Файл: Пятигорский медикофармацевтический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 2799

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Факторы, влияющие на всасывание и действие инсулина

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

10. Выписать 50 г мази «Бом-Бенге» («Bom-Benge»). Назначать для втирания в область суставов.

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

4 ЛЕКЦИЯ № 4Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие ЛС.Повторное применение ЛВ. Эффекты, наблюдаемые при повторном приеме ЛВ:Возможные эффекты лекарственных средств: ожидаемая фармакологическая реакция; гиперчувствительность; идиосинкразия; толерантность; тахифилаксия.«МИШЕНИ» ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Рецепторы Ионные каналы Ферменты Транспортные системы Гены ВИДЫ ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Резорбтивное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Местное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Основное действие Побочное действие Токсическое действие Обратимое действие Необратимое действие Избирательное действие Неизбирательное действие Центральное действие Периферическое действие ВИДЫ РЕЦЕПТОРОВI. Ионотропные рецепторы – рецепторы, сопряженные с ионными каналами: Н-холинорецепторы, ГАМКА-рецепторы, глутаматные рецепторы, глициновые, 5-НТ3-рецепторы.Эффект реализуется через изменение активности ионных каналов (Na+, K+, Cl-, Ca2+ и т.д.). II. Метаботропные рецепторы.1. Рецепторы, взаимодействующие с G-белками (80% всех рецепторов): адренорецепторы, М-холинорецепторы, опиоидные, 5-НТ2,4,5, дофаминовые, гистаминовые.Эффект реализуется через активацию G-белками аденилатциклазы, инозитолфосфатазной системы, ионных каналов.2. Рецепторы, сопряженные с ферментами: рецепторы ферменты (инсулиновые рецепторы, некоторых факторов роста, цитокинов и т.д.).Эффект реализуется, чаще всего, через активацию тирозинкиназы, которая фосфорилирует внутриклеточные белки и изменяет их активность. 3. Рецепторы, регулирующие транскрипцию ДНК (стероидные рецепторы, рецепторы витаминов А и D, рецепторы тиреоидных гормонов).Эффект реализуется через изменение синтеза функционально активных белков.Виды внутренней активности биологически активных веществ (как правило, обладающие аффинитетом к рецепторам): Агонисты: полные и частичные; конкурентные и неконкурентные; Антагонисты (или блокаторы): конкурентные; неконкурентные; Агонисты-антагонисты.ЭФФЕКТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОВТОРНОМ ПРИМЕНЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВI. Кумуляция: материальная; функциональная.II. Сенсибилизация.III. Привыкание (толерантность): прямое привыкание; перекрестное привыкание; тахифилаксия; митридатизм.IV. Лекарственная зависимость: опьянение (эйфория); психическая зависимость; физическая зависимость; абстинентный синдром.КОМБИНИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛВ.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.Синергизм: суммирование (аддитивное действие); потенцирование.Антагонизм: прямой функциональный антагонизм; косвенный функциональный антагонизм; физический; химический (антидотизм).ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ1. Фармацевтическое взаимодействие.2. Фармакологическое взаимодействие: фармакокинетическое; фармакодинамическое.Токсическое действие лекарственных средств: Гонадотоксичность; Эмбриотоксическое действие; Тератогенное действие; Фетотоксическое действие; Мутагенное действие; Канцерогенность; Дисбактериоз; Органотропное токсическое действие (гепатотоксичность, нефротоксичность, нейротоксичность и т.д.); Аллергические реакции; Иммунотоксичность.