ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2815
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение исходного уровня знаний: - экспресс-опрос |
|
3. Разбор теоретических вопросов темы 4. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач) | 30 мин
|
5. Проверка домашнего задания и конспекта лекций (рецептура, характеристика препаратов) Итоговая контрольная работа по ЛС | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию.
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы.
3 Анализ результатов исходного уровня знаний.
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий.
5. Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ.
6. Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы.
7. Проверка и анализ письменной контрольной работы.
8. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Экспресс-опрос:
1. Год синтеза первого сульфаниламида? (1908)
2. Какое практическое использование первого сульфаниламида? (в качестве красителя)
3. Год открытия антибактериальных свойств сульфаниламида? (1935)
4. Основной механизм антибактериального действия сульфаниламидов? (антагонизм с ПАБК)
5. Основной путь метаболизма сульфаниламидов? (ацетилирование)
6. Назовите сульфаниламид сверхдлительного действия (сульфален)
7. Чем можно объяснить длительность циркуляции сульфалена в крови? (хорошей реабсорбцией в почках)
8. В чем причина неэффективности сульфалена при кишечных инфекциях? (быстрота всасывания препарата)
9. Состав комбинированного ЛП «Бактрима» (сульфаметоксазол, триметоприм)
10. Укажите механизм действия триметоприма? (нарушение активации фолиевой кислоты)
11. Укажите механизм противовоспалительного эффекта сульфаниламидов? (стимуляция выработки глюкокортикоидов, ограничение миграции лейкоцитов)
12. Каков механизм жаропонижающего действия сульфаниламидов? (уменьшение процессов теплообразования в тканях)
13. Почему нежелательно совместное применение сульфаниламидов с анальгином, бутадионом, левомицетином? (увеличение риска возникновения агранулоцитоза)
14. К какому классу инфекций относятся малярия, амебиаз, лямблиоз, токсоплазмоз, лейшманиоз, трихомониаз, микоплазмоз, хламидиоз, балантидиаз? (протозойные)
15. Что понимают под термином «гематошизотропные ЛС»? (ЛС, влияющие на эритроцитарные шизонты)
16. Что понимают под термином «гистошизотропные ЛС»? (ЛС, влияющие на тканевые шизонты)
17. Что понимают под термином «гамонтотропные ЛС»? (ЛС, влияющие на половые формы)
18. Какую группу противомалярийных средств используют для лечения малярии в остром периоде? (гематошизотропные ЛС)
19. Укажите источник получения хинина? (хинное дерево)
20.Какие побочные эффекты характерны для хинина? (головокружение, наруше ние слуха и зрения, угнетение функции почек, тошнота, рвота, диарея, аллергические реакции)
21. Перечислите фармакологические эффекты хингамина (противомалярийный, иммунодепрессивный, противоаритмический)
22. Какие лекарственные средства применяют при трихомониазе? (метронидазол, тинидазол, трихомонацид, орнидазол, фуразолидон)
23. Укажите лекарственные формы выпуска метронидазола (таблетки, таблетки вагинальные, суппозитории, раствор для инфузий, гель в тубах).
Основные вопросы темы:
1. Сульфаниламиды. Классификация.
А) Сульфаниламиды для резорбтивного действия (хорошо всасывающиеся из желудочно-кишечного тракта)
- Короткого действия (t1/2< 10 ч): сульфаниламид (стрептоцид), сульфадимидин (сульфадимезин), сульфаэтидол (этазол).
- Средней продолжительности действия (t1/210—24 ч):сульфадиазин (сульфазин), сульфаметоксазол.
- Длительного действия (t1/224—48 ч): сульфадиметоксин
- Сверхдлительного действия (t1/2>48 ч):сульфаметоксипиразин (сульфален).
Б) Сульфаниламиды, действующие в просвете кишечника (плохо всасывающиеся из желудочно-кишечного тракта): фталилсульфатиазол (фталазол), сульфагуанидин (сульгин).
В) Сульфаниламиды для местного применения:
сульфацетамид (сульфацил-натрий, альбуцид), сульфадиазин серебра (аргедин), сульфатиазол серебра (аргосульфан).
Г) Комбинированные препараты сульфаниламидов и салициловой кислоты:
салазосульфапиридин (сульфасалазин). Комбинированные препараты с триметопримом: сульфаметоксазол+триметоприм (ко-тримоксазол, бактрим, бисептол, септрин)
2. Антипротозойные средства. Классификация:
1. Средства, применяемые для профилактики и лечения малярии: хлорохин (делагил, хингамин), гидроксихлорохин (плаквенил, хлоквин), фансидар, пириметамин (дараприм, хлоридин), хинин, сульфаниламиды, мефлохин (лариам).
