ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2765
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (15 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (80 мин).
5. Контроль выполнения домашнего задания, лекционного конспекта (10 мин).
6. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов (5 мин).
Проверка исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Экспресс – опрос:
1. Если результатом одновременного применения нескольких ЛС будет ослабление, отсутствие, извращение терапевтического эффекта или появление нежелательного отрицательного действия, то это называется? (несовместимость ЛС)
2. Виды несовместимости? (фармацевтическая и фармакологическая)
3. Явления при изготовлении ЛФ: нерастворимость веществ в растворителе, расслоение эмульсии, порошков, абсорбции активных веществ, образование осадков, изменение вкуса, запаха и консистенции ЛФ называются?……(фармацевтические несовместимости)
4. Что включает фармакологическая несовместимость ЛС? (фармакокинетическую и фармакодинамическую несовместимость)
5. Взаимодействие ЛВ на путях всасывания, распределения, метаболизма и выведения называется?……(фармакокинетическая несовместимость)
6. Взаимодействие ЛВ на уровне рецепторов называется?…(фармакодинамиче-
ская несовместимость)
7. Накопление в организме фармакологически активного вещества или вызываемых им эффектов называется?… (кумуляция)
8. Повышенная чувствительность организма к действию ЛВ называется?…(сенсибилизация)
9. Быстрое развитие привыкания при повторных введениях препарата через короткие промежутки времени называется?…(тахифилаксия)
10. Развитие нечувствительности к действию ЛС и ядов, возникающее при длительном их применении вначале в очень малых, а затем в возрастающих дозах называется?…(митридатизм)
11. Потребность в постоянном или периодически возобновляемом приеме определенного ЛС или группы веществ называется?... (лекарственная зависимость)
12. Резкое ухудшение настроения, эмоциональный дискомфорт, ощущение усталости при лишении организма наркотического ЛС называется?… (абстинентный синдром)
13. Состояние, характеризующиеся не только эмоциональным дискомфортом, но и возникновением синдрома абстиненции называется?*…(физическая лекарственная зависимость)
14. Использование веществ с целью получения одурманивающего действия называется?….(токсикоманией)
15. Однонаправленное действие двух или нескольких ЛВ, при котором наблюдается более выраженный фармакологический эффект, чем при применении каждого вещества в отдельности называется?…(синергизм)
16. Синергизм бывает?… (суммированный и потенцированный)
17. Если одно вещество значительно усиливает фармакологический эффект другого вещества это называется?….(потенцированный синергизм)
19. Если при одновременном введении двух ЛС, эффекты отдельных препаратов суммируются это называется?…(суммированный синергизм)
20. Уменьшение или полное устранение фармакологического эффекта одного ЛВ другим при их совместном применении называется?…(антагонизм)
21. Когда ЛВ оказывают противоположное действие на одни и те же функциональные элементы – называется?…(прямой функциональный антагонизм)
22. Когда ЛВ оказывают противоположное влияние на работу какого-либо органа и при этом их действие реализуется по разным механизмам это называется?…(косвенный функциональный антагонизм)
23. Адсорбция одного ЛВ на поверхности другого, в результате чего образуются неактивные или плохо всасывающиеся комплексы называется?… (физическое взаимодействие ЛВ)
24. Химическая реакция между веществами, в результате которой образуются соединения или неактивные комплексы называется?…(химический антагонизм)
25. Терапия, направленная на устранение причины называется?… (этиотропная)
26. Назовите примеры этиотропной терапии? (химиотерапевтические ЛС, антидоты)
27. Вид терапии, направленный на ограничение или устранение механизмов заболевания называется?..(патогенетическая)
28. Вид терапии, направленный на восполнение недостатка эндогенных веществ в организме называется?…(заместительная)
29. Вид терапии, направленный на ограничение или устранение отдельных нежелательных проявлений болезни называется?… (симптоматическая)
30. Как называется нежелательное действие ЛС, применяемого в терапевтических дозах? (побочное)
31. Как называются побочные действия лекарственных веществ, в основе которых лежат иммунные механизмы? (аллергические реакции)
32. Как называется побочное действие ЛС, в основе которого лежит недостаточность метаболических ферментов? (энзимопатия)
33. В какой период беременности развивается эмбриотоксическое действие ЛС? (до 12 недели беременности)
34. Способность ЛС вызывать уродства плода в период с 4-й по 8-ю неделю беременности, называется? (тератогенность)
35. Как называется способность лекарственного вещества вызывать развитие злокачественных новообразований? (канцерогенное действие)
36. Способность лекарственного вещества вызывать изменение генетического аппарата в женских и мужских половых клетках на стадии их формирования и в клетках эмбриона называется?… (мутагенным действием)
37. В каком диапазоне доз могут проявляться побочные эффекты? (во всех)
38. Как называется неблагоприятное воздействие ЛС на печень? (гепатотоксическое)
39. Как называется неблагоприятное воздействие ЛС на почки? (нефротоксическое).
Основные вопросы темы:
1. Повторное применение ЛВ. Эффекты, наблюдаемые при повторном приеме ЛВ:
1.1. кумуляция: материальная, функциональная;
1.2. привыкание (толерантность, тахифилаксия), лекарственная зависимость (психическая, физическая).
2. Комбинированное применение лекарственных веществ. Эффекты, наблюдаемые при совместном применении: синергизм, антагонизм. Виды синергизма и антагонизма. Синерго-антагонизм. Взаимодействие. Виды взаимодействия. Примеры. Взаимодействие ЛС с пищевыми продуктами и алкоголем. Полипрагмазия. Несовместимость. Антидотизм.
