Файл: Стратегия социальноэкономического развития воронежской области на период до 2035 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 1855

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

РАЗДЕЛ 1.

Воронежской области

В составе существенных возможностей развития Воронежской области

Типологизация интересов субъектов

Относительные конкурентные преимущества Воронежской области

Ключевые проблемы социально-экономического развития Воронежской области

РАЗДЕЛ 2.

РАЗДЕЛ 3.

Воронежской области. Особенные характеристики Стратегии развития Воронежской области на период до 2035 года

Консервативный сценарий отличается:

Базовый сценарий отличается:

РАЗДЕЛ 4.

Подраздел 4.1. Демографическое и миграционное развитие Воронежской области

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Подраздел 4.2. Сохранение здоровья и продление активного долго-

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

сти Воронежской области:

Подраздел 4.3. Модернизация образования Воронежской области

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.4. Развитие культурной среды

Ожидаемые основные результаты:

Цель 1.15. Формирование единого культурного пространства, укре- пление нравственных ценностей.

Ключевые задачи:

Подраздел 4.5. Развитие физической культуры и спорта

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.7. Оптимизация рынка труда

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.8. Развитие некоммерческого сектора и межсекторного социального партнерства

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

РАЗДЕЛ 5.

Подраздел 5.1. Развитие высокотехнологичного промышленного

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Подраздел 5.2. Развитие агропромышленного комплекса

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.4. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.5. Развитие строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.6. Развитие туризма

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 5.7. Развитие малого и среднего предпринимательства

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.8. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

РАЗДЕЛ 6.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей и направления деятельности органов го- сударственной власти Воронежской области:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Приоритеты, цели, задачи и направления пространственного разви-

Основные ожидаемые результаты пространственного развития ре- гиона.

РАЗДЕЛ 9.

Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.

Развитие публичной собственности.

Ожидаемые основные результаты:

Образование

Возможности развития социальной защиты региона:

Основные ограничения:

Неблагоприятные факторы развития социальной защиты региона:

Промышленность

Основные ограничения:

Агропромышленный комплекс

Строительный комплекс

Сдерживающие факторы:

Связь, информационные и коммуникационные технологии

Транспортно-логистическая инфраструктура

Возможности развития ТЛИС:

Основные ограничения в развитии ТЛИС:

Факторами, сдерживающими развитие ТЛИС региона, являются:

Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика

Торговля и потребительский рынок

Туризм

Основной ограничитель:

Внешнеэкономическая деятельность и экспорт.

Инновационная деятельность

Основные ограничения:

Неблагоприятные факторы:

Экология

Динамика целевых показателей социально-экономического развития Воронежской области по годам реализации Стратегии

Перечень ключевых проектов социально-экономического развития Воронежской области, обеспечивающих реализацию Стратегии

Проекты и программы развития муниципальных образований Воронежской области

Пространственная конфигурация кластеров АПК Воронежской области

Перечень нормативных правовых актов,

Приоритетные направления развития финансового потенциала реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской

Перечень документов и материалов,

состоянию на конец 2016 г. коэффициент плотности автомобильных дорог в Во- ронежской области – 338 км путей на 1000 км2 территории, что более, чем в пять раз превышает средний показатель в России (62 км путей на 1000 км2 террито- рии)5.

Автомобильные дороги имеют не только экономическое, но и геополитиче- ское значение, позволяющее Воронежской области претендовать на роль комму- никативного узла в системе связей столицы с южными границами государства.

Актуализация этой стороны Воронежской области обусловлена близостью и динамичным развитием Московской агломерации, формированием одной из пер- спективных в Российской Федерации агломераций «Ростов-на-Дону – южные пор- ты».




5 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сб. / Росстат. М.,

2017. – С. 1038–1041.

Общая протяженность внутренних водных путей на территории Воронеж- ской области, входящих в соответствии с распоряжением Правительства Россий- ской Федерации от 19.12.2002 № 1800-р в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, составляет 580 км, в том числе реки Дон - 517 км, реки Воронеж - 63 км, которые обслуживаются без навигационной обстановки судовых ходов. Судоходство на указанных участках внутренних водных путей осуществ- ляется только в светлое время суток, глубины не превышают 80 см.

В Воронежской области находится один речной порт общего пользования -

Лиски, который расположен на левом берегу реки Дон в 1280,5 км от устья.

В 5,5 км от устья реки Воронеж расположен Воронежский гидроузел, вве- денный в эксплуатацию в 1972 году. Гидроузел предназначен для поддержания уровней воды в Воронежском водохранилище в целях водоснабжения г. Воронеж, а также для пропуска судов и паводка.

Выгодное экономико-географическое и транспортное положение Воронеж- ской области свидетельствует о наличии у нее объективных предпосылок для по-
явления и реализации ею функций центра транспортно-логистического обеспече- ния макрорегионального уровня.

  1. Развитаясистемавысшегообразования.

По числу образовательных организаций высшего образования Воронежская область занимает 3-е место в ЦФО, уступая только г. Москве и Московской об- ласти; в общероссийском рейтинге – 11-е место. По величине контингента обу- чающихся в них студентов Воронежская область занимает второе место в ЦФО, уступая только г. Москве; в общероссийском рейтинге – 12-е место. По числен- ности студентов на 10000 жителей и выпуску студентов на 10000 жителей Воро- нежская область занимает 4-е место в ЦФО, уступая только Курской, Орловской областям, г. Москве. 6

По численности профессорско-преподавательского состава доля Воронеж- ской области составляет 15,6 % (без учета г. Москвы) в Центральном федераль- ном округе. По данному показателю Воронежская область занимает 2-е место в ЦФО, уступая только г. Москве.

