ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2799
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, называется?
11. Какой путь введения эмульсии?
12. В чем отличие настоек от экстрактов?
13. Как делятся экстракты в зависимости от консистенции?
14. Смеси жидких или жидких и твердых лекарственных веществ, на вид прозрачные, мутные и даже с осадком, называются?
Основные вопросы темы:
Разбор примеров выписывания рецептов:
А. В виде 0,02% раствора;
Б. В виде соотношения 1:5000-500 мл;
В. В массо-объемном соотношении.
Самостоятельная работа
Проводится написание рецептов по индивидуальному заданию.
Вариант 1
Выписать этот же рецепт в полусокращенной форме и развернутой прописи.
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Учебно-материальное обеспечение занятия:
Литература:
а) основная:
1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С . 568-572.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский М., 2010
3. Харкевич, Д.А. Фармакология./ Д.А. Харкевич. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. - С. 686-710.
б) дополнительная:
1. Майский, В.В. Фармакология с общей рецептурой : учеб. / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 240 С.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 4
Тема: « Рецептура мягких лекарственных форм»
Актуальность темы:
Мягкие лекарственные формы широко применяются в терапии, хирургии, ревматологии, дермато-венерологии, акушерстве и гинекологии, косметологии, офтальмологии, аллергологии и т. д. Действуя на кожу, слизистые, раневые поверхности они оказывают местное, рефлекторное, резорбтивное действие. Эти эффекты необходимо учитывать провизору при исследовании рецепта, коррекции его, проведении консультаций пациентам по применению мягких лекарственных форм. В состав мягких лекарственных форм входит основа, поэтому провизор при консультации больного должен разъяснить ему правила хранения данных лекарственных форм в целях сохранения их лечебных свойств. Для решения этих задач провизору необходимо знать правила написания рецептов на мягкие лекарственные формы аптечного и заводского приготовления.
К мягким лекарственным формам относят мази, пасты, суппозитории, пластыри. В настоящее время большинство мягких лекарственных форм выпускаются фармацевтической промышленностью в готовом виде. Такие лекарственные формы прописывают в сокращенной форме. Сложные и неофицинальные магистральные, которые готовят в аптеках, выписываются в развернутом виде.
Цель занятия:
Сформировать у студентов знания о мягких лекарственных формах препаратов, о правилах выписывания рецепта и умение проводить их коррекцию.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- общую характеристику и классификацию мягких лекарственных форм.
Уметь:
- выписывать, исследовать, анализировать и корректировать рецепты на и мягкие лекарственные формы;
- проводить расчет доз при оформлении рецептов на мягкие ЛФ.
Владеть:
- навыками работы со справочной литературой;
- навыками контроля правильности выписывания и коррекции рецепта;
- навыками расчета доз с учетом массы тела и возраста больного;
- навыками подачи информации о лекарственном средстве с учетом того, для какого потребителя она предоставлена (институционного или конечного).
План изучения темы:
1. Прослушивание и конспектирование лекции на тему: «Введение в фармакологию».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа);
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия -3 акад. часа)
5. Разбор примеров выписывания рецептов у доски (30 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой рецептурной контрольной работы (25 мин). Проверка домашней работы.
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов (5 мин).
Проверка исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Экспресс – опрос:
1. Какие лекарственные формы относятся к мягким?
2. Как называется мягкая лекарственная форма для наружного применения, получают путем смешивания лекарственных веществ со специальными формообразующими веществами — основами?
3. Что используют в качестве мазевых основ?
4. Какие бывают виды прописей рецептов на мази?
5. Как называются жидкие мази?
6. Что добавляют при необходимости в качестве индифферентного порошка в пасты?
7. Как называется мягкая лекарственная форма, расплавляющаяся или распадающаяся при температуре тела, применяемая для введения в полости тела?
8. Что используют в качестве основы в суппозитории?
9. Путь введения свечей весом до 6 г
10. Путь введения свечей весом до 4 г
Основные вопросы темы:
11. Какой путь введения эмульсии?
12. В чем отличие настоек от экстрактов?
13. Как делятся экстракты в зависимости от консистенции?
14. Смеси жидких или жидких и твердых лекарственных веществ, на вид прозрачные, мутные и даже с осадком, называются?
Основные вопросы темы:
-
Жидкие лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика. -
Способы обозначения концентрации для растворов. -
Правила выписывания рецептов на растворы (водные, спиртовые, масляные). -
Варианты выписывания рецептов на эмульсии. -
Название анатомических частей растений: кора, корень, корневище, лист, трава, плод. -
Правила выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы (эмульсии, суспензии, настои, отвары, настойки, микстуры, сиропы, слизи, экстракты, соки, масла).
Разбор примеров выписывания рецептов:
-
Выписать 500 мл водного раствора фурацилина (Furacilinum). Назначить для промывания ран:
А. В виде 0,02% раствора;
Б. В виде соотношения 1:5000-500 мл;
В. В массо-объемном соотношении.