ТИПЫ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Немедленный тип аллергической реакции (анафилаксия) (IgE – антитела связываются с гаптенами, дегрануляция тучных клеток и выделение гистамина). Цитолитический тип реакции (IgG и IgM – антитела взаимодействуют с гаптеном и вызывают лизис эритроцитов и других элементов крови). Иммунокомплексный тип реакций (IgE взаимодействует с гаптеном и повреждают эндотелий сосудов и развивается сывороточная болезнь – крапивница, артрит, лихорадка, зуд, лимфоаденопатия). Замедленный тип аллергической реакции (вовлечены клеточные механизмы иммунитета – развивается контактный дерматит). ВИДЫ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ1. Фармакопрофилактика.2. Фармакотерапия (лекарственная терапия): этиотропная (каузальная) терапия; патогенетическая терапия; заместительная терапия; симптоматическая терапия; генотерапия.ХРОНОФАРМАКОЛОГИЯХронофармакокинетика - ритмическое изменение фармакокинетики препаратов.Хроностезия - ритмическое изменение чувствительности и реактивности организма к лекарственному веществу в течение суток.Хронергия – совокупное влияние хронокинетики и хроностезии на величину фармакологического эффекта.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕБАНИЙ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ ЛС:1. Связанные с фарм. свойствами: нейротоксичность, нефротоксичность, гепатотоксичность, панкреотоксичность, ульцерогенность, дисбактериоз, кардиотоксичность, гематотоксичность, ототоксичность, поражение дыхательной системы, поражение кожи, поражение эндокринной системы.2. Аллергические реакции (АР). Типы и виды АР. 3. Изменение иммунобиологических свойств организма.4. Синдром отмены.5. Нежелательное действие ЛС на плод: мутагенное, эмбриотоксическое, тератогенное, фетотоксическое.6. Атипичные реакции на лекарственные вещества при наследственных энзимопатиях. Идиосинкразия.7. Канцерогенное действие ЛС. 2 5 ЛЕКЦИЯ № 5Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию.НЕЙРОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛС. Влияющие на периферическую нервную систему II. Влияющие на ЦНС. Средства, влияющие на периферическую нервную систему 1. Влияющие на афферентную иннервацию. 2. Влияющие на эфферентную иннервациюI. Влияющие на периферическую нервную систему1. Влияющие на афферентную иннервацию (АИ)А) Средства, угнетающие афферентную иннервацию;Б) Средства, стимулирующие окончания афферентных нервов. Средства, влияющие на АИ А) Угнетающие АИ: обволакивающие; смягчающие; вяжущие; адсорбирующие; анестезирующие. Б) Стимулирующие АИ: раздражающие средства; средства преимущественно рефлекторного механизма действия.А) Угнетающие АИ. ОБВОЛАКИВАЮЩИЕ И СМЯГЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА.Слизь из крахмала (картофеля, риса, кукурузы, пшеницы). Слизь из семян льна. Растительные масла (оливковое, кукурузное, персиковое). Жироподобные вещества (ланолин, вазелин).Антациды (сукралфат, гевискон, альмагель, фосфалюгель).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Образуют с водой коллоидные растворы (гели). Защищают чувствительные нервные окончания (болевые). Препятствуют действию на них раздражающих веществ.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы в ЖКТ. Профилактика раздражающего действия некоторых ЛС.Вяжущие средства: а) Органические - танин, отвар коры дуба, настои и отвары - зверобоя, шалфея, ромашки, кровохлебки, черники, черемухи;б) Неорганические анузол, цинка окись, квасцы (алюминиево-калиевые, жженые), серебра нитрат, протаргол.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Денатурируют белки слизи или раневого экссудата. Образуют плёнку. Защищают чувствительные нервные окончания от раздражающих веществ. Уменьшают чувство боли. Местно сужают сосуды. Снижают проницаемость сосудов. Уменьшают экссудацию. Уменьшают воспаление.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи слизистых ЖКТ:ожоги, язвы, трещины, пролежни.АДСОРБИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА: уголь активированный, смектит диоктаэдрический, тальк, полифепан.