Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 823

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе


В методике русского языка используются следующие методы иссле- дования:

  1. Теоретическиеметоды




Метод

Область применения

Изучение методологических основ того или иного явления (например, связи мышления и речи, если иссле- дователь поставил перед собой цель найти оптимальные пути развития речи учащихся), а также смежных

наук

Применяется для обоснования выбора темы, для выдвижения и обоснования гипотезы, для опре- деления важнейших принципов обучения, основных направлений поиска и т. д.

Изучение вопросов современного науковедения (эвристики, логики), методов исследования в смежных науках (психологии, лингвистике, социологии), опыта исследова-

тельской работы крупных ученых

Применяется с целью выбора оптимальной методики исследова- ния или для создания новой, собс- твенной методики эксперимента и обработки материалов

Анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем

Применяется в результате наблю- дений, изучения опыта учителей, эксперимента, формулирование выводов и практических рекомен- даций; на этом этапе в современ- ных исследованиях применяются

некоторые математические методы





  1. Эмпирическиеметоды




Метод

Область применения

Изучение опыта учителей

Проводится, во-первых, с целью обнаружения, обобщения, оценки и распространения того; во-вто- рых, с целью определения того уровня работы учителей и уча- щихся, на который методическая

наука должна ориентироваться

Целенаправленные наблюдения над процессом учения

Как правило, такие наблюдения носят выборочный характер (в зависимости от темы и целей исследования), применяются при обобщении опыта учителей, в эксперименте и в других формах

исследований

Эксперимент

Констатирующий (проверка зна- ний, умений и навыков учащихся на определенном этапе обучения), обучающий (формирующий зна- ния, умения, навыки в процессе обучения по экспериментальной методике), контрольный (срез зна- ний по определенной теме – срав- нение результатов традиционного

и экспериментального обучения)

Рассмотрите таблицу. Используя данные таблицы, составьте связное высказывание об организации процесса исследования. Составьте план такого исследования.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

Принципы обучения


Основные принципы обучения, обязательные при обучении лю- бому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении русскому языку следует руководствоваться следующими дидактически- ми принципами:


Принцип

Содержание

Принцип научности

Предполагает достоверность излагаемых фактов, верное толкование сущности язы- ковых явлений в соответствии с лингвис-

тической наукой

Принцип сознательности

Предполагает осознанное усвоение язы-

кового материала

Принцип систематичности

и последовательности

Все языковые явления в школьной практи-

ке рассматриваются в целостной системе

Принцип доступности

Предполагает отбор языкового материала с учетом возрастных особенностей обуча-

ющихся

Принцип наглядности

Наглядность помогает создавать пред- ставления об отдельных предметах и яв- лениях. Наглядным материалом является речь, язык, тексты, используемые для на-

блюдения над языковым явлением

Принцип связи теории

с практикой

Происходит обучение использованию

языковых единиц в речевой практике

Принцип прочности

усвоения учебного материала

Способность обучающихся свободно

использовать изученный материал при выполнении практических заданий

Принцип индивидуального подхода

Предполагает учет индивидуальных особенностей каждого при обучении русскому языку. Организация процесса обучения, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает раз- личия обучающихся, уровень развития их

способностей к учению.

Мотивационный принцип

Предполагает сохранение желания учиться




  1. Принципы методики преподавания русского языка в начальной школе


Кроме общедидактических, принципов методика обучения русскому языку в начальных классах опирается на общеметодические принципы:


Принцип

Содержание

Принцип взаимосвязи различных разделов

изучаемого курса

Предполагает всестороннее рассмотрение факта или явления языка.

Коммуникативно-

деятельностный подход

Предполагает обучение русскому языку в

процессе коммуникации (деятельности).

Коммуникативный принцип

Основной дидактической единицей обуче- ния становится текст как продукт и про-

цесс речевой деятельности человека

Контекстный принцип

Анализ номинативных единиц языка (сло- во, словосочетание) в их синтаксических

связях в связной речи (текст)


Дудников А.В. выделил две группы собственно методических при- нципов:

  1. Стратегическиепринципы




Принцип

Содержание

Первый стратегический принцип

Связан с формированием грамматического мышления в процессе усвоения школьни- ками грамматических понятий, с развитием

общих мыслительных способностей

Второй стратегический

принцип

Предусматривает систематическую работу

по развитию речи

Принцип раскрытия эстетической функции

родного языка

Реализуется в процессе анализа изобрази- тельно-выразительных средств текста





  1. Тактическиепринципы




Принцип

Содержание

Первый тактический принцип

Предпочтительное использование индукции как способа мышления в процессе изучения

отдельных явлений и категорий языка

Второй тактический принцип

Взаимосвязь отдельных уровней языка в процессе их изучения, при обязательном поз- нании внутренней системы единиц и законов

языка

Третий тактический принцип

Опора на единицы речи при изучении отде- льных уровней языка и на единицы языка в

работе над различными жанрами речи



    1. Связь методики преподавания русского языка в начальной школе с другими науками

Методика русского языка в начальной школе как наука опирается на данные философии, психологии, дидактики, языкознания, психолин- гвистики.


Философия

Методика, как и педагогика в целом, принадле- жит к числу общественных наук. Она изучает определенные аспекты формирования личности: этим обусловлены ее связи с другими науками. Так, философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задач обу-

чения языку.

Психология

Методика тесно связана с психологией, опира- ется на нее в изучении процессов восприятия учебного материала по русскому языку, его за- поминания, воспроизведения, в развитии мыш- ления школьников и их речи. В методике разра- батываются такие проблемы, в основе которых-

лежит психологический феномен: формирова