2. Средства, применяемые при лечении амёбиаза: метронидазол(клион, метрогил, трихопол, флагил), хингамин, тетрациклины.
3. Средства, применяемые при лечении лямблиоза: метронидазол, фуразолидон.
4. Средства, применяемые при лечении трихомонадоза: метронидазол, тинидазол, фуразолидон.
5. Средства, применяемые при лечении токсоплазмоза: хлоридин.
6. Средства, применяемые при лечении балантидиаза: тетрациклины.
7. Средства, применяемые при лечении лейшманиозов: метронидазол.
3. Знать: классификацию ЛС, фармакологическую характеристику, механизм, тип и спектр действия, особенности фармакокинетики и фармакодинамики, показания и противопоказания, побочные эффекты, осложнения, формы выпуска.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Задание № 1
Распределите резорбтивные сульфаниламиды по продолжительности действия: сульфатиазол, сульфаметоксазол, сульфален, сульфадиметоксин.
Продолжитель-ность действия | Лекарственный препарат | Торговое название | Т1/2, ч | Форма выпуска | Спектр действия |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Ответ:
Продолжитель-ность действия | Лекарственный препарат | Торговое название | Т1/2, ч | Форма выпуска | Спектр действия |
Короткий | Сульфатиазол, | Норсульфазол, | <10,(4-6 р./сут) | Таб., пор. | Широкий |
Средний | Сульфаметоксазол, | Только комб.: Ко-тримоксазол | 10-24, (4-6 р./сут) | Таб., сироп, концетрат для приг. инфузий, суспензия. | Широкий |
Длительный | Сульфадиметоксин. | Мадрибон (Мадроксин) | 24-48, (1-2 р./сут) | Таб., пленки глазные, пор. | Широкий |
Сверхдлительный | Сульфален | Сульфометоксопиразин (Келфизин) | >48, (до 7дней) | Таб. | Широкий |
Антимикробный спектр сульфаниламидов:
-
Бактерии:
-
Грам+: Кокки: пневмококки, гемолитический стрептококк и др.; палочки: коринебактерии дифтерии, сибирской язвы, клостридии (газовая гангрена). -
Грам-: Кокки: менингококки, гонококки; палочки: палочка инфлюенцы (гемофильная), кишечная палочка, шигеллы( бакт. дизентерия), холерный вибрион, капсульные клебсиеллы (катаральная пневмония.
-
Хламидии: орнитоз, трахома, паховая гранулема; -
Актиномицеты -
Простейшие: токсоплазмоз, малярийные плазмодии.
Особенно эффективны против: гонококков, менингококков, пневмококков, бакт. дизентерии, гемолит. стрептококков. Уступают по эффективности антибиотикам.
Задание № 2
Распределите перечисленные препараты в соответствии с показаниями к применению: сульфацетамид (альбуцид, сульфацил натрия), сульфатиазол серебра (аргосульфан), сульфагуанидин (сульгин), салазосульфапиридин (сульфасалазин).
Показания к применению | Лекарственный препарат | Форма выпуска | Препарат замены |
Длительно незаживающие раны (трофические язвы, свищи) | | | |
Острые инфекции ЖКТ | | | |
Конъюнктивиты, блефариты и другие заболевания глаз | | | |
Инфекции мочевыводящих путей (циститы, пиелит) | | | |
Неспецифический язвенный колит, болезнь Крона | | | |
Ответ:
Показания к применению | Лекарственный препарат | Форма выпуска | Препарат замены |
Длительно незаживающие раны (трофические язвы, свищи) | Сульфатиазол серебра (аргосульфан) | Крем. | Сульфазина серебряная соль (сульфаргин) |
Острые инфекции ЖКТ | Сульфагуанидин (сульгин) | Таб. | Фталазол (фталилсульфатиазол, талисульфазол), фтазин |
Конъюнктивиты, блефариты и другие заболевания глаз | Сульфацетамид (альбуцид, сульфацил натрия) | Гл. кап., пор., гл. мазь | Антибиотики местного применения: мазь эритромицина, мазь тетрациклиновая, тобрамицин, фузидиевая кислота и др. |
Инфекции мочевыводящих путей (циститы, пиелит) | Сульфакарбамид (уросульфан) | Таб. | АБС др. групп, действующие в почках: хинологы, 8-оксихинолины, нитрофураны и др. |
Неспецифический язвенный колит, болезнь Крона | Салазосульфапиридин (сульфасалазин) | Таб. | Салазопиридазин (салазодин), салазодиметоксин |