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Защищают чувствительные нервные окончания кожи и слизистых оболочек от раздражения, адсорбируют на своей поверхности химические, токсические вещества, газы.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ: отравления, диспепсия, метеоризм, диарея.ПЛЁНКООБРАЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА: а) медицинские клеи: клеол, БФ-6; б) препараты смол: фурапласт; в) препараты на основе коллагена - «облекол»: плёнка коллагеновая.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. При нанесении на поврежденные участки кожи образуют эластичную плёнку, защищающую раневую поверхность.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи, ссадины, трещины, порезы, небольшие послеоперационные раны, пролежни, ожоги, дерматиты.Б) Средства, стимулирующие АИ. Раздражающие средства. Средства преимущественно рефлекторного механизма действия. Раздражающие средства: горчичники, скипидар, плоды перца стручкового (пластырь перцовый, настойка перца стручкового, никофлекс), ментол (ментоловое масло, меновазин, валидол, эфкамон), раствор аммиака (нашатырный спирт). Препараты на основе пчелиного и змеиного яда (апизартрон, випросал). Финалгон. Они содержат БАВ. Горчичники → гликозид синигрин фермент мирозин; образуется аллилизотиоцианат. Скипидар → α-пинен; Перец горький → гликозид капсаицин.Масло мяты перечной → ментол (спирт терпенового ряда).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. - Вызывают деполяризацию чувствительных нервных окончаний. Оказывают местное раздражающее действие. Улучшают кровообращение. Улучшают трофику тканей. Уменьшают чувство боли. Бронхит. Пневмония. Травмы мышц. Эндартериит.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. НЕВРАЛГИЯ, АРТРИТ, РАДИКУЛИТ, ИОЗИТ, ЛЮМБАГО.2. СРЕДСТВА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕФЛЕКТОРНОГО МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ. Горечи (одуванчик и др.). Жёлчегонные (аллохол и др.). Слабительные (сенаде и др.). Отхаркивающие (термопсис и др.). Рвотные (меди сульфат).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Раздражают чувствительные рецепторы слизистых дыхательных путей и ЖКТ, что рефлекторно приводит к стимуляции нервных центров и соответствующих органов. 2 6 ЛЕКЦИЯ № 6Классификация вегетотропных лекарственных средств. М-холиномиметики. М, Н-холиномиметики, Н-холиномиметики. Центральные нейротропные средства (ЛС, действующие на ЦНС). 2. Средства, действующие на периферическую НС.а) ЛС, влияющие на афферентную иннервацию; б) ЛС, влияющие на эфферентную иннервацию (синаптотропные средства) ЛС, влияющие на холинергические синапсы. ЛС, влияющие на адренергические синапсы. Средства, влияющие на холинергические синапсы. Холиномиметики. 2. Холинолитики (холиноблокаторы). Холиномиметики (агонисты) воспроизводят эффекты активации ПНС. Холинолитики (антагонисты) блокируют эффекты активации ПНС. Почему средства называются синаптотропные? Потому что их биофазой (мишенью) является синапс (место локализации действия).СИНАПС – место передачи нервного импульса с нерва на нерв или с нерва на исполни- тельный орган с помощью химического посредника – медиатора.СТРОЕНИЕ СИНАПСА: пресинаптическая мембрана аксона; постсинаптическая мембрана (нервная клетка или клетка рабочего органа); между ними синаптическая щель 20 - 40 нм.Основные медиаторы: эфферентной нервной системы – ацетилхолин (Ац/Х); норадреналин (Н/А).Функционально химическая передача нервного импульса в синапсе осуществляется в несколько этапов: (на примере холинергического синапса); синтез Ац/х в цитоплазме аксона из ацетил-КоА и холина при участии фермента холинацетилтрансферазы; депонирование медиатора в везикулах (синаптических пузырьках). В каждом пузырьке депонируется от 1000 до 50.000 молекул Ац/х, связанного с АТФ и нейропептидами. Ац/х выделяется при деполяризации в синапс квантами.