ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1279
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Ц е л и: учить выполнять морфологический разбор пред- лога; вспомнить ранее изученные орфограммы и правила постановки знаков препинания.
Личностные УУД. Умение самостоятельно выполнять задание и оценивать результат собственного труда. Позна- вательные УУД. Анализ явлений. Умение сравнивать вы- полненное задание с образцом. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Упр. 345 (по цепоч- ке). В качестве вывода учащиеся приводят примеры про- стых и составных предлогов. -
Диктант с самопроверкой. Школьники пишут текст под диктовку, затем сверяют написанное с образцом, спро- ецированным на экран.
6 Однажды внуч..ка пр..несла (угольно)чёрного щенка. Собач..нка была (на)столько типической Жучкой что иначе её нареч.. было н..льзя н..как. Жучка всегда л..жилась (с)права от кресла стоящего (в)плотную с письме..ным столом. Устроив- шись и положив голову на лапы она (не)двигалась и только изредк.. глубоко вздыхала. Я заб..рал в ладонь тёплую морду вместе с влажным х..лодным носом. Жучка наделё..ная (по)ис- тине человеч..ским тактом делала вид что услыш..ла шум за дверью. Она уходила (на)встречу кому(то) или чему(то) а по-
том возвр..щалась но уклад..валась уже (по)дальше. Была она очень здоровая наделё..ная красивыми белыми зубами и лос- нящ..йся шерстью. (По А. Чудакову)
-
Освоение нового материала. В учебнике читается план морфологического разбора предлога. -
Активизация и закрепление изученного. Ученики выполняют разбор предлогов из диктанта. -
Подведение итогов. Беседа по вопросам:
-
Какие неизменяемые служебные части речи, кроме предлога, вам известны? -
От каких самостоятельных частей речи следует от- личать предлог?
-
Домашнее задание. § 56. Упр. 347.
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Ц е л и: познакомить учащихся с правилами написания производных предлогов; формировать умение грамотно их писать; учить отличать производные предлоги от самосто- ятельных частей речи.
Личностные УУД. Воспитание уважительного отноше- ния к окружающим. Умение работать самостоятельно и рассчитывать своё время. Познавательные УУД. Анализ явлений. Извлечение информации. Осмысленное отноше- ние к учебному предмету. Коммуникативные УУД. Кон- структивное взаимодействие с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.
Ход уроков
-
Синтаксическая разминка. Класс записывает пред- ложение под диктовку, выполняет синтаксический раз- бор. Один ученик вызывается к доске.
Прошёл холодный ветреный март, и, наполняя воз- дух ароматом оттаявшей земли, наступил солнечный апрель,хотяпо-прежнемуиногдадулстудёныйветер.
-
Проверка домашнего задания. Упр. 347. Трое уче- ников записывают на доске морфологический разбор раз- ных предлогов. В это время класс объясняет условия вы- бора орфограмм (по цепочке). -
Освоение нового материала. Чтение и анализ § 57. Дополнительно учитель сообщает, что раздельно пишутся предлоги в целях, в связи с, в силу. Написание их нужно запомнить, так как они часто употребляются в текстах официально-делового стиля — заявлениях, договорах, объяснительных записках. Сообщается также, что оборот с предлогом несмотря на обособляется запятыми. (Пер-вые скворцы, несмотря на усталость после долгого пере- лёта, начали строить гнёзда.) Далее дети составляют и записывают план высказывания на тему «Слитное и раз- дельное написание производных предлогов». -
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа с учебником. Упр. 349. Комментированное письмо. Упр. 350. Устный разбор с последующим выпол- нением. -
Объяснительный диктант.
6 1) В течении шустрых ручьёв, стремящихся к сверкаю- щей вдалеке речонке, было столько задора, столько свежей радости! 2) В течение двух недель подсохли проталинки, и только кое-где синели последние снеговые лужицы. 3) В про- должение целых дней птицы без устали носили пёрышки и со- ломинки, обустраивая гнёзда. 4) А потом случилось что-то на- подобие борьбы: весна пошла на попятную, и к вечеру ударил мороз. 5) Вместо обживания скворешен птицы спешили укрыться вблизи человеческого жилища. 6) Соседи,
встречаясь
друг с другом, обсуждали капризы погоды, договаривались на- счёт предстоящих субботников. (Е. Касатых)
-
«Диалоги о русском языке». Работа в парах. Дети задают друг другу по два вопроса о написании предлогов. Диалог озвучивают несколько пар учащихся. -
Конструирование предложений, включающих ука- занные сочетания слов. Несколько учащихся зачитывают составленные предложения.
