Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 875

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вопросы и задания


  1. Составьте библиографический список по проблеме «Актуальные вопросы методики пунктуации в начальной школе».

  2. Определите основные для начальных классов принципы пунктуа- ции и методические рекомендации по их реализации в практичес- кой деятельности учителя.

  1. Изучите классификации ошибок по учебнику М.Р. Львова, нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Проверьте диктант учащихся (3–4 разных по грамотности рабо- ты), ошибки охарактеризуйте, работы оцените, отметку обоснуй- те.

Литература


  1. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). М.: «Академия», 2012.

  2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы. М.: 2003.

  3. Воителева Т.М.. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006.

  4. Земский А.М., Светлаев С.Я. Русский язык в 2-х частях. М.: «Ака- демия», 2009.

  5. Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. М.:

«Академия», 2008.

  1. Лекант П.А. Современный русский язык. М.: Дрофа, 2009.

  2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподава- ния русского языка в начальных классах. М. «Академия», 2012.



МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ




Основные вопросы


  1. Цель и задачи работы по развитию речи в начальной школе.

  2. Обязательный минимум содержания обучения.

  3. Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе.

  4. Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной шко- ле.

  5. Упражнения по развитию речи.

  6. Методика работы над изложением.

  7. Методика работы над сочинением.




  1. Цель и задачи работы по развитию речи в начальной школе


К основным видам речевой деятельности относятся: говорение (устное выражение мысли); слушание (восприятие речи на слух и ее понимание); письмо (графическое, письменное выражение мысли); чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи). Имен- но эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой

коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

Методика развития связной речи раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у уча- щихся навыков связной речи.

Цель работы по развитию речи – подготовить обучающихся к ре- чевому общению в устной и письменной форме.

Задачи соответствуют трем направлениям работы по развитию речи:

знакомство учащихся с нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, фор-

мирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

  • Накакойосновевыделеныцельизадачиразвитияречидетей?

  • Проанализируйте содержание таблицы «Задачи речевого разви-тия», сделайте вывод о том, каковы задачи речевого развитияобучающихсявсовременнойначальнойшколе.





Основные

единицы языка

Формы речевого

общения

Задачи развития речи

Слово




1. Развитие словаря

Звук




2. Воспитание звуковой куль-

туры речи

Словоформа Словосочетание

Предложение




3. Формирование граммати- ческого строя речи

Текст

Диалог Монолог

4. Развитие связной речи:

  • формирование диалогичес- кой (разговорной) речи,

  • формирование монологи- ческой речи

5. Подготовка к обучению грамоте (элементарное осоз-

нание явлений языка и речи)



  1. 1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   ...   52

Обязательный минимум содержания обучения


Речь устная и письменная. Различение, краткая характеристика ус- тной и письменной речи. Эмоциональная и стилистическая окрашен- ность речи.

Аудирование (слушание). Адекватное восприятие содержания и смысла звучащей речи.

Говорение. Практическое овладение несложными формами учебно- го и бытового диалога. Использование средств языка в устной речи в соответствии с речевой ситуацией. Овладение основными нормами ре- чевого поведения. Практическое овладение несложными монологичес- кими высказываниями: (рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы). Устный рассказ об играх, праздниках, про- гулках и пр.

�тение. Владение техникой чтения (сказки, рассказа, учебных тек- стов и др.). Выделение главной мысли и логических частей текста. По- нимание текста, в том числе учебного (формулировок заданий, правил, определений). Нахождение необходимого учебного материала (выбо- рочное чтение).

Письмо. Безошибочное списывание недеформированного текста. Написание под диктовку текста (75-80 слов) с изученными правилами правописания. Изложение. Небольшое сочинение по интересной детям тематике. Поздравления, письма.


  1. Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе Связная речь это единое смысловое и структурное целое, включа-

ющее связанные между собой и тематически объединенные, закончен- ные отрезки (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и другие)

Диалогическая речь –
это взаимное (чаще всего двустороннее) общение, при котором активность и пассивность переходят от одних участников коммуникации к другим, главное же – высказывания сти- мулируются предшествующими, выступая в качестве реакций на них. Монологическая речь – связное, логически последовательное выска- зывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

Текст – речевое произведение, которое является результатом рече- вой деятельности человека, это основная коммуникативная единица, ко- торая им используется во время речевой деятельности.

К основным признакам текста относят:

  1. Выраженность. Текст всегда выражен в устной или письменной форме.

  2. Отграниченность (автономность). Каждый текст, даже самый не- большой, имеет четкие границы начало и конец.

  3. Связность. Языковые единицы, образующие текст, связаны меж- ду собой в определённом порядке.

  4. Цельность. Текст в отношении содержания и построения пред- ставляет собой единое целое. Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией. Содержание текста раскрывается только через его словесную форму.

  5. Содержание соотносится с темой. Тема это то, о чём идёт повес- твование, развёртывается рассуждение, ведётся диалог и т.п.

  6. Упорядоченность. Все языковые единицы, образующие текст, все его части и все содержательные, смысловые стороны определён- ным образом упорядочены, организованы,

Тип