ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2758
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание занятия
-
Организационная часть (фиксирование даты проведения занятия и отсутствующих студентов в кафедральном журнале). Во вступительном слове преподаватель знакомит студентов с актуальностью темы; указывает цель и задачи занятия, знакомит с планом занятия, проверяет готовность студентов к занятию (5 мин); -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (15 мин); -
Разбор теоретических вопросов темы в форме устной беседы, с использованием наглядных пособий. (110 мин); -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при проверке домашнего задания. Выставление зачета (5 мин).
Основные вопросы темы:5
мин.
1. Знакомство с кафедрой фармакологии.
2. Предмет, задачи и методология фармакологии.
3. Источники получения лекарственных средств.
4. Этапы создания новых лекарственных средств.
4.1. Доклинические испытания.
4.2. Клинические испытания.
4.3. Фазы клинических испытаний.
4.4. Исследование биоэквивалентности лекарственных препаратов.
4.5. Регистрация лекарственного препарата.
4.6. Постмаркетинговые испытания .
5. История отечественной фармакологии.
6. Названия лекарственных средств.
7. Классификация лекарственных средств.
8. Рецептура. Рецепт. Правила выписывания рецептов. Требования к написанию рецептов. Структура рецепта.
9. Работа провизора по контролю написания и коррекции рецепта.
Проверка исходного уровня знаний:
Осуществляется в виде тестирования в компьютерном классе.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы).
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры).
3. Справочная литература:
Литература:
Основная:
1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.с 13-37.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства, М., 2010.
Дополнительная:
1. Харкевич Д.А.. Фармакология. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. С.14-38, 686-697.
2. Государственный реестр лекарственных средств, 2008.
3. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 2
Тема: «Рецептура твердых лекарственных форм»
Актуальность темы:
Достижение положительного эффекта в профилактике и лечении заболеваний зависит не только от подбора дозы лекарства, способа введения его в организм и т.д., но и от выбора наиболее удобной лекарственной формы для применения и хранения препарата. Важным звеном в деятельности провизора является всестороннее исследование рецепта, выписанного на различные лекарственные формы, в целях контроля и внесения возможной коррекции в рецепт. Чтобы справиться с этой задачей, провизор должен быть сведущим в прописании рецептов на лекарственные средства аптечного и заводского изготовления. Он обязан знать требования, предъявляемые к написанию рецептов. Наиболее удобными для применения являются твердые лекарственные формы: таблетки, порошки, драже, капсулы, гранулы, пилюли, карамели, лекарственные пленки. В настоящее время в практической медицине твердые лекарственные формы применяются в основном в виде таблеток, порошков, капсул, драже.
Цель занятия: Сформировать представление о твердых лекарственных формах препаратов, правилах выписывания и умение проводить коррекцию рецептов.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- определение и классификацию твердых лекарственных форм;
- правила написания различных прописей рецептов;
- знать преимущества и недостатки твердых лекарственных форм;
Уметь:
- выписывать, исследовать, анализировать и корректировать рецепты
на твердые лекарственные форм; - проводить расчет доз при оформлении
рецептов.
Владеть:
- навыками работы со справочной литературой;
- навыками контроля правильности выписывания коррекции и рецепта;
- навыками расчета доз с учетом массы тела и возраста больного;
- навыками подачи информации о лекарственном средстве с учетом того,для какого потребителя она предоставлена (институционного или конечного);
- навыками ведения разъяснительной работы среди населения о здоровом образе жизни и обоснованном использовании лекарственной терапии, о рациональном приеме ЛС и обращении с ними, о вреде токсикомании и наркомании.
