ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2791
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- дать рекомендации врачу и больному по коррекции режима дозирования лекарственных средств изучаемых фармакологических групп на основании фармакокинетических и фармакодинамических особенностей назначенного препарата;
- ориентироваться в номенклатуре плазмозамещающих средств, лекарственных средств для парентерального питания, лекарственных средств для коррекции кислотно-основного состояния и информировать врача о каждой новой возможности адекватной замены.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации по ЛС по теме занятия;
- выявлять фармакокинетические и фармакодинамические преимущества лекарственного препарата относительного препаратов других фармакологических групп, применяемых по аналогичным показаниям.
План изучения темы:
1. Лекция по теме «Плазмозамещающие средства. Лекарственные средства для парентерального питания. Лекарственные средства для коррекции кислотно-основного состояния. Дезинтоксикационные средства».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
| 5 мин |
2. Выяснение исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 10 мин |
3. Теоретический разбор материала | 35 мин |
4. Письменная контрольная работа по ЛС | 15 мин |
5. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 10 мин |
6. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
-
Во вступительном слове преподаватель знакомит студентов с актуальностью темы; указывает цель и задачи занятия, знакомит с планом занятия, проверяет готовность студентов к занятию. -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит тестирование и экспресс-опрос. -
Устный разбор темы занятия в виде собеседования, обсуждение неясных для студентов вопросов с использованием таблиц, доски. -
Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов проводится в момент написания контрольной работы. -
Проверка и анализ письменной контрольной работы. -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Состав плазмы крови в %?
2. Состав сухого вещества плазмы крови?
3. Количество белка в плазме крови в %?
4. Количество минеральных веществ находится в плазме крови в %?
5. Чем в основном определяется осмотическое давление крови?
6. Чем определяется онкотическое давление плазмы?
7. Какие 3 основные группы белков содержатся в плазме крови?
8. Снижение количества натрия в организме приводит к падению осмотического давления крови и внеклеточной жидкости, что сопровождается гидратацией клеток: у эритроцитов возникает?............................; в клетках головного мозга?.................................; АД?.................................; частота сердечных сокращений?.............................; pH крови смещается?................................
9. Плазмозамещающие растворы должны быть изогидричны и соответство-вать рН плазмы крови в пределах?
10. Продолжительность жизни взрослого человека при абсолютном голодании (без воды); при нормальных температурных условиях?
11. 6% раствор среднемолекулярной фракции декстрана на изотоническом растворе называется?
12. 10% раствор низкомолекулярного декстрана на изотоническом растворе?
13. Плазмозамещающий препарат, обладающий газотранспортными свойст-вами?
14. Коллоидный 8% раствор частично расщепленного пищевого желатина в изотоническом растворе?
15. Формы выпуска изотонического раствора натрия хлорида?
16. Почему не допускается введение гипертонических растворов натрия хлорида под кожу?
17. Раствор, содержащий 8600 мг натрия хлорида, по 300 мг калия и 500 кальция хлорида, воды до 1000 мл?
18. Препарат для гидратации организма при диарее, выпускающийся в виде пакетика, содержащего 3,5 г натрия хлорида, 2,5 г натрия гидрокарбона-та,1,5г калия хлорида, 20г глюкозы?
19. Препарат для парентерального питания, содержащий раствор аминокис-лот?
20. Препарат для парентерального питания, представляет собой жировую эмульсию из очищенного соевого масла?
21. Препарат для устранения ацидоза, вводят внутривенно, в химическом отношении представляет собой три - (оксиметил) – аминометан?
22. Антиацидотический препарат, действие которого связано с активацией метаболических механизмов регуляции кислотно-основного равновесия в организме, вводят внутрь и применяют наружно?
23. Глазные капли для защиты роговицы при пониженной секреции слезной жидкости?
Основные вопросы темы:
1. Плазмозамещающие растворы: гемодинамические, газотранспортные, дезинтоксикационные и регуляторы вводно-солевого и кислотно-основного равновесия. Характеристика каждой подгруппы и отдельных представителей.
2. Средства для парентерального питания: аминокислотные смеси, белковые гидролизаты, спирты, жировые эмульсии, моносахариды. Фармакологическая характеристика отдельных представителей. Осложнения при применении.
3. Понятие о противошоковых жидкостях. Состав противошоковых жидкостей.
4. Дезинтоксикационная инфузионная терапия. Механизм действия дезинтоксикационных средств.
5. Препараты, используемые для коррекции кислотно-щелочного равновесия в организме.
6. Препараты, замещающие слезную жидкость и натрия хлорид.
7. Фармакологическая характеристика препаратов.
Ситуационная задача:
Больной находится на парентеральном питании. За сутки у больного с мочой выделено 20 г мочевины. Рассчитать сколько белка и 10% раствора глюкозы необходимо ввести больному, если на 6,25 г вводимого белка требуется ввести в организм 100 ккал (1 г глюкозы дает 4,1 ккал).
Общий азот мочевины рассчитывается по формуле:
N общий = С × 0,466, где
С – количество мочевины в суточной моче;
0,466 – коэффициент перерасчета мочевины в азот (1 г мочевины содержит 0,466 г азота).
