ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2824
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию лекарственных средств, применяемых при заболеваниях органов системы пищеварения;
- механизмы действия, эффекты лекарственных средств, применяемых при нарушении функций системы пищеварения;
- принципы действия препаратов, влияющих на аппетит; рвотных и противорвотных средств;
- принципы действия средств, повышающих и понижающих секрецию желез желудка, а также средств заместительной терапии;
- рациональное применение лекарственных средств, регулирующих пищеварение (с учетом времени приема пищи);
- сравнительную характеристику по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных средств;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению ЛС, регулирующих функции органов системы пищеварения.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение средств, регулирующих пищеварение, с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии средствами, используемыми в гастроэнтерологии (регулирование режима дозировки с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, дать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и новых поступлениях лекарственных препаратов;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы средств, регулирующих функции органов системы пищеварения.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умение замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План изучения темы:
1. Лекция по теме «Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. Средства, влияющие на кислотность желудка. Гастропротекторы. Гепатотропные лекарственные средства. Ферментные и антиферментные средства».
2. Внеаудиторная самоподготовка
2.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции ««Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. Средства, влияющие на кислотность желудка. Гастропротекторы. Гепатотропные лекарственные средства. Ферментные и антиферментные средства», учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.
2.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
| 5 мин |
- компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 10 мин |
| 30 мин 10 мин |
Итоговая контрольная работа по ЛС | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию. -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование и экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы. -
Анализ результатов исходного уровня знаний. -
Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий. -
Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ. -
Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы. -
Проверка и анализ письменной контрольной работы. -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Какие органы относятся к системе пищеварения?
2. Перечислить отделы ЖКТ?
3. Назовите основные функции ЖКТ?
4. Назовите ферменты ротовой полости?
5. Какой основной фермент желудка?
6. Какое значение рН в ротовой полости?
7. рН в желудке во время приема пищи?
8. Как называется состояние полной атрофии секреторных желез желудка?
9. Основное назначение пепсина?
10. рН в 12-перстной кишке?
11. В каком отделе ЖКТ всасывается большинство ЛС?
12. Как влияет Vagus на секрецию ЖКТ?........................., на перистальтику ЖКТ?............................
13. Какие нервы тормозят функции ЖКТ?
14. Как влияет на секрецию соляной кислоты гистамин?
15. Что такое анорексия?
16. Что такое булимия?
17. Что такое метеоризм?
18. Что такое диарея?
19. Что такое обстипация, констипация?
20. Механизм действия горечей?
21. Как горечи изменяют аппетит?..........................., содержание HCl в желудке?...................................
22. Из чего получают плантаглюцид?
23. Как влияют на аппетит дезопимон, фенфлурамин?
24. Что такое гипосекреторный гастрит?
25. Какие показания к применению пепсина, ацидин-пепсина, желудочного сока?
26. К какой группе относится пирензепин? (гастроцепин)?
27. Что такое ульцерогенное действие?
28. Какие рецепторы блокирует циметидин?
29. Чем заменить циметидин?
30. Продолжительность действия циметидина?
31. Синонимы омепразола?
32. Назовите синонимы фамотидина?
33. Механизм действия омепразола?
34. Назовите всасывающиеся антациды?
35. Что входит в состав альмагеля?
36. Чем заменить альмагель?
37. Как называются средства, защищающие слизистую оболочку ЖКТ и способствующие ее регенерации?
38. Синоним сукралфата?
39. Какие бактерии способствуют развитию язвы желудка?
40. Основной эффект апоморфина?
41. Показания к назначению метоклопрамида?
42. Синоним метоклопрамида?
43. Какие рецепторы в ЦНС блокирует домперидон?
Основные вопросы темы:
-
Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения. -
Понятие о видах расстройств функций органов системы пищеварения:
а) нарушение центральной регуляции аппетита;
б) нарушение секреторной функции желудка;
в) нарушение двигательной функции желудка;
г) нарушение желчеобразования и желчеотделения;
д) нарушение экскреторной функции поджелудочной железы;
е) нарушение двигательной функции кишечника.
3. Понятия об основных заболеваниях системы пищеварения. Основные симптомы, характеризующие патологические расстройства функций системы пищеварения: боль, рвота, тошнота, изжога, анорексия, булимия, метеоризм, диарея, запор и др.
4. Классификация ЛС, применяемых при нарушении функций органов системы пищеварения:
А) Лекарственные средства, влияющие на аппетит:
а) повышающие аппетит (карминативные):
- горечи – корень одуванчика, лист трифоли, полынь горькая, настойка горькая, плантаглюцид и др.;
- содержащие эфирные масла – алталекс, персен.
Механизм действия (рефлекторный). Показания и противопоказания к применению.
б) понижающие аппетит (анорексигенные):
- стимулирующие норадренергическую передачу в ЦНС: фенилпропаноламин, дезопимон;
- стимулирующие серотонинергическую передачу в ЦНС: флуоксетин (прозак);
- стимулирующие норадренергическую и серотонинергическую передачу в ЦНС: сибутрамин (меридиа, редуксин).
Б) Рвотные средства:
а) рвотные средства:
- центрального действия: апоморфин;
- периферического действия: трава термопсиса, трава баранца, препараты меди, цинка. Механизм их действия. Показания к применению.
В) Противорвотные средства:
а) средства, угнетающие ЦНС:
- седативные (валериана);
- снотворные (фенобарбитал);
- нейролептики: тиэтилперазин (торекан), перфеназин (этаперазин);
б) М-холиноблокаторы: (скополамин, аэрон);
в) блокаторы центральных Н1-рецепторов гистамина: дифенгидрамин (димедрол), циннаризин (стугерон), дименгидринат (драмина), меклозин;
г) блокаторы Д2- рецепторов дофамина: метоклопрамид (церукал), домперидон (мотилиум), итоприд (ганатон);
д) блокаторы 5-НТ3-серотониновых рецепторов: трописетрон (навобан), ондансетрон (зофран), гранизетрон (китрил).
Механизмы действия. Показания к применению. Побочные эффекты.
5. Понятие о прокинетиках:
метоклопрамид (церукал), домперидон (мотилиум).
А) Средства, влияющие на кислотность желудка:
а) средства, повышающие кислотность желудка:
- диагностические средства: кофеин, пентагастрин;
- стимуляторы желудочной секреции: горечи (трава золототысячника, трава полыни горькой, сок подорожника, плантаглюцид, настойка горькая, корень одуванчика, лист трифоли, корневище аира, аппетитный сбор), лимонтар, цитохром С;
- средства заместительной терапии: сок желудочный натуральный, кислота хлористоводородная разведенная, пепсин, ацидин-пепсин, абомин, пепсидил.
б) средства, снижающие кислотность желудка:
- М-холиноблокаторы: атропин, платифиллин, пирензепин;
- блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов: ранитидин (гистак, зантак), фамотидин (ульфамид, квамател), низатидин (аксид), роксатидин (роксан);
- ингибиторы протонового насоса: омепразол (омез, омепрол, лосек), лансопразол (ланзап), пантопразол (контролок), рабепразол (париет), эзомепразол (нексиум);
в) средства, связывающие свободную соляную кислоту (антацидные средства):
- всасывающиеся: натрия гидрокарбонат, кальция карбонат;
- невсасывающиеся: алюминия гидроокись, альмагель, алюминия фосфат (фосфалюгель), маалокс, гастал, сукралфат (вентер, алсукрал), висмута трикалия дицитрат (де-нол), магния окись, магния карбонат, висмута нитрат основной