ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2761
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12. Резкое ухудшение настроения, эмоциональный дискомфорт, ощущение усталости при лишении организма наркотического ЛС называется?
13. Состояние, характеризующиеся не только эмоциональным дискомфортом, но и возникновением синдрома абстиненции называется?*
14. Использование веществ с целью получения одурманивающего действия называется?
15. Однонаправленное действие двух или нескольких ЛВ, при котором наблюдается более выраженный фармакологический эффект, чем при применении каждого вещества в отдельности называется?
16. Синергизм бывает?
17. Если одно вещество значительно усиливает фармакологический эффект другого вещества это называется?
19. Если при одновременном введении двух ЛС, эффекты отдельных препаратов суммируются это называется?
20. Уменьшение или полное устранение фармакологического эффекта одного ЛВ другим при их совместном применении называется?
21. Когда ЛВ оказывают противоположное действие на одни и те же функциональные элементы – называется?
22. Когда ЛВ оказывают противоположное влияние на работу какого-либо органа и при этом их действие реализуется по разным механизмам это называется?
23. Адсорбция одного ЛВ на поверхности другого, в результате чего образуются неактивные или плохо всасывающиеся комплексы называется?
24. Химическая реакция между веществами, в результате которой образуются соединения или неактивные комплексы называется?
25. Терапия, направленная на устранение причины называется?
26. Назовите примеры этиотропной терапии?
27. Вид терапии, направленный на ограничение или устранение механизмов заболевания называется?
28. Вид терапии, направленный на восполнение недостатка эндогенных веществ в организме называется?
29. Вид терапии, направленный на ограничение или устранение отдельных нежелательных проявлений болезни называется?
30. Как называется нежелательное действие ЛС, применяемого в терапевтических дозах?
31. Как называются побочные действия лекарственных веществ, в основе которых лежат иммунные механизмы?
32. Как называется побочное действие ЛС, в основе которого лежит недостаточность метаболических ферментов?
33. В какой период беременности развивается эмбриотоксическое действие ЛС?
34. Способность ЛС вызывать уродства плода в период с 4-й по 8-ю неделю беременности, называется?
35. Как называется способность лекарственного вещества вызывать развитие злокачественных новообразований?
36. Способность лекарственного вещества вызывать изменение генетического аппарата в женских и мужских половых клетках на стадии их формирования и в клетках эмбриона называется?
37. В каком диапазоне доз могут проявляться побочные эффекты?
38. Как называется неблагоприятное воздействие ЛС на печень?
39. Как называется неблагоприятное воздействие ЛС на почки?
Основные вопросы темы:
1. Повторное применение ЛВ. Эффекты, наблюдаемые при повторном приеме ЛВ:
1.1. кумуляция: материальная, функциональная;
-
привыкание (толерантность, тахифилаксия), лекарственная зависимость (психическая, физическая).
2. Комбинированное применение лекарственных веществ. Эффекты, наблюдаемые при совместном применении: синергизм, антагонизм. Виды синергизма и антагонизма. Синерго-антагонизм. Взаимодействие. Виды взаимодействия. Примеры. Взаимодействие ЛС с пищевыми продуктами и алкоголем. Полипрагмазия. Несовместимость. Антидотизм.
-
Виды фармакотерапии. Примеры. -
Классификация побочных эффектов лекарственных средств (привести примеры):
4.1. Токсические эффекты, обусловленные абсолютной или относительной передозировкой лекарств.
4. 2. Побочные токсические эффекты (ПТЭ), связанные с фармакологическими свойствами лекарств: нейротоксичность, нефротоксичность, гепатотоксичность, панкреотоксичность, ульцерогенность, дисбактериоз, кардиотоксичность, гематотоксичность, ототоксичность, поражение дыхательной системы, поражение кожи, поражение эндокринной системы. Меры коррекции ПТЭ.
4. 3. Аллергические реакции (АР). Типы и виды АР.
4.4. Изменение иммунобиологических свойств организма.
4.5. Синдром отмены.
4.6. Нежелательное действие ЛС на плод: мутагенное, эмбриотоксическое, тератогенное, фетотоксическое.
4.7. Атипичные реакции на лекарственные вещества при наследственных энзимопатиях. Идиосинкразия.
4.8. Канцерогенное действие ЛС.
Самостоятельная работа
Задание 1
Используя справочную литературу, определите вид антагонизма для следующих комбинаций лекарственных средств:
Комбинация | Вид антагонизма |
1. Активированный уголь + парацетамол 2. Строфантин К + унитиол 3. Ацеклидин + дротаверина гидрохлорид 4. Пропранолол + салбутамол 5. Нитразепам + кофеин | А.Прямой функциональный Б.Косвенный функциональный В.Физический Г.Химический |
Ответ:
Задание 2
Используя справочную литературу, определите, при каких комбинациях наблюдаются:
А. Усиление эффектов Б. Ослабление эффектов В. Появление токсических эффектов | Комбинация 1. Раствор мезатона (под кожу) + раствор эфедрина (под кожу) 2. Таблетки тетрациклина (внутрь) + раствор кальция хлорида (внутрь) 3. Аллопуринол + меркаптопурин 4. Маалокс + драже «Ферроплекс» 5. Ацетилсалициловая кислота + глибенкламид 6. Фенобарбитал + дигоксин 7. Хлорамфеникол + аценокумарол 8. Нитразепам + феназепам |
Ответ:
Задание 3
Используя справочную литературу, определите, какие явления могут возникнуть при повторных введениях следующих препаратов: дигитоксин, морфин, бензилпенициллина натриевая соль, эфедрин.
Ответ:
Задание 4
Используя справочную литературу, составьте для врачей информацию о побочном отрицательном действии следующих ЛС: тетрациклин, циклофосфамид, ацетилсалициловая кислота, хлорамфеникол.
Ответ:
Задание 5
Проконсультируйте больных об отрицательном действии указанных препаратов: бициллин – 5, стрептомицин, кислота ацетилсалициловая, метамизол натрия, хлорамфеникол, тетрациклин, парацетамол, амфотерицин. Заполните таблицу.
Отрицательное действие | Лекарственные средства, способные вызвать данное отрицательное действие |
Ульцерогенное | |
Дисбактериоз | |
Аллергическое | |
Гепатотоксическое | |
Нефротоксическое | |
Гематотоксическое | |
Проверка домашнего задания, конспекта лекций.
Подведение итогов занятия.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (ситуационные задачи, тесты).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. ГЭОТАР-Медиа, 2008.С 66-73, 76-80.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский М., 2010.
б) дополнительная:
1. Харкевич, Д.А. Фармакология./ Д.А. Харкевич. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. - С. 65-71, 74-77.
2. Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2008.
3. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). - М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 10
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ: «ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ»
Актуальность темы:
Для обеспечения эффективной и безопасной фармакотерапии современному практическому врачу и провизору необходимо знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств. Учение о фармакокинетике и фармакодинамике служит для провизоров теоретической основой для осуществления определенных видов анализа и коррекции рецепторов, а также для консультативных разъяснений по вопросам рационального применения лекарственных средств, как пациентам, так и врачам.
Цель занятия: Выявить степень усвоенного материала по изученным вопросам раздела «Общая фармакология».
В результате изучения темы занятия студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, в формирование которых осуществляет вклад дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать: | - основные пути введения лекарственных веществ; - преимущества и недостатки энтерального и парентерального пути введения; - закономерности всасывания, распределения, метаболизма лекарственных веществ; - пути выведения лекарственных веществ из организма; - механизмы действия, типовые эффекты лекарственных средств; - принципы дозирования лекарственных средств; - эффекты, возникающие при комбинированном применении лекарственных средств; - фармакокинетическое и фармакодинамическое взаимодействие лекарственных средств; - способы предупреждения токсических эффектов, возникающих при повторном введении лекарственных веществ; - основные виды фармакотерапии; - побочное и отрицательное действие лекарственных веществ при различных видах фармакотерапии. | |
Уметь: | - -обосновать преимущества и недостатки энтерального и парентерального пути введения; - - давать советы о времени, характере и последовательности приема пищи и лекарств; - - интерпретировать данные фармакокинетического исследования ЛС. - - проводить необходимую коррекцию фармакотерапии (регулирование режима дозирования в зависимости от степени и продолжительности эффектов), пересмотр комплекса препаратов, предназначенного больному; - - осуществить замену ЛС при его отсутствии в аптеке; - - анализировать аннотации к лекарственным препаратам. |
Владеть:
- методами получения информации о действии ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- навыками пользования справочной литературой по ЛС, навыками по составлению и передаче фармацевтической информации для врачей и населения.
План изучения темы:
-
Прослушивание и конспектирование лекций по темам: «Фармакокинетика. Пути введения лекарственных средств. Всасывание. Распределение. Депонирование. Метаболизм. Выведение»; «Фармакодинамика. Механизмы и виды действия. Дозология. Факторы, влияющие на эффекты лекарственных средств»; «Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие ЛС» -
Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа); -
Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование |
|
3. Результаты контроля исходного уровня знаний 4. Разбор теоретических вопросов темы | 5 мин 95 мин |
5. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач). Проверка конспекта лекции. |
|
6. Подведение итогов занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию. | 5 мин |