Файл: Пятигорский медикофармацевтический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 2761

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Факторы, влияющие на всасывание и действие инсулина

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

10. Выписать 50 г мази «Бом-Бенге» («Bom-Benge»). Назначать для втирания в область суставов.

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

4 ЛЕКЦИЯ № 4Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие ЛС.Повторное применение ЛВ. Эффекты, наблюдаемые при повторном приеме ЛВ:Возможные эффекты лекарственных средств: ожидаемая фармакологическая реакция; гиперчувствительность; идиосинкразия; толерантность; тахифилаксия.«МИШЕНИ» ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Рецепторы Ионные каналы Ферменты Транспортные системы Гены ВИДЫ ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Резорбтивное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Местное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Основное действие Побочное действие Токсическое действие Обратимое действие Необратимое действие Избирательное действие Неизбирательное действие Центральное действие Периферическое действие ВИДЫ РЕЦЕПТОРОВI. Ионотропные рецепторы – рецепторы, сопряженные с ионными каналами: Н-холинорецепторы, ГАМКА-рецепторы, глутаматные рецепторы, глициновые, 5-НТ3-рецепторы.Эффект реализуется через изменение активности ионных каналов (Na+, K+, Cl-, Ca2+ и т.д.). II. Метаботропные рецепторы.1. Рецепторы, взаимодействующие с G-белками (80% всех рецепторов): адренорецепторы, М-холинорецепторы, опиоидные, 5-НТ2,4,5, дофаминовые, гистаминовые.Эффект реализуется через активацию G-белками аденилатциклазы, инозитолфосфатазной системы, ионных каналов.2. Рецепторы, сопряженные с ферментами: рецепторы ферменты (инсулиновые рецепторы, некоторых факторов роста, цитокинов и т.д.).Эффект реализуется, чаще всего, через активацию тирозинкиназы, которая фосфорилирует внутриклеточные белки и изменяет их активность. 3. Рецепторы, регулирующие транскрипцию ДНК (стероидные рецепторы, рецепторы витаминов А и D, рецепторы тиреоидных гормонов).Эффект реализуется через изменение синтеза функционально активных белков.Виды внутренней активности биологически активных веществ (как правило, обладающие аффинитетом к рецепторам): Агонисты: полные и частичные; конкурентные и неконкурентные; Антагонисты (или блокаторы): конкурентные; неконкурентные; Агонисты-антагонисты.ЭФФЕКТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОВТОРНОМ ПРИМЕНЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВI. Кумуляция: материальная; функциональная.II. Сенсибилизация.III. Привыкание (толерантность): прямое привыкание; перекрестное привыкание; тахифилаксия; митридатизм.IV. Лекарственная зависимость: опьянение (эйфория); психическая зависимость; физическая зависимость; абстинентный синдром.КОМБИНИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛВ.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.Синергизм: суммирование (аддитивное действие); потенцирование.Антагонизм: прямой функциональный антагонизм; косвенный функциональный антагонизм; физический; химический (антидотизм).ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ1. Фармацевтическое взаимодействие.2. Фармакологическое взаимодействие: фармакокинетическое; фармакодинамическое.Токсическое действие лекарственных средств: Гонадотоксичность; Эмбриотоксическое действие; Тератогенное действие; Фетотоксическое действие; Мутагенное действие; Канцерогенность; Дисбактериоз; Органотропное токсическое действие (гепатотоксичность, нефротоксичность, нейротоксичность и т.д.); Аллергические реакции; Иммунотоксичность.ТИПЫ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Немедленный тип аллергической реакции (анафилаксия) (IgE – антитела связываются с гаптенами, дегрануляция тучных клеток и выделение гистамина). Цитолитический тип реакции (IgG и IgM – антитела взаимодействуют с гаптеном и вызывают лизис эритроцитов и других элементов крови). Иммунокомплексный тип реакций (IgE взаимодействует с гаптеном и повреждают эндотелий сосудов и развивается сывороточная болезнь – крапивница, артрит, лихорадка, зуд, лимфоаденопатия). Замедленный тип аллергической реакции (вовлечены клеточные механизмы иммунитета – развивается контактный дерматит). ВИДЫ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ1. Фармакопрофилактика.2. Фармакотерапия (лекарственная терапия): этиотропная (каузальная) терапия; патогенетическая терапия; заместительная терапия; симптоматическая терапия; генотерапия.