Нервный импульс. Вызывает деполяризацию пресинаптической мембраны. Открывает потенциалозависимые Са+2 – каналы. Увеличивает концентрацию. Са+2 в цитоплазме холинергического нерва. Происходит слияние мембраны везикул с пресинаптической мембраной. Происходит экзоцитоз (выброс Ац/х).А что же в синапсе? Часть Ац/х взаимодействует с М- и Н-холинорецепторами. 2. Часть Ац/х метаболизируется ацетилхолинэстеразой до холина и уксусной кислоты. 3. 50% холина захватывается пресинаптической мембраной (нейрональный захват). 4. Уксусная кислота окисляется в цикле трикарбоновых кислот (Кребса); восстановление исходного состояния рецептора; медиаторные циторецепторы прямо регулируют проницаемость ионных каналов; посредством G-белков открывают ионные каналы; изменяют активность мембрано-связанных ферментов (аденилатциклазы и фосфолипаз); ферменты катализируют синтез вторичных клеточных мессенджеров (цАМФ, инозитолтрифосфата, диацилглицерола).Нервное волокно, синтезирующее и высвобождающее ацетилхолин – называется холинергическим. Синапс, в котором высвобождается ацетилхолин, называется холинергическим. Рецептор, на который действует ацетилхолин, называется холинергическим.Холинорецепторы делятся на М- и Н-холинорецепторы.Эфферентные соматические нервы: выходят из ствола головного мозга (черепно-мозговые); из передних рогов спинного мозга (спинно - мозговые); идут непрерывно до скелетных мышц; выделяют медиатор Ац/х; Ац/х возбуждает Н-холинорецепторы скелетных мышц.ЭФФЕРЕНТНЫЕ ВЕГЕТАТИВНЫЕ НЕРВЫ: иннервируют внутренние органы: прерываются в ганглии; состоят из преганглионарного и постганглионарного нервного волокна; делятся на парасимпатические (ПНС) и симпатические (СНС).Особенности ПН: длинное преганглионарное волокно; короткое постганглионарное волокно; ганглии находятся в рабочем органе или вблизи него.ПС нервы выходят из: а) среднего мозга; б) продолговатого мозга; в) нижних сегментов поясничного отдела; г) крестцового отдела; в ганглии и синапсе ПНС выделяется Ац/х.ЛОКАЛИЗАЦИЯ ХОЛИНОРЕЦЕПТОРОВ. М-холинорецепторы (М1, М2, М3, М4, М5) - чувствительны к мускарину; в ЦНС: лимбическая система, гипоталамус, ретикулярная формация; в рабочих органах у окончаний постганглионарных волокон ПНС; в потовых железах (постганглионарные симпатические холинергические волокна).2. Н-холинорецепторы (чувствительны к никотину): а) Нн – холинорецепторы: в ганглиях ПНС; в ганглиях СНС; мозговой слой надпочечников; каротидный клубочек; в ЦНС; б) Нм – холинорецепторы: в скелетных мышцах; освобождение медиатора; в синаптическую щель (Na+, Са2+ - зависимое из 300-2000 синаптических пузырьков); взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптичес-кой мембраны.Содержание Ац/х в синапсе снижается при: параличах; миастении; атонии кишечника; глаукоме; парезе мочевого пузыря; деменции.Стимуляция холинергической передачи может быть достигнута: 1. Прямой стимуляцией постсинаптических холинорецепторов агонистами. 2. Подавлением гидролиза Ац/х в синаптической щели. 3. Увеличением выделения Ац/х из пресинаптической мембраны.КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРАХОЛИНОМИМЕТИКОВ1. М- холиномиметики: Пилокарпина гидрохлорид (пилокар). Комбинированные препараты: Фотил (пилокарпин + тимолол).2. Н- холиномиметики: Никотин; Цитизин (табекс); Никоретте; Никотинел.3. ЛС, повышающие выделение Ац/х: Цисаприд (координакс, перистил).4. М-, Н- холиномиметики: А) прямого действия: Ацетилхолин-хлорид; Б) непрямого действия: (антихолинэстеразные).ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПАРАТОВ: ПИЛОКАРПИН: алкалоид пилокарпуса перистолистного; сужает зрачок; снижает ВГД; применяется при глаукоме; вызывает спазм аккомодации. Глаукома – заболевание глаза, проявляется ↑ ВГД. Для лечения применяют:ЛС, увеличивающие отток внутриглазной жидкости (водянистой влаги). ЛС, уменьшающие продукцию внутриглазной жидкости.1   ...   116   117   118   119   120   121   122   123   ...   144