1) Впоследствии выяснилось; вследствиеразливареки; в следствии по делу. 2) В продолжении рассказа говорится о; в продолжение праздника. 3) Ввиду недомо- гания;нашдругимелввиду.
-
Подведение итогов урока (к уроку 104). Беседа по вопросам:
-
Как пишутся предлоги в сочетаниях нестись впе- рёдпаровоза;ехатьпозадивсех;обойтивокругдерева? -
Слитно или раздельно пишутся предлоги наподобие, вроде,вместо? -
Слитно или раздельно пишутся предлоги по причи- не, в целях, всвязи? -
Как пишутся предлоги в течение, в продолжение, взаключение?
-
Самостоятельная работа. Вариант 1.
-
В каких рядах употреблены только производные предлоги?
а) спешить навстречу другу; оглядеться вокруг; стоять сбоку стола
б) ходить около дома; во избежание конфликта; в свя- зи с ремонтом
в) благодаря находчивости; вернуться через час; отве- чать перед классом
г) стоять позади кресла; ввиду предстоящего зачёта; сделать наперекор всему
-
Какие предлоги пишутся слитно?
а) (в)виду скорого отъезда б) иметь (в)виду
в) что-то (на)подобие беседки г) нечто (в)роде клумбы
-
Какие предлоги пишутся раздельно?
а) узнать (во)время похода б) сдать книгу (во)время в) (в)следствие неудачи
г) (в)течение целого месяца
-
Спишите предложение правильно. Выполните морфологиче- ский разбор предлога всилу.
Муж..ство это добр..детель (в)силу которой люди сов..ршают пр..крас..ные дела находясь в опас..ности. (Аристотель)
-
Составьте предложения, используя указанные слова.-
Благодаря (предлог); благодаря (деепричастие). -
Вместо (предлог); в место (существительное с пред- логом в).
-
Вариант 2.
-
В каких рядах употреблены только непроизводные предлоги?
а) перепрыгнуть через лужу; плыть по морю; догово- риться по-хорошему
б) в заключение беседы; в конце спектакля; из-под ли- ствы
в) показано в продолжении фильма; по умному взгля- ду; из-за желания всё успеть
г) шёл, не смотря ни на кого; вернуться через неделю; на середине реки
-
Какие предлоги пишутся слитно?
а) нечто (на)подобие супа б) (в)заключение экскурсии в) (в)течение всей весны
г) выспаться (на)кануне экзамена
-
Какие предлоги пишутся раздельно?
а) (в)целях развития
б) (в)продолжение выступления в) (со)стороны докладчика
г) (в)место предисловия
-
Спишите предложение правильно. Выполните морфологиче- ский разбор предлога ввиду.
В..жнейшим условием п..вышающим работу пам..ти является ..доровое сост..яние нервов, (в)виду чего (не) обходимы физические упраж..нения. (К. Ушинский)
-
Составьте предложения, используя указанные слова.-
Несмотря на (предлог); не смотря (деепричастие). -
Наподобие (предлог); на подобие (существительное с предлогом на).
-
-
Домашнее задание. Урок 104. § 57. Упр. 351. Урок 105. Упр. 353 (сочинение о наступлении весны).
Союз
Урок 106. Союз как часть речи
Ц е л и: дать понятие о союзе как служебной части речи; познакомить с основными функциями союза; совер- шенствовать навыки анализа текста.
Личностные УУД. Воспитание уважительного отноше- ния к окружающим. Умение оценивать чужой труд. По- знавательные УУД. Анализ явлений. Извлечение инфор- мации. Умение воспринимать текст художественного сти- ля. Коммуникативные УУД. Эффективное взаимодействие с учителем и сверстниками в процессе учебной деятель- ности.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Двое учеников зачи- тывают свои сочинения. Прослушав каждое сочинение, класс обсуждает достоинства и недостатки письменных работ. -
Освоение нового материала. Читают материал § 58. -
Активизация и закрепление изученного. Упр. 354. Ученики определяют тему и основную мысль, объясняют условия выбора орфограмм, списывают. При обсуждении обращается внимание на функции союза — выражение логической связи между отдельными высказываниями. Упр. 356. Списывают с последующей взаимопроверкой. Упр. 357. Выполняют самостоятельно. Один ученик рабо- тает на доске. -
Словарная работа. Учащиеся выписывают слова из рамок. Составляют предложения, используя выписанные составные союзы. -
Подведение итогов урока. Дети получают задание найти и исправить ошибки в предложениях (устно).
1) День разгорелся и на сверкающую воду было больно смотреть. 2) Он вернулся домой, и сразу лёг спать.
-
Грозабылаобложнаяигремелосразусовсехсторон.
-
Домашнее задание. Урок 105. § 58. Упр. 355. Урок 106. Упр. 358.