ХРОНОФАРМАКОЛОГИЯХронофармакокинетика - ритмическое изменение фармакокинетики препаратов.Хроностезия - ритмическое изменение чувствительности и реактивности организма к лекарственному веществу в течение суток.Хронергия – совокупное влияние хронокинетики и хроностезии на величину фармакологического эффекта.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕБАНИЙ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ ЛС:1. Связанные с фарм. свойствами: нейротоксичность, нефротоксичность, гепатотоксичность, панкреотоксичность, ульцерогенность, дисбактериоз, кардиотоксичность, гематотоксичность, ототоксичность, поражение дыхательной системы, поражение кожи, поражение эндокринной системы.2. Аллергические реакции (АР). Типы и виды АР. 3. Изменение иммунобиологических свойств организма.4. Синдром отмены.5. Нежелательное действие ЛС на плод: мутагенное, эмбриотоксическое, тератогенное, фетотоксическое.6. Атипичные реакции на лекарственные вещества при наследственных энзимопатиях. Идиосинкразия.7. Канцерогенное действие ЛС. 2 5 ЛЕКЦИЯ № 5Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию.НЕЙРОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛС. Влияющие на периферическую нервную систему II. Влияющие на ЦНС. Средства, влияющие на периферическую нервную систему 1. Влияющие на афферентную иннервацию. 2. Влияющие на эфферентную иннервациюI. Влияющие на периферическую нервную систему1. Влияющие на афферентную иннервацию (АИ)А) Средства, угнетающие афферентную иннервацию;Б) Средства, стимулирующие окончания афферентных нервов. Средства, влияющие на АИ А) Угнетающие АИ: обволакивающие; смягчающие; вяжущие; адсорбирующие; анестезирующие. Б) Стимулирующие АИ: раздражающие средства; средства преимущественно рефлекторного механизма действия.А) Угнетающие АИ. ОБВОЛАКИВАЮЩИЕ И СМЯГЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА.Слизь из крахмала (картофеля, риса, кукурузы, пшеницы). Слизь из семян льна. Растительные масла (оливковое, кукурузное, персиковое). Жироподобные вещества (ланолин, вазелин).Антациды (сукралфат, гевискон, альмагель, фосфалюгель).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Образуют с водой коллоидные растворы (гели). Защищают чувствительные нервные окончания (болевые). Препятствуют действию на них раздражающих веществ.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы в ЖКТ. Профилактика раздражающего действия некоторых ЛС.Вяжущие средства: а) Органические - танин, отвар коры дуба, настои и отвары - зверобоя, шалфея, ромашки, кровохлебки, черники, черемухи;б) Неорганические анузол, цинка окись, квасцы (алюминиево-калиевые, жженые), серебра нитрат, протаргол.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Денатурируют белки слизи или раневого экссудата. Образуют плёнку. Защищают чувствительные нервные окончания от раздражающих веществ. Уменьшают чувство боли. Местно сужают сосуды. Снижают проницаемость сосудов. Уменьшают экссудацию. Уменьшают воспаление.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи слизистых ЖКТ:ожоги, язвы, трещины, пролежни.АДСОРБИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА: уголь активированный, смектит диоктаэдрический, тальк, полифепан.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Защищают чувствительные нервные окончания кожи и слизистых оболочек от раздражения, адсорбируют на своей поверхности химические, токсические вещества, газы.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ: отравления, диспепсия, метеоризм, диарея.ПЛЁНКООБРАЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА: а) медицинские клеи: клеол, БФ-6; б) препараты смол: фурапласт; в) препараты на основе коллагена - «облекол»: плёнка коллагеновая.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. При нанесении на поврежденные участки кожи образуют эластичную плёнку, защищающую раневую поверхность.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи, ссадины, трещины, порезы, небольшие послеоперационные раны, пролежни, ожоги, дерматиты.Б) Средства, стимулирующие АИ. Раздражающие средства. Средства преимущественно рефлекторного механизма действия. Раздражающие средства: горчичники, скипидар, плоды перца стручкового (пластырь перцовый, настойка перца стручкового, никофлекс), ментол (ментоловое масло, меновазин, валидол, эфкамон), раствор аммиака (нашатырный спирт). Препараты на основе пчелиного и змеиного яда (апизартрон, випросал). Финалгон. Они содержат БАВ. Горчичники → гликозид синигрин фермент мирозин; образуется аллилизотиоцианат. Скипидар → α-пинен; Перец горький → гликозид капсаицин.Масло мяты перечной → ментол (спирт терпенового ряда).