Геморрагии.

, называется?

11. Какой путь введения эмульсии?

12. В чем отличие настоек от экстрактов?

13. Как делятся экстракты в зависимости от консистенции?

14. Смеси жидких или жидких и твердых лекарственных веществ, на вид прозрачные, мутные и даже с осадком, называются?

Основные вопросы темы:

  1. Жидкие лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика.

  2. Способы обозначения концентрации для растворов.

  3. Правила выписывания рецептов на растворы (водные, спиртовые, масляные).

  4. Варианты выписывания рецептов на эмульсии.

  5. Название анатомических частей растений: кора, корень, корневище, лист, трава, плод.

  6. Правила выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы (эмульсии, суспензии, настои, отвары, настойки, микстуры, сиропы, слизи, экстракты, соки, масла).

Разбор примеров выписывания рецептов:

  1. Выписать 500 мл водного раствора фурацилина (Furacilinum). Назначить для промывания ран:

А. В виде 0,02% раствора;

Б. В виде соотношения 1:5000-500 мл;

В. В массо-объемном соотношении.

  1. Выписать сироп «Дюфалак» («Duphalac») 500 мл. Принимать по 30 мл 3 раза в день.

  2. Выписать состав (объем 500 мл) для ректального введения: 0,2 метилурацила (Methyluracilum) в крахмальной слизи. Назначить в количестве 10 по 50 мл на 1 введение.

  3. Выписать 10 мл 2% спиртового раствора бриллиантового зеленого (Viride nitens). Для смазывания кожи при пиодермии.

  4. Выписать 200 мл эмульсии из масла миндального (Oleum Amygdalarum) с прибавлением 0,2 кодеина фосфата (Codeinum phosphas). Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день. Выписать этот же рецепт в полусокращенной форме и развернутой прописи.

  5. Выписать 100 мл сока алоэ (Succus Aloёs). Назначить для применения наружно в виде примочек при лечении гнойных ран.

  6. Выписать настой из корневищ с корнями валерианы (Rhizoma cum radicibusValerianae) 1:30 на 3 дня. Назначить по 1 ст. л 4 раза в день.

  7. Выписать 30 мл сложной настойки, состоящей из 1 части настойки ландыша (Convallaria) и 2 частей настойки валерианы (Valeriana) . Назначить по 20 капель 3 раза в день.

  8. Выписать 50 мл настойки «Биоженьшень» («Bioginseng»). Назначить внутрь за 30-40 мин. до еды по 30 капель 2 раза в день.

  9. Выписать 90 мл микстуры, состоящей из настоя корневищ с корнями валерианы (Rhizoma cum radicibus Valerianae) (1:30) и 0,3 натрия бромида (Natrii bromidum). Принимать по 1 столовой ложке 2 раза в день в течение 3 дней.

  10. Выписать 200 мл микстуры, состоящей из настоя травы термопсиса (Herba Thermopsidis) 1:400 с добавлением 4,0 натрия гидрокарбоната и 3 мл нашатырно- анисовых капель (Liquor аmmonii anisatus). Назначить по 1 ст л 3 раза в день.

  11. Выписать 10 ампул по 1 мл кордиамина (Cordiaminum). Назначить по 1 мл под кожу 2 раза в день.

  12. Выписать готовые глазные капли «Тауфон» «Taufon» 4% раствор в объеме 5 мл. Назначить по 2-3 капли в виде инстилляций 2-4 раза в день.

  13. Выписать отвар из листьев толокнянки (folia Uvae ursi) 1:30 на 3 дня. Назначить по 1 столовой ложке 4 раза в день.

  14. Выписать настой из 0,45 корня ипекакуаны (radix Ipecacuanhae) на 4 дня. Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день при хроническом бронхите.

  15. Выписать сироп «Колдрекс» («Coldrex») 100 мл. Назначить по 2 чайные ложки на ночь ребенку 8 лет.


Самостоятельная работа

Проводится написание рецептов по индивидуальному заданию.

Вариант 1

  1. Выписать 20 мл 10% масляного раствора камфоры (Camphora). Назначить для растирания суставов.

  2. Выписать 200 мл эмульсии из масла миндального (Oleum Amygdalarum) с прибавлением 0,2 кодеина фосфата (Codeinum phosphas). Назначить по 1 ст. л. 3 раза в день.

Выписать этот же рецепт в полусокращенной форме и развернутой прописи.

  1. Выписать 200 мл отвара коры дуба (Cortex Quercus) в соотношении 1:10 для полоскания полости рта.

  2. Выписать 40 мл экстракта левзеи жидкого (Leuzea fluidum). Назначить по 20 капель 2 раза в день не позже 16 часов.


Вариант 2

  1. Выписать 500 мл 5% глюкозы (Glucosum) для внутривенного введения.

  2. Выписать суспензию гидрокортизона ацетата (Hydrocortisoni acetas) 2,5% 1 мл на 5 дней для введения в полость коленного сустава через день. Перед введением взбалтывать).

  3. Выписать на 3 дня настой травы горицвета весеннего (Adonis vernalis). Назначить по 1 ст. ложке 4 раза в день (по ГФ Х принята концентрация этого настоя 1:30).

  4. Выписать 50 мл жидкого экстракта элеутерококка (Eleutherococсum fluidum ). Назначать по 20 капель за 30 минут до еды не позже 16 часов в течение 25-30 дней.

Вариант 3

  1. Выписать 10 ампул, содержащих по 1 мл 0,25% масляного раствора тестостерона пропионата (Testosteroni рropionas). Вводить внутримышечно через день по 1 мл.

  2. Выписать 200 мл отвара из коры дуба (Cortex Quercus). Назначить для полоскания (по ГФ Х готовят в концентрации 1:10).

  3. Выписать 100 мл официнальной суспензии гризеофульвина (Griseofulvinum). Назначить по 1 десертной ложке 3 раза в день. Перед употреблением взбалтывать.

  4. Выписать 25 мл экстракта боярышника (Qrataegus). Назначить по 25 капель 3- 4 раза в день.


Вариант 4

  1. Выписать 500 мл раствора этакридина лактата (Aethacridini lactas) 0,01% концентрации. Назначить для спринцеваний.

  2. Выписать 200 мл микстуры, состоящей из настоя термопсиса (Herba Thermopsidis) 1:400 с добавлением 4,0 гидрокарбоната натрия и 3 мл нашатырно-анисовых капель (Liquor Ammonii anisatus). Назначить по 1 ст. л. 3 раза в день.

  3. Выписать на 3 дня настой травы горицвета (Неrbа Adonis vernalis). Назначить по 1 ст. ложке 4 раза в день (по ГФ Х принята концентрация этого настоя 1:30).

  4. Выписать 50 мл настойки женьшеня (Ginseng). Назначить по 15 капель за 30 минут до еды не позже 16 часов в течение 25-30 дней.


Учебно-материальное обеспечение занятия:



  1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы);

  2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры);

  3. Справочная литература;

  4. Индивидуальные задания (тесты, варианты заданий для письменной контрольной работы).

Литература:

а) основная:

1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С . 568-572.

2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский М., 2010

3. Харкевич, Д.А. Фармакология./ Д.А. Харкевич. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. - С. 686-710.

б) дополнительная:

1. Майский, В.В. Фармакология с общей рецептурой : учеб. / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 240 С.

Электронные ресурсы:

- http://grls.rosminzdrav.ru/

- http://www.vidal.ru/

- http://www.med-edu.ru/

- http://medicstudent.okis.ru/

Занятие № 4

Тема: « Рецептура мягких лекарственных форм»

Актуальность темы:

Мягкие лекарственные формы широко применяются в терапии, хирургии, ревматологии, дермато-венерологии, акушерстве и гинекологии, косметологии, офтальмологии, аллергологии и т. д. Действуя на кожу, слизистые, раневые поверхности они оказывают местное, рефлекторное, резорбтивное действие. Эти эффекты необходимо учитывать провизору при исследовании рецепта, коррекции его, проведении консультаций пациентам по применению мягких лекарственных форм. В состав мягких лекарственных форм входит основа, поэтому провизор при консультации больного должен разъяснить ему правила хранения данных лекарственных форм в целях сохранения их лечебных свойств. Для решения этих задач провизору необходимо знать правила написания рецептов на мягкие лекарственные формы аптечного и заводского приготовления.