3. Виды фармакотерапии. Примеры.
4. Классификация побочных эффектов лекарственных средств (привести примеры):
4.1. Токсические эффекты, обусловленные абсолютной или относительной передозировкой лекарств.
4.2. Побочные токсические эффекты (ПТЭ), связанные с фармакологическими свойствами лекарств: нейротоксичность, нефротоксичность, гепатотоксичность, панкреотоксичность, ульцерогенность, дисбактериоз, кардиотоксичность, гематотоксичность, ототоксичность, поражение дыхательной системы
, поражение кожи, поражение эндокринной системы. Меры коррекции ПТЭ.
4.3. Аллергические реакции (АР). Типы и виды АР.
4.4. Изменение иммунобиологических свойств организма.
4.5. Синдром отмены.
4.6. Нежелательное действие ЛС на плод: мутагенное, эмбриотоксическое, тератогенное, фетотоксическое.
4.7. Атипичные реакции на лекарственные вещества при наследственных энзимопатиях. Идиосинкразия.
4.8. Канцерогенное действие ЛС.
Самостоятельная работа
Задание 1
Используя справочную литературу, определите вид антагонизма для следующих комбинаций лекарственных средств:
Комбинация | Вид антагонизма |
1. Активированный уголь + парацетамол 2. Строфантин К + унитиол 3. Ацеклидин + дротаверина гидрохлорид 4. Пропранолол + салбутамол 5. Нитразепам + кофеин | А.Прямой функциональный Б.Косвенный функциональный В.Физический Г.Химический |
Ответ: 1 – В; 2 – Г; 3 – Б; 4 – А; 5 – А.
Задание 2
Используя справочную литературу, определите, при каких комбинациях наблюдаются:
А. Усиление эффектов Б. Ослабление эффектов В. Появление токсических эффектов | Комбинация 1. Раствор мезатона (под кожу) + раствор эфедрина (под кожу) 2. Таблетки тетрациклина (внутрь) + раствор кальция хлорида (внутрь) 3. Аллопуринол + меркаптопурин 4. Маалокс + драже «Ферроплекс» 5. Ацетилсалициловая кислота + глибенкламид 6. Фенобарбитал + дигоксин 7. Хлорамфеникол + аценокумарол 8. Нитразепам + феназепам |
Ответ: 1 – А; 2 – В; 3 – В; 4 – Б; 5 – А,В; 6 – Б; 7 – А,В; 8 – А,В.
Задание 3
Используя справочную литературу, определите, какие явления могут возникнуть при повторных введениях следующих препаратов: дигитоксин, морфин, бензилпенициллина натриевая соль, эфедрин.
Ответ: дигитоксин: материальная кумуляция.
Морфин: толерантность, лекарственная психическая зависимость.
Бензилпенициллина натриевая соль: аллергическая реакция.
Эфедрин: тахифилаксия.
Задание 4
Используя справочную литературу, составьте для врачей информацию о побочном отрицательном действии следующих ЛС: тетрациклин, циклофосфамид, ацетилсалициловая кислота, хлорамфеникол.
Ответ:
Тетрациклин:Со стороны пищеварительной системы: тошнота, рвота, анорексия, боли в животе, диарея, запор, эзофагит. Со стороны ЦНС: головокружение, головная боль. Со стороны системы кроветворения: нейтропения, тромбоцитопения, гемолитическая анемия. Аллергические реакции: кожная сыпь, зуд, эозинофилия, отек Квинке. Дерматологические реакции: фотосенсибилизация. Эффекты, обусловленные химиотерапевтическим действием: кандидозный стоматит, кандидозный вульвовагинит, кишечный дисбактериоз. Местные реакции: болезненность в месте введения. Прочие: гиповитаминоз витаминов группы В.
Циклофосфамид:Со стороны пищеварительной системы: тошнота, рвота, диарея, боли в желудке. Со стороны системы кроветворения: лейкопения, тромбоцитопения, анемия. Со стороны ССС: тахикардия, одышка, острый миоперикардит. Со стороны мочевыделительной системы: асептический геморрагический цистит, нефропатия (связанная с гиперурикемией). Со стороны репродуктивной системы: нарушения менструального цикла, аменорея. Аллергические реакции: кожная сыпь, крапивница, анафилактические реакции. Прочие: алопеция, боли в мышцах и костях, головная боль.
Ацетилсалициловая кислота: Со стороны пищеварительной системы: тошнота, рвота, анорексия, боли в эпигастрии, диарея, возникновение эрозивно-язвенных поражений. Со стороны ЦНС: головокружение, головная боль, обратимые нарушения зрения, шум в ушах. Со стороны системы кроветворения: редко - тромбоцитопения, анемия. Со стороны системы свертывания крови: редко - геморрагический синдром, удлинение времени кровотечения. Со стороны мочевыделительной системы: редко - нарушение функции почек; при длительном применении - острая почечная недостаточность, нефротический синдром. Аллергические реакции: редко - кожная сыпь, отек Квинке, бронхоспазм, "аспириновая триада" (сочетание бронхиальной астмы, рецидивирующего полипоза носа и околоносовых пазух). Прочие: в отдельных случаях - синдром Рейе; при длительном применении - усиление симптомов хронической сердечной недостаточности.