глаголы?

  • Какие глаголы обозначают законченное действие?

Приведите примеры.

  • На какой вопрос отвечают глаголы несовершенного вида? Какое действие они обозначают? Приведите примеры.

  • Приведите примеры возвратных глаголов.

  • Как определить переходность глагола? Приведите примеры переходных и непереходных глаголов.

Учащиеся под диктовку записывают предложение Ещё нигде не зарумянилась заря, но восток уже начал белеть. Выполняют морфологический разбор глаголов из предло- жения (по выбору учителя). Устно работают над упр. 37. Далее выполняют упр. 36 (комментированное письмо; вы- писывают только слова; объясняют и графически выделя- ют орфограммы). Упр. 35 (самостоятельно).

  1. Домашнее задание. Упр. 45, 47.