К мягким лекарственным формам относят мази, пасты, суппозитории, пластыри. В настоящее время большинство мягких лекарственных форм выпускаются фармацевтической промышленностью в готовом виде. Такие лекарственные формы прописывают в сокращенной форме. Сложные и неофицинальные магистральные, которые готовят в аптеках, выписываются в развернутом виде.

Цель занятия:

Сформировать у студентов знания о мягких лекарственных формах препаратов, о правилах выписывания рецепта и умение проводить их коррекцию.

Для успешного освоения темы студент должен


Освоить:

- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.

Знать:

- общую характеристику и классификацию мягких лекарственных форм.

Уметь:

- выписывать, исследовать, анализировать и корректировать рецепты на и мягкие лекарственные формы;

- проводить расчет доз при оформлении рецептов на мягкие ЛФ.

Владеть:

- навыками работы со справочной литературой;

- навыками контроля правильности выписывания и коррекции рецепта;

- навыками расчета доз с учетом массы тела и возраста больного;

- навыками подачи информации о лекарственном средстве с учетом того, для какого потребителя она предоставлена (институционного или конечного).

План изучения темы:

1. Прослушивание и конспектирование лекции на тему: «Введение в фармакологию».

2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа);

3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:

(продолжительность занятия -3 акад. часа)

1. Вступительное слово преподавателя

5 мин

2. Контроль исходного уровня знаний:

- компьютерное тестирование

- экспресс - опрос


15 мин

10 мин

3. Анализ результатов исходного уровня знаний

5 мин

4. Разбор теоретических вопросов темы

40 мин

5. Выписывание примеров рецептов у доски

30 мин

6. Самостоятельная работа. Итоговая рецептурная контрольная. Проверка домашнего задания.



25 мин

7. Подведение итогов занятия. Домашнее задание к следующему занятию


5 мин

Содержание занятия


  1. Организационная часть (фиксирование даты проведения занятия и отсутствующих студентов в кафедральном журнале). Во вступительном слове преподаватель знакомит студентов с актуальностью темы; указывает цель и задачи занятия, знакомит с планом занятия, проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).

  2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (15 мин), экспресс-опрос (10 мин).

  3. Анализ результатов выяснения исходного уровня знаний (5 мин).

  4. Разбор теоретических вопросов темы в форме устной беседы, с использованием наглядных пособий (40 мин).

5. Разбор примеров выписывания рецептов у доски (30 мин).

6. Выполнение студентами письменной итоговой рецептурной контрольной работы (25 мин). Проверка домашней работы.

7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов (5 мин).

Проверка исходного уровня знаний

Компьютерное тестирование

Экспресс – опрос:

1. Какие лекарственные формы относятся к мягким?

2. Как называется мягкая лекарственная форма для наружного применения, получают путем смешивания лекарственных веществ со специальными формообразующими веществами — основами?

3. Что используют в качестве мазевых основ?

4. Какие бывают виды прописей рецептов на мази?

5. Как называются жидкие мази?

6. Что добавляют при необходимости в качестве индифферентного порошка в пасты?

7. Как называется мягкая лекарственная форма, расплавляющаяся или распадающаяся при температуре тела, применяемая для введения в полости тела?

8. Что используют в качестве основы в суппозитории?

9. Путь введения свечей весом до 6 г

10. Путь введения свечей весом до 4 г

Основные вопросы темы:

  1. Мягкие лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика.

  2. Понятие о простых и сложных мазях. Виды прописей.

  3. Суппозитории. Вещества, входящие в состав суппозиториев.

  4. Правила выписывания рецептов на другие мягкие лекарственные формы (пасты, суппозитории, линименты, пластыри).