Потери белка в сутки рассчитываются по формуле:
Белок суточный = N общий × 1,25
Алгоритм решения:
Тестовые задания для выяснения исходного уровня знаний:
ВАРИАНТ 1
-
УКАЗАТЬ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ПАРЕНТЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ:
А. Полиглюкин
Б. Трисамин
В. Перфторан
Г. Р-р гидролизина
Д. Липофундин
2. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ПОЛИГЛЮКИНА:
А. Активирует лейкопоэз
Б. Имеет большую молекулярную массу и при введении в ток крови длительно циркулирует в кровеносном русле, поддерживая на определенном уровне артериальное давление
В. Угнетает лейкопоэз
Г. Активирует эритропоэз
Д. Оказывает антиацидотический эффект, осмотическое диуретическое и гипогликемическое действие
-
ПО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СВОЙСТВАМ И НАЗНАЧЕНИЮ ПЛАЗМОЗАМЕЩАЮЩИЕ СРЕДСТВА ДЕЛЯТ НА ГРУППЫ:
А. Гемодинамические
Б. Стимуляторы эритропоэза
В. Дезинтоксикационные
Г. Газотранспортные
Д. Стимуляторы лейкопоэза
-
ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ РЯДОМ СВОЙСТВ:
А. Предназначены для лечения и профилактики шока различного происхождения, нормализации артериального давления и улучшения в целом гемодинамических показателей
Б. Имеет молекулярную массу близкую к молекулярной массе альбумина
В. Основным представителем является липофундин
Г. Предназначены для коррекции кислотно-щелочного равновесия
Д. Основным представителем является Полиглюкин
-
ПРЕПАРАТЫ ДЕКСТРАНА ПРИМЕНЯЮТ КАК:
А. Гемодинамические средства
Б. Стимуляторы лейкопоэза
В.Стимуляторы эритропоэза
Г. Дезинтоксикационные средства
Д. Средства для парентерального питания
ВАРИАНТ 2
-
ПОЛИГЛЮКИН И РЕОПОЛИГЛЮКИН – ЭТО…
А. Препараты декстрана
Б. Препараты железа
В. Препараты на основе крахмала
Г. Препараты на основе желатина
Д. Препараты поливинилпироллидона
-
ГИПЕРТОНИЧЕСКИЙ РАСТВОР НАТРИЯ ХЛОРИДА ПРИМЕНЯЮТ:
А. Только под кожу при легочных и кишечных кровотечениях
Б. Внутривенно медленно при легочных и кишечных кровотечениях
В. Внутрь при отравлении нитратом серебра
Г. Наружно для лечения гнойных ран
Д. Для профилактики остеопороза
-
СОЛЕВЫЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ПЕРОРАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ:
А. Раствор Рингера
Б. Гидролизин
В. Перфторан
Г. Санасол
Д. Реополиглюкин
-
В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ НЕ ПРИМЕНЯЮТ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ПАРЕНТЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В ВИДЕ БЕЛКОВЫХ РАСТВОРОВ ПОТОМУ, ЧТО…
А. Эффект развивается медленно
Б. Оказывает сенсибилизирующее действие
В. Мало эффективны
Г. Оказывают токсическое действие на печень
Д. Угнетают кроветворение
-
РАСТВОР НАТРИЯ ХЛОРИДА ИЗОТОНИЧЕСКИЙ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ ПРИМЕНЯЮТ ПРИ:
А. Длительной диарее
Б. Длительных запорах
В. Артериальной гипертензии
Г. неукротимой рвоте
Д. обширных ожогах
ВАРИАНТ 3
-
ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО РАВНОВЕСИЯ В ОРГАНИЗМЕ:
А. Трисамин
Б. Реополиглюкин
В. Р-р Рингера-Локка
Г. Полиглюкин
Д. Липофундин
-
УКАЗАТЬ ДЕЗИНТОКСИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА:
А. Р-р гидролизина
Б. Реополиглюкин
В. Липофундин
Г. Р-р натрия хлорида
Д. Р-р натрия гидрокарбоната
-
АНТИАЦИДОТИЧЕСКИЙ ПРЕПАРАТ, ОБЛЕГЧАЮЩИЙ ЯВЛЕНИЯ ПРИ «МОРСКОЙ И ВОЗДУШНОЙ БОЛЕЗНИ»:
А. Реополиглюкин
Б. Полиглюкин
В. Натрия гидрокарбонат
Г. Димефосфон
Д. Лакрисин
4. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ПОЛИГЛЮКИНА:
А. Оказывает детоксикационное действие
Б. Оказывает сенсибилизирующее действие
В. Имеет большую молекулярную массу и при введении в ток крови длительно циркулирует в кровеносном русле, поддерживая на определенном уровне артериальное давление
Г. Активирует эритропоэз
Д. Оказывает антиацидотический эффект, осмотическое диуретическое и гипогликемическое действие
5. ДЕТОКСИКАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ РЕОПОЛИГЛЮКИНА СВЯЗАН С…
А. Образованием комплексов с токсинами, которые метаболизируются или выводятся
Б. Улучшением метаболизма, микроциркуляции и мочевыведения
В. Подавлением внеклеточного метаболического ацидоза
Г. Подавлением внутриклеточного метаболического ацидоза