План изучения темы:
1. Прослушивание и конспектирование лекции на тему: «Введение».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа);
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс - опрос | 15 мин
|
3. Анализ результатов выяснения исходного уровня знаний |
|
4. Разбор теоретических вопросов темы |
|
5. Выписывание примеров рецептов у доски |
|
6. Самостоятельная работа. Итоговая рецептурная контрольная. Проверка домашнего задания. |
|
7. Подведение итогов занятия. Домашнее задание к следующему занятию | 5 мин |
Содержание занятия
-
Организационная часть (фиксирование даты проведения занятия и отсутствующих студентов в кафедральном журнале). Во вступительном слове преподаватель знакомит студентов с актуальностью темы; указывает цель и задачи занятия, знакомит с планом занятия, проверяет готовность студентов к занятию (5 мин). -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (15 мин), экспресс-опрос (10 мин). -
Анализ результатов выяснения исходного уровня знаний (5 мин). -
Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий. (40 мин). -
Разбор примеров выписывания рецептов у доски (30 мин). -
Выполнение студентами письменной итоговой рецептурной контрольной работы (25 мин). Проверка домашней работы. -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов (5 мин).
Проверка исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование.
Экспресс – опрос:
1. Что изучает общая рецептура? (Это раздел лекарствоведения об общих правилах выписывания рецептов и выписывании в рецептах отдельных лекарственных форм.)
2. Что такое рецепт? (письменное обращение врача в аптеку об отпуске лекарственного средства в определенной лекарственной форме и дозе с указанием способа его употребления.)
3. Допускаются ли исправления в рецепте? (нет)
4. Что указывают в сигнатуре рецепта? (способ применения лекарства, количество препарата на один прием (введение), время и частоту приема лекарства.)
4. Допускаются ли сокращения в сигнатуре? (нет)
5. Что отражено в сокращенной прописи рецепта? (приводится название лекарственной формы, название лекарственного вещества, его концентрация и общее количество.)
6. Что отражено в развернутой прописи рецепта? (перечисляются все входящие в нее ингредиенты, их количества, затем дается предписание о приготовлении соответствующей лекарственной формы.)
7. Какие прописи называются официнальными? (включенные в Государственную фармакопею)
8. Какие прописи называются магистральными? (прописи, составленные по усмотрению врача)
9. Какие лекарственные формы относятся к твердым? (таблетки, порошки, драже, капсулы, гранулы, карамели, пастилки, саше, пленки, пилюли).
10. Что такое порошок? (это твердая лекарственная форма для внутреннего и наружного применения, обладающая свойством сыпучести).
11. Какие бывают порошки по составу? (простые, сложные) По характеру дозирования? (разделённые на дозы, неразделённые на дозы) По применению? (для внутреннего применения, для наружного применения )
12. Что такое капсула? (дозированная лекарственная форма, состоящая из твердой или мягкой желатиновой оболочки (ранее — крахмальной облатки), содержащей одно или несколько активных действующих веществ, с добавлением или без вспомогательных веществ)
13. Что такое драже? (твердая дозированная лекарственная форма для внутреннею применения, получаемая путем многократного наслаивания лекарственных и вспомогательных веществ на сахарные гранулы)
14. Что такое таблетка? (дозированная лекарственная форма, получаемая прессованием лекарственных или смеси лекарственных и вспомогательных веществ, предназначенная для внутреннего, сублингвального, имплантационного или парентерального применения.)
15. Что такое карамель? (твердая лекарственная форма с высоким содержанием инвертированного сахара, предназначенная для применения в ротовой полости.).
Основные вопросы темы:
1. Понятие о рецептуре и ее разделах.
2. Требования и правила, предъявляемые к написанию рецептов.
3. Понятия о сокращенной и развернутой прописях рецептов.
4. Дозированные и недозированные рецептурные прописи.
5. Дать определение официнальным (в том числе имеющим специальные названия), магистральным прописям.
6. Твердые лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика.
7. Описание: таблетки, порошки, драже, капсулы, гранулы, карамели, пастилки.
8. Варианты рецептурных прописей на таблетки, порошки, гранулы, капсулы, драже, пленки, пилюли.
Разбор материала занятия у доски:
1. Выписать 10 таблеток, содержащих по 0,5 ацетилсалициловой кислоты (Acidumacetylsalicylicum). Назначить по 1 таблетке 3 раза в день после еды.
2. Выписать 50 таблеток «Никошпан» («Nicospanum») для приема внутрь по 1 таблетке 3 раза в день после еды.
3. Выписать порошок, состоящий из цинка окиси (Zincioxydum) и талька (Talcum) по 10 г в качестве присыпки пораженных участков кожи 2 раза в день.