-
Выписать сироп «Дюфалак» («Duphalac») 500 мл. Принимать по 30 мл 3 раза в день. -
Выписать состав (объем 500 мл) для ректального введения: 0,2 метилурацила (Methyluracilum) в крахмальной слизи. Назначить в количестве 10 по 50 мл на 1 введение. -
Выписать 10 мл 2% спиртового раствора бриллиантового зеленого (Viride nitens). Для смазывания кожи при пиодермии. -
Выписать 200 мл эмульсии из масла миндального (Oleum Amygdalarum) с прибавлением 0,2 кодеина фосфата (Codeinum phosphas). Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день. Выписать этот же рецепт в полусокращенной форме и развернутой прописи. -
Выписать 100 мл сока алоэ (Succus Aloёs). Назначить для применения наружно в виде примочек при лечении гнойных ран. -
Выписать настой из корневищ с корнями валерианы (Rhizoma cum radicibusValerianae) 1:30 на 3 дня. Назначить по 1 ст. л 4 раза в день. -
Выписать 30 мл сложной настойки, состоящей из 1 части настойки ландыша (Convallaria) и 2 частей настойки валерианы (Valeriana) . Назначить по 20 капель 3 раза в день. -
Выписать 50 мл настойки «Биоженьшень» («Bioginseng»). Назначить внутрь за 30-40 мин. до еды по 30 капель 2 раза в день. -
Выписать 90 мл микстуры, состоящей из настоя корневищ с корнями валерианы (Rhizoma cum radicibus Valerianae) (1:30) и 0,3 натрия бромида (Natrii bromidum). Принимать по 1 столовой ложке 2 раза в день в течение 3 дней. -
Выписать 200 мл микстуры, состоящей из настоя травы термопсиса (Herba Thermopsidis) 1:400 с добавлением 4,0 натрия гидрокарбоната и 3 мл нашатырно- анисовых капель (Liquor аmmonii anisatus). Назначить по 1 ст л 3 раза в день. -
Выписать 10 ампул по 1 мл кордиамина (Cordiaminum). Назначить по 1 мл под кожу 2 раза в день. -
Выписать готовые глазные капли «Тауфон» «Taufon» 4% раствор в объеме 5 мл. Назначить по 2-3 капли в виде инстилляций 2-4 раза в день. -
Выписать отвар из листьев толокнянки (folia Uvae ursi) 1:30 на 3 дня. Назначить по 1 столовой ложке 4 раза в день. -
Выписать настой из 0,45 корня ипекакуаны (radix Ipecacuanhae) на 4 дня. Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день при хроническом бронхите. -
Выписать сироп «Колдрекс» («Coldrex») 100 мл. Назначить по 2 чайные ложки на ночь ребенку 8 лет.
Самостоятельная работа
Проводится написание рецептов по индивидуальному заданию.
Вариант 1
-
Выписать 20 мл 10% масляного раствора камфоры (Camphora). Назначить для растирания суставов. -
Выписать 200 мл эмульсии из масла миндального (Oleum Amygdalarum) с прибавлением 0,2 кодеина фосфата (Codeinum phosphas). Назначить по 1 ст. л. 3 раза в день.
Выписать этот же рецепт в полусокращенной форме и развернутой прописи.
-
Выписать 200 мл отвара коры дуба (Cortex Quercus) в соотношении 1:10 для полоскания полости рта. -
Выписать 40 мл экстракта левзеи жидкого (Leuzea fluidum). Назначить по 20 капель 2 раза в день не позже 16 часов.
Вариант 2
-
Выписать 500 мл 5% глюкозы (Glucosum) для внутривенного введения. -
Выписать суспензию гидрокортизона ацетата (Hydrocortisoni acetas) 2,5% 1 мл на 5 дней для введения в полость коленного сустава через день. Перед введением взбалтывать). -
Выписать на 3 дня настой травы горицвета весеннего (Adonis vernalis). Назначить по 1 ст. ложке 4 раза в день (по ГФ Х принята концентрация этого настоя 1:30). -
Выписать 50 мл жидкого экстракта элеутерококка (Eleutherococсum fluidum ). Назначать по 20 капель за 30 минут до еды не позже 16 часов в течение 25-30 дней.
Вариант 3
-
Выписать 10 ампул, содержащих по 1 мл 0,25% масляного раствора тестостерона пропионата (Testosteroni рropionas). Вводить внутримышечно через день по 1 мл. -
Выписать 200 мл отвара из коры дуба (Cortex Quercus). Назначить для полоскания (по ГФ Х готовят в концентрации 1:10). -
Выписать 100 мл официнальной суспензии гризеофульвина (Griseofulvinum). Назначить по 1 десертной ложке 3 раза в день. Перед употреблением взбалтывать. -
Выписать 25 мл экстракта боярышника (Qrataegus). Назначить по 25 капель 3- 4 раза в день.