По численности докторов наук, преподающих в образовательных организа- циях высшего образования, Воронежская область занимает 5-е место в ЦФО, ус- тупая г. Москве, Московской, Калужской, Ярославской областям7.

Воронежская область в ЦФО занимает ведущие позиции по качеству выс- шего образования, что подтверждается национальными рейтингами. Так, Воро-нежскийгосударственныйуниверситет(ВГУ)в 2016 г.:

  • в национальном рейтинге университетов («Интерфакс»): «Классические университеты и национальные исследовательские университеты» занял 22-е место в России;




6 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сборник / Росстат. – М., 2017. – С. 412–415, 420–423, 428–431, 432–435.

7 Численность исследователей (по областям науки; по возрастным группам; по ученым степеням; по субъектам Российской Федерации). – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/nauka10.xls; Регионы России. Социально- экономические показатели. 2017 : стат. сб. / Росстат. М., 2017.

– С. 1096-1099.

  • в рейтинге востребованности вузов («Россия сегодня») 6-е место;

  • в рейтинге репутации вузов: Топ-50 вузов в сфере «Технические, естест- венно-научные направления и точные науки» («ЭкспертРА») 43-е место;

  • в рейтинге репутации вузов: топ-50 вузов в сфере «Экономические и управленческие направления» («ЭкспертРА») 23-е место.

Воронежскийгосударственныймедицинскийуниверситетвошел:

  • в топ-50 лучших вузов России («ЭкспертРА»);

  • в топ-10 российских медицинских вузов, по востребованности выпуск- ников занял в нем 7-е место, по качеству приема 5-е место («ЭкспертРА»). 8

В социально-экономическом плане эта сторона Воронежской области зна- чима в следующих основных позициях: по структуре (составу направлений) под- готовки высококвалифицированных кадров; качеству подготовки кадров; величи- не и структуре предложения на рынке труда квалифицированной рабочей силы; потенциалу инвестиций домохозяйств и компаний в образовательные услуги; по- тенциалу развития экспорта образовательных услуг.

  1. Относительно высокий уровень развития человеческого потенциала ичеловеческого капитала.

По концепции Программы развития ООН, базовыми характеристиками уровня развития человеческого потенциала выступают: долголетие и здоровье, образовательный и профессиональный рост, достойный уровень благосостояния. Позиции Воронежской области по основным показателям развития человеческого капитала приведены в таблице 4.
Таблица 4 Позиции Воронежской области по основным показателям развития человеческого потенциала
(по данным за 2016 г.)9

Показатель

Место в ЦФО

Место в ЦЧР

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

5

3

Заболеваемость на 1000 чел. населения (зарегистри-

ровано заболеваний у пациентов с диагнозом, уста- новленным впервые в жизни)


2


2

Численность студентов образовательных учреждений

среднего и высшего профессионального образования в расчете на 10000 населения


4


2

Среднедушевые денежные доходы населения

4

2

Валовой региональный продукт на душу населения

7

3

В социально-экономическом плане эта сторона значима в трех основных по- зициях: расширения возможностей развития человеческого потенциала и капита- ла региона; роста потенциала платежеспособного спроса домохозяйств на непро- довольственные товары и платные услуги (по потребительским расходам на душу
8 Рейтинги вузов 2016 / Эксперт РА. – URL: https://raexpert.ru/project/vuz_rating/2016/ranking.

9 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сб. / Росстат. – М., 2017. – С.73–78, 242–243, 410–411, 432–435, 457–458; Валовой региональный продукт в теку- щих основных ценах на душу населения (1998–2016 г.г.). URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/dusha98-16.xlsx

населения Воронежская область занимает 3-е место в ЦФО), расширения возмож- ностей использования сбережений населения как потенциального источника ин- вестиций в развитие экономики.

  1. Высокий уровень развития ресурсного обеспечения инновационной дея-тельности(значительный инновационныйпотенциалрегиона).


Воронежская область обладает сетью научно-исследовательских и образо- вательных учреждений, обеспечивающих проведение фундаментальных исследо- ваний и прикладных разработок в сферах инновационных технологий и совре- менных технических систем.

Число организаций, выполнявших в Воронежской области научные иссле- дования и разработки, – 63. Для сравнения: в Белгородской области таких органи- заций – 19, Курской – 19, Липецкой – 27, Орловской – 18, Тамбовской – 32. По числу таких организаций Воронежская область занимает 3-е место в ЦФО (после г. Москвы и Московской области) и 14-е место в РФ, по численности занятого на них персонала соответственно 3-е и 10-е места.

По численности аспирантов Воронежская область занимает 3-е место в ЦФО и 15-е место в общероссийском рейтинге, докторантов – соответственно 3-е и 13-е места. Доля аспирантов Воронежской области составляет 35,6 % от общего количества аспирантов в регионах Центрально-Черноземного района (ЦЧР).

Позиции Воронежской области по основным показателям развития ресурс- ного обеспечения инновационной деятельности в ЦФО и ЦЧР приведены в таб- лице 5.
Таблица 5 – Позиции Воронежской области по основным показателям развития ресурсного обеспечения инновационной деятельности в ЦФО и ЦЧР (по данным за 2016 г.)10

Показатель

Место в ЦФО

Место в ЦЧР

1

2

3

Число организаций, выполнявших научные исследо-

вания и разработки

3

1

Численность персонала, занятого научными исследо-

ваниями и разработками

3

1

Численность аспирантов

3

1

Численность докторантов

3

1

Внутренние затраты на научные исследования и раз-

работки

5

1

Число патентных заявок на изобретения

3

1

Число патентных заявок на полезные модели

4

1

Число выданных патентов на изобретения

3

1

Число выданных патентов на полезные модели

4

1