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. - Вызывают деполяризацию чувствительных нервных окончаний. Оказывают местное раздражающее действие. Улучшают кровообращение. Улучшают трофику тканей. Уменьшают чувство боли. Бронхит. Пневмония. Травмы мышц. Эндартериит.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. НЕВРАЛГИЯ, АРТРИТ, РАДИКУЛИТ, ИОЗИТ, ЛЮМБАГО.2. СРЕДСТВА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕФЛЕКТОРНОГО МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ. Горечи (одуванчик и др.). Жёлчегонные (аллохол и др.). Слабительные (сенаде и др.). Отхаркивающие (термопсис и др.). Рвотные (меди сульфат).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Раздражают чувствительные рецепторы слизистых дыхательных путей и ЖКТ, что рефлекторно приводит к стимуляции нервных центров и соответствующих органов. 2 6 ЛЕКЦИЯ № 6Классификация вегетотропных лекарственных средств. М-холиномиметики. М, Н-холиномиметики, Н-холиномиметики. Центральные нейротропные средства (ЛС, действующие на ЦНС). 2. Средства, действующие на периферическую НС.а) ЛС, влияющие на афферентную иннервацию; б) ЛС, влияющие на эфферентную иннервацию (синаптотропные средства) ЛС, влияющие на холинергические синапсы. ЛС, влияющие на адренергические синапсы. Средства, влияющие на холинергические синапсы. Холиномиметики. 2. Холинолитики (холиноблокаторы). Холиномиметики (агонисты) воспроизводят эффекты активации ПНС. Холинолитики (антагонисты) блокируют эффекты активации ПНС. Почему средства называются синаптотропные? Потому что их биофазой (мишенью) является синапс (место локализации действия).СИНАПС – место передачи нервного импульса с нерва на нерв или с нерва на исполни- тельный орган с помощью химического посредника – медиатора.СТРОЕНИЕ СИНАПСА: пресинаптическая мембрана аксона; постсинаптическая мембрана (нервная клетка или клетка рабочего органа); между ними синаптическая щель 20 - 40 нм.Основные медиаторы: эфферентной нервной системы – ацетилхолин (Ац/Х); норадреналин (Н/А).Функционально химическая передача нервного импульса в синапсе осуществляется в несколько этапов: (на примере холинергического синапса); синтез Ац/х в цитоплазме аксона из ацетил-КоА и холина при участии фермента холинацетилтрансферазы; депонирование медиатора в везикулах (синаптических пузырьках). В каждом пузырьке депонируется от 1000 до 50.000 молекул Ац/х, связанного с АТФ и нейропептидами. Ац/х выделяется при деполяризации в синапс квантами.Нервный импульс. Вызывает деполяризацию пресинаптической мембраны. Открывает потенциалозависимые Са+2 – каналы. Увеличивает концентрацию. Са+2 в цитоплазме холинергического нерва. Происходит слияние мембраны везикул с пресинаптической мембраной. Происходит экзоцитоз (выброс Ац/х).А что же в синапсе? Часть Ац/х взаимодействует с М- и Н-холинорецепторами. 2. Часть Ац/х метаболизируется ацетилхолинэстеразой до холина и уксусной кислоты. 3. 50% холина захватывается пресинаптической мембраной (нейрональный захват). 4. Уксусная кислота окисляется в цикле трикарбоновых кислот (Кребса); восстановление исходного состояния рецептора; медиаторные циторецепторы прямо регулируют проницаемость ионных каналов; посредством G-белков открывают ионные каналы; изменяют активность мембрано-связанных ферментов (аденилатциклазы и фосфолипаз); ферменты катализируют синтез вторичных клеточных мессенджеров (цАМФ, инозитолтрифосфата, диацилглицерола).Нервное волокно, синтезирующее и высвобождающее ацетилхолин – называется холинергическим. Синапс, в котором высвобождается ацетилхолин, называется холинергическим. Рецептор, на который действует ацетилхолин, называется холинергическим.Холинорецепторы делятся на М- и Н-холинорецепторы.Эфферентные соматические нервы: выходят из ствола головного мозга (черепно-мозговые); из передних рогов спинного мозга (спинно - мозговые); идут непрерывно до скелетных мышц; выделяют медиатор Ац/х; Ац/х возбуждает Н-холинорецепторы скелетных мышц.ЭФФЕРЕНТНЫЕ ВЕГЕТАТИВНЫЕ НЕРВЫ: иннервируют внутренние органы: прерываются в ганглии; состоят из преганглионарного и постганглионарного нервного волокна; делятся на парасимпатические (ПНС) и симпатические (СНС).Особенности ПН: длинное преганглионарное волокно; короткое постганглионарное волокно; ганглии находятся в рабочем органе или вблизи него.ПС нервы выходят из: а) среднего мозга; б) продолговатого мозга; в) нижних сегментов поясничного отдела; г) крестцового отдела; в ганглии и синапсе ПНС выделяется Ац/х.ЛОКАЛИЗАЦИЯ ХОЛИНОРЕЦЕПТОРОВ. М-холинорецепторы (М1, М2, М3, М4, М5) - чувствительны к мускарину; в ