ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2790
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/.
Занятие № 45
Тема: «Антибиотики группы аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина»
Актуальность темы:
Большое количество противомикробных средств существенно расширяет возможности лечения разнообразных инфекций. Однако до сих пор выбор эффективного и безопасного антимикробного средства остается сложным, что обусловлено прежде всего ростом устойчивости бактериальной флоры и, зачастую, невозможностью выделения возбудителя заболевания, определения его чувствительности к противомикробным средствам, а также увеличением количества пожилых людей с хронической патологией, больных с различными иммунодефицитами.
Провизор должен уметь ориентироваться в номенклатуре антибиотиков и знать механизмы действия препаратов, принципы рационального применения.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при инфекционных заболеваниях.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию антибиотико групп аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина;
- механизмы, типы, спектры действия антибиотиков групп аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина;
- рациональное применение антибиотики групп аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина с учетом времени приема пищи;
- сравнительную характеристику антибиотиков групп аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных препаратов;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению антибиотиков групп аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение антибиотиков групп аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии антибиотиками групп аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина, (регулирование режима дозировки с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, давать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и сообщать о новых поступлениях лекарственных препаратов в аптеку;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы изучаемых антибиотиков.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умение замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План изучения темы:
1. Лекции по темам: «Антибиотики группы аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина».
2. Внеаудиторная самоподготовка
2.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции «Введение в химиотерапию. Фармакологическая характеристика антибиотиков.β-Лактамные антибиотики.», учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.
2.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя | 5 мин |
2. Выяснение исходного уровня знаний: - экспресс-опрос | 10 мин |
3. Разбор теоретических вопросов темы 4. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач) |
20 мин |
5. Проверка домашнего задания и конспекта лекций (рецептура, характеристика препаратов) Итоговая контрольная работа по ЛС | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию.
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы.
3. Анализ результатов исходного уровня знаний.
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий.
5. Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ.
6. Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы.
7. Проверка и анализ письменной контрольной работы.
8. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Экспресс-опрос:
1. Назвать антибиотики, ингибирующие синтез белков? (тетрациклины, левомицетин, макролиды, аминогликозиды)
2. Для каких антибиотиков характерно быстрое нарастание устойчивости? (стрептомицины, макролиды)
3. Побочное действие для препаратов левомицетина? (угнетение кроветворения)
4. Назвать препараты левомицетина для местного применения? (линимент синтомицина, левомеколь и др.)
5. Спектр действия антибиотиков группы тетрациклина? (широкий)
6. Назвать естественные (природные) тетрациклины… (окситетрациклин (террамицин, тетран, тархоцин), тетрациклин (десхлорбиомицин), демеклоциклин
7. Назвать полусинтетические тетрациклины? (доксициклин (вибрамицин), метациклин (рондамицин), миноциклин (минолексин))
8. Какие побочные эффекты могут возникнуть при терапии тетрациклинами? (гепатотоксичность, кандидоз, дисбактериоз и суперинфекция)
9. Комбинированный препарат олеандомицина и тетрациклина? (олететрин)
10. Комбинированный препарат грамицидина? (софрадекс)
11. Какие антибиотики группы макролидов и азалидов назначают для эрадикации Helicobacter pylori? (кларитромицин и азитромицин)
12. Под какими торговыми названиями выпускается азитромицин? (азивок, азитрокс, зи-фактор, сумамед)
13. «Серый синдром новорожденного» возникает при применении? (хлорамфеникола)
14. Во избежании кандидамикоза тетрациклин комбинируют с … (нистатином)
15. В костной ткани депонируются антибиотики из группы…. (тетрациклины).
Основные вопросы темы:
1. Аминогликозиды. Классификация. Общая характеристика. Сравнительная характеристика по активности, спектру действия, выраженности побочных эффектов и устойчивости микроорганизмов. Показания, противопоказания, особенности дозирования, побочное действие. Причины ограниченного применения аминогликозидов I поколения. Местное применение фрамицетина (изофра, софрамицин) Комбинированные препараты фрамицетина: софрадекс (грамицидин С, дексаметазон, фрамицетин), полидекса, полижинакс. Аминогликозиды при лечении туберкулеза.
Группа аминогликозидов.
I поколение – стрептомицин, канамицин.
II поколение – гентамицин, тобрамицин.
III поколение – амикацин.
Местное применение фрамицетина (изофра, софрамицин). Комбинированные препараты фрамицетина: софрадекс (грамицидин С, дексаметазон, фрамицетин), полидекса (дексаметазон, неомицин, полимксин В), полижинакс.
2. Макролиды, азалиды.
Классификация:
14-членные: природные – эритромицин, полусинтетические – кларитромицин (клацид), рокситромицин (рулид).
15-членные (азалиды): полусинтетические – азитромицин (сумамед, азитрал, хемомицин).
16-членные: природные – спирамицин (ровамицин), джозамицин (вильпрафен), мидекамицин (макропен).
Применение кларитромицина и азитромицина для эрадикации Helicobacter pylori. Комбинированный препарат олеандомицина и тетрациклина (олететрин), эритромицина и тетрациклина (эрициклин)
3. Тетрациклины. Классификация: природные – тетрациклин, полусинтетические – доксициклин (юнидокс), миноциклин (минолексин). Комбинированные препараты окситетрациклина (оксикорт и др).
4. Антибиотики группы левомицетина. Природный – хлорамфеникол (левомицетин). Препараты левомицетина для местного применения (линимент синтомицина, левомеколь и др.).