Вариант 4
-
Выписать 500 мл раствора этакридина лактата (Aethacridini lactas) 0,01% концентрации. Назначить для спринцеваний. -
Выписать 200 мл микстуры, состоящей из настоя термопсиса (Herba Thermopsidis) 1:400 с добавлением 4,0 гидрокарбоната натрия и 3 мл нашатырно-анисовых капель (Liquor Ammonii anisatus). Назначить по 1 ст. л. 3 раза в день. -
Выписать на 3 дня настой травы горицвета (Неrbа Adonis vernalis). Назначить по 1 ст. ложке 4 раза в день (по ГФ Х принята концентрация этого настоя 1:30). -
Выписать 50 мл настойки женьшеня (Ginseng). Назначить по 15 капель за 30 минут до еды не позже 16 часов в течение 25-30 дней.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (тесты, варианты заданий для письменной контрольной работы).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С . 568-572.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский М., 2010
3. Харкевич, Д.А. Фармакология./ Д.А. Харкевич. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. - С. 686-710.
б) дополнительная:
1. Майский, В.В. Фармакология с общей рецептурой : учеб. / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 240 С.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 4
Тема: « Рецептура мягких лекарственных форм»
Актуальность темы:
Мягкие лекарственные формы широко применяются в терапии, хирургии, ревматологии, дермато-венерологии, акушерстве и гинекологии, косметологии, офтальмологии, аллергологии и т. д. Действуя на кожу, слизистые, раневые поверхности они оказывают местное, рефлекторное, резорбтивное действие. Эти эффекты необходимо учитывать провизору при исследовании рецепта, коррекции его, проведении консультаций пациентам по применению мягких лекарственных форм. В состав мягких лекарственных форм входит основа, поэтому провизор при консультации больного должен разъяснить ему правила хранения данных лекарственных форм в целях сохранения их лечебных свойств. Для решения этих задач провизору необходимо знать правила написания рецептов на мягкие лекарственные формы аптечного и заводского приготовления.
К мягким лекарственным формам относят мази, пасты, суппозитории, пластыри. В настоящее время большинство мягких лекарственных форм выпускаются фармацевтической промышленностью в готовом виде. Такие лекарственные формы прописывают в сокращенной форме. Сложные и неофицинальные магистральные, которые готовят в аптеках, выписываются в развернутом виде.
Цель занятия:
Сформировать у студентов знания о мягких лекарственных формах препаратов, о правилах выписывания рецепта и умение проводить их коррекцию.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- общую характеристику и классификацию мягких лекарственных форм.
Уметь:
- выписывать, исследовать, анализировать и корректировать рецепты на и мягкие лекарственные формы;
- проводить расчет доз при оформлении рецептов на мягкие ЛФ.
Владеть:
- навыками работы со справочной литературой;
- навыками контроля правильности выписывания и коррекции рецепта;
- навыками расчета доз с учетом массы тела и возраста больного;
- навыками подачи информации о лекарственном средстве с учетом того, для какого потребителя она предоставлена (институционного или конечного).
План изучения темы:
1. Прослушивание и конспектирование лекции на тему: «Введение в фармакологию».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа);
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия -3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя | 5 мин |
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс - опрос | 15 мин 10 мин |
3. Анализ результатов исходного уровня знаний | 5 мин |
4. Разбор теоретических вопросов темы | 40 мин |
5. Выписывание примеров рецептов у доски | 30 мин |
6. Самостоятельная работа. Итоговая рецептурная контрольная. Проверка домашнего задания. | 25 мин |
7. Подведение итогов занятия. Домашнее задание к следующему занятию | 5 мин |
Содержание занятия
-
Организационная часть (фиксирование даты проведения занятия и отсутствующих студентов в кафедральном журнале). Во вступительном слове преподаватель знакомит студентов с актуальностью темы; указывает цель и задачи занятия, знакомит с планом занятия, проверяет готовность студентов к занятию (5 мин). -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (15 мин), экспресс-опрос (10 мин). -
Анализ результатов выяснения исходного уровня знаний (5 мин). -
Разбор теоретических вопросов темы в форме устной беседы, с использованием наглядных пособий (40 мин).
5. Разбор примеров выписывания рецептов у доски (30 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой рецептурной контрольной работы (25 мин). Проверка домашней работы.
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов (5 мин).
Проверка исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Экспресс – опрос:
1. Какие лекарственные формы относятся к мягким?
2. Как называется мягкая лекарственная форма для наружного применения, получают путем смешивания лекарственных веществ со специальными формообразующими веществами — основами?
3. Что используют в качестве мазевых основ?
4. Какие бывают виды прописей рецептов на мази?
5. Как называются жидкие мази?
6. Что добавляют при необходимости в качестве индифферентного порошка в пасты?
7. Как называется мягкая лекарственная форма, расплавляющаяся или распадающаяся при температуре тела, применяемая для введения в полости тела?
8. Что используют в качестве основы в суппозитории?
9. Путь введения свечей весом до 6 г
10. Путь введения свечей весом до 4 г
Основные вопросы темы:
-
Мягкие лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика. -
Понятие о простых и сложных мазях. Виды прописей. -
Суппозитории. Вещества, входящие в состав суппозиториев. -
Правила выписывания рецептов на другие мягкие лекарственные формы (пасты, суппозитории, линименты, пластыри).