ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2814
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию. -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование и экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы. -
Анализ результатов исходного уровня знаний. -
Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий. -
Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ. -
Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы. -
Проверка и анализ письменной контрольной работы. -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Экспресс-опрос:
-
В каком году был впервые получен пенициллин? -
Кто в нашей стране разработал промышленный выпуск пенициллина? -
Укажите принципы классификации антибиотиков? -
Назвать антибиотики, нарушающие синтез стенки микробной клетки? -
Назвать антибиотики, нарушающие проницаемость оболочки микробной клетки? -
Назвать антибиотики, ингибирующие синтез белков микробной клетки? -
Назвать антибиотики, нарушающие синтез нуклеиновых кислот? -
Для каких антибиотиков характерно быстрое нарастание устойчивости?
Основные вопросы темы:
-
Понятие о химиотерапии. Основные принципы химиотерапии. -
Классификация препаратов по избирательности действия: антисептики, дезинфицирующие и химиотерапевтические средства. -
Меры профилактики инфекционных заболеваний. -
Классификация различных химиотерапевтических средств:
- химическая;
- по механизму действия;
- по типу действия;
- по специфичности действия;
- клиническая;
- по спектру действия.
5. Антибиотики. История открытия. Способы получения антибиотиков
6. Резистентность микроорганизмов к антибиотикам. Причины возникновения. Типы резистентности. Понятие об основных и резервных антибиотиках.
7. Побочные действия при применении химиотерапевтических ЛС:
- нейротоксичность;
-снижение иммунитета;
-дисбактериоз;
-аллергические реакции;
- токсические реакции.
А) Классификация антибиотиков по химическому строению группы:
пенициллина, пр. б-аминопенициллановой к-ты; цефалоспорины - пр. 7аминоцефалоспорановой к-ты; тетрациклины - конденсированная четырехцикличная система; левомицетина - пр. хлорамфеникола; стрептомицина - пр. стрептидина, стрептозы; метилглюкозамина; макролиды - содержат макроциклическое лактамное кольцо; полимиксины,оксазолидиноны.
Б) Классификация антибиотиков по спектру и клиническому применению:
- с преимущественным действием на грамположительную флору: пенициллины, макролиды, линкомицин;оксазолидиноны, гликопептиды
- с преимущественным действием на грамотрицательную флору: стрептомицины, рифампицины, аминогликозиды, цефалоспорины;
- широкого спектра действия: тетрациклины, левомицетины.
В) Классификация по механизму действия:
нарушение синтеза стенки микробной клетки: пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы, циклосерины, гликопептиды;
- нарушающие проницаемость оболочки микробной клетки: полимиксины, гликопептиды, полиены;
- нарушающие синтез белков микроорганизмов: тетрациклины, левомицетин, макролиды, аминогликозиды, стрептомицины; оксазолидиноны;
- нарушающие синтез нуклеиновых кислот: рифампицины;
- нарушение матричной активности ДНК: противоопухолевые антибиотики.
Г) Классификация по типу действия: бактерицидные (пенициллины, стрептомицины, аминогликозиды, цефалоспорины, полимиксины, гликопептиды); бактериостатические (тетрациклины, левомицетины, макролиды, оксазолидиноны).
Побочные и токсические эффекты
а) прямые токсические эффекты: нейротоксический, нефротоксический, гепатотоксический, раздражение ЖКТ, тератогенное, курареподобное;
б) аллергические реакции: ограниченного типа (кожный зуд, крапивница.ранит, конъюнктивит); генерализованные (анафилактический шок), пора
жение кроветворного аппарата (агранулоцитоз, тромбоцитопения, апластическая анемия);
в) эффекты, связанные с биологическим действием антибиотиков: дисбактериозы, реакции бактериолиза, влияние на иммунитет.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Ситуационные задачи
Задание № 1
Рядом с названием лекарственного средства укажите его фармакологическую группу: А – антибиотик из группы природных пенициллинов, Б – синтетических пенициллинов, В – карбапенемов, Г – аминогликозидов, Д – цефалоспоринов, Е - монобактамов, Ж – тетрациклины, З – Линкозамиды, И –Гликопептиды, К - макролидные антибиотики.
Вариант 1 | Вариант 2 |
Амоксициллин ( ) Цефоперазон ( ) Имипенем ( ) Доксициклин ( ) Амикацин( ) Клиндамицин ( ) Азитромицин ( ) Азтреонам ( ) Ванкомицин ( ) Бензилпенициллин ( ) | Цефатоксим ( ) Меропенем ( ) Тобрамицин ( ) Линкомицин ( ) Джозамицин ( ) Ванкомицин ( ) Азтреонам ( ) Феноксиметилпенициллин ( ) |
Задание № 2
Сравнительная характеристика антибиотиков по типу действия и спектру действия. Наличие типа действия обозначьте знаком «+», отсутствие – знаком «−».
Группы антибиотиков | Тип действия | Спектр действия | ||
бактери- цидный | бактерио- статический | широкий | узкий | |
Аминогликозиды | | | | |
Тетрациклины | | | | |
Макролиды | | | | |
Оксазолидиноны | | | | |
Левомицетины (фениколы) | | | | |
Ответ:
Группы антибиотиков | Тип действия | Спектр действия | ||
бактери- цидный | бактерио- статический | широкий | узкий | |
Аминогликозиды | | | | |
Тетрациклины | | | | |
Макролиды | | | | |
Оксазолидиноны | | | | |
Левомицетины (фениколы) | | | | |
Задание № 3
Распределите группы антибиотиков согласно механизму действия и химической структуре: аминогликозиды, карбапенемы, макролиды, монобактамы, пенициллины, полиены, полимиксины, рифампицин, тетрациклины, цефалоспорины.
Ответ:
Задание № 4
Выберите антибиотики, биодоступность которых существенно зависит от приема пищи, и укажите коррекцию по рациональному применению.
Группа | Антибиотик | Режим дозирования | Информация для пациентов |
Тетрациклины | Доксициклин | | |
Макролиды | Эритромицин | | |
Линкозамиды | Линкомицин | | |
Ответ:
Группа | Антибиотик | Режим дозирования | Информация для пациентов |
Тетрациклины | Доксициклин (вибрамицин) | | |
Макролиды | Эритромицин | | |
Линкозамиды | Линкомицин | | |
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, С. 533-545.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 16 изд., 2010
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/.
Занятие № 44
Тема: «β-лактамные антибиотики. (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы)»
Актуальность темы:
Большое количество противомикробных средств существенно расширяет возможности лечения разнообразных инфекций. Однако до сих пор выбор эффективного и безопасного антимикробного средства остается сложным, что обусловлено, прежде всего, ростом устойчивости бактериальной флоры и, зачастую, невозможностью выделения возбудителя заболевания, определения его чувствительности к противомикробным средствам, а также увеличением количества пожилых людей с хронической патологией, больных с различными иммунодефицитами.
Провизор должен уметь ориентироваться в номенклатуре антибиотиков и знать механизмы действия препаратов, принципы рациональной дозировки.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при инфекционных заболеваниях.