Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 852
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
Сочинения можно классифицировать следующим образом:
-
по степени самостоятельности:
-
коллективные; -
индивидуальные;
-
по источнику материала:
– на материале экскурсий, наблюдений, походов, игр;
-
на книжном материале; -
по картинам; -
по фильмам, спектаклям; -
сочетание книжных сведений с личным опытом;
-
по типам текста:
-
повествование; -
рассуждение; -
описание;
-
по жанру:
-
рассказ, -
письмо; -
заметка в газету; -
отзыв о книге;
-
по языку:
-
эмоционально-образные (художественные); -
деловые; -
научные;
-
по тематическим группам:
-
природа нашей Родины; -
школа, семья, товарищи; -
труд взрослых и детей; -
жизнь и подвиги.
Классификация сочинений помогает глубже понять учебные задачи каждого очередного сочинения, правильно выбрать методические сред- ства.
Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным, т.е. степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает.
Вопросы и задания
-
Подготовьте сообщение на тему «Как решалась проблема речево- го развития детей в педагогических системах прошлого?» -
Охарактеризуйте взгляды К.Д. Ушинского на родной язык и его роль в жизни общества и воспитания личности. -
�ем отличаются современные подходы к изучению детской речи? -
Проанализируйте методические принципы развития речи и сде- лайте вывод о том, как они связаны с закономерностями развития речи:
-
принцип коммуникативно-деятельностного подхода к разви- тию речи; -
принцип развития языкового чутья; -
принцип формирования элементарного осознания явлений языка; -
принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования; -
принцип обогащения мотивации речевой деятельности; -
принцип обеспечения активной речевой практики.
Проанализируйте содержание таблицы «Методы и приемы разви- тия речи» и на основе ее данных составьте сообщение на эту тему, приведите примеры упражнений из учебников разных авторов:
Методы | Направления | Приемы |
Наглядные | Непосредственные (на- блюдения). Накопление содержания речи и обеспе- чение связи двух сигналь- ных систем. Опосредо- ванные (рассматривание, рассказывание и описание игрушек, картин). Закреп- ление знаний, словаря, обучения связной речи | Показ иллюстративного материала, показ положе- ния органов артикуляции при обучении правильно- му звукопроизношению |
Словесные | �тение и рассказывание художественных произ- ведений, заучивание на- изусть, пересказ, обобща- ющая беседа и др. | Речевой образец, повтор- ное проговаривание, объ- яснение, указания, оценка детской речи, вопрос. |
Практические | Применение речевых на- выков и умений и их со- вершенствование | Игры-драматизации, инс- ценировки, дидактические упражнения, пластические этюды и др. |
-
�то такое методические принципы обучения? Каким образом ме- тодические принципы обучения определяют содержание, сред- ства и методы развития речи? -
Дайте определение одной из программ развития речи. -
Почему основным средством речевого развития детей является общение? -
Установить соответствие:
-
Задачиразвитияречи
Развитие словаря. | А. Основная форма общения. |
Языковая культура речи | Б. Воспитывать поэтический слух. |
Грамматический строй речи. | В. Формирование умений слу- шать и понимать связные тексты, пересказывать. |
Диалогическая речь. | Д. Формирование морфологичес- кой стороны речи. |
Монологическая речь. | Д. Формирование морфологичес- кой стороны речи. |
Художественная литература. | Е. Развитие речевого слуха, выра- ботка четкой дикции. |
Обучение грамоте. | Ж. Освоение значений слов и их уместное употребление. |
Поверь себя: 1 – ж 2 – е 3 – д 4 – а 5 – в 6 – б 7 – г
-
Методическиепринципыразвитияречи
1. Взаимосвязь сенсорного, умс- твенного и речевого развития детей | А. От мотива зависит качество речи и успешность обучения |
2. Коммуникативно-деятельност- ный подход к развитию речи | Б. В основе лежит неосознанное обобщение явлений языка |
3. Развитие языкового чутья | В. Понимание речи как речемысли- тельной деятельности, связанное с познанием окружающего мира |
4. Формироввание элементарного осознания явлений языка | Г. Понимание речи как деятель- ности и использовании языка для коммуникации |
5. Взаимосвязь работы над различ- ными сторонами речи, развития речи как целостного образования | Д. Неосознанное владение зако- номерностями языка |
6. Обогащение мотивации речевой деятельности | Е. Освоение всех уровней языка во взаимосвязи |
7. Обеспечение активной речевой практики | Ж. Язык усваивается в процессе его употребления, речевой прак- тики |
Поверь себя: 1 – в 2 – г 3 – д 4 – б 5 – е 6 – а 7 – ж
-
Определить, верно ли данное утверждение:-
Формирование устной речи – основная цель работы по разви- тию речи в детском саду. -
Метод развития речи – способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков. -
Практические методы в детском саду применяются реже, чем словесные. -
Опосредованные методы основаны на применении нагляднос- ти. -
Словесные методы направлены на применение речевых уме- ний и навыков, их совершенствование.
-
1– да, 2– да, 3 –нет, 4 – да,5 – нет
-
Подготовьте аналитический обзор публикаций научно-методи- ческих журналов «Начальная школа», «Русский язык в школе» за последние 2–3 года на тему (по выбору):
-
«Отбор текстов-образцов для обучения младших школьников изложению» -
«Обучение первоклассников подробному изложению» -
«Обучение сжатому пересказу как средство развития логичес- кого мышления младших школьников» -
«Приемы предварительной подготовки к сочинениям младших школьников» -
«Работа над планом сочинения как методическая проблема» -
«Анализ сочинений младших школьников» -
«Речевые ошибки младших школьников в изложении, их ис- правление и предупреждение»
-
Разработайте конспект урока обучения изложению учащихся 3 класса по учебнику Т.Г. Рамзаевой. -
Разработайте конспект урока обучения младших школьников со- чинению в том или ином стиле и жанре (по выбору).
Литература
-
Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). М.: «Академия», 2012. -
Воителева Т.М.. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006. -
Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. М.:
«Академия», 2008.
-
Журналы «Начальная школа», «Русский язык в школе». -
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподава- ния русского языка в начальных классах. М.: «Академия», 2012.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Учебное пособие
по русскому языку для самостоятельной работы студентов.
Составители:
канд. пед. наук Мачулина М.А. канд. пед. наук, доц. Суховеева Н.Д. ст. преподаватель Иванченко И.В. ст. преподаватель Пелипенко Р.И.
Подписано в печать: 14.05.2018 г. Печать офсетная. Бумага офсетная. формат 60х84/16. Усл. печ. л. 8,00.
Тираж 100 экз. заказ № 88.
Издательство «Рекламно-информационное агентство на КМВ».
Пятигорск, ул. Февральская, 54.
Тел. (8793) 33-36-56, тел./факс (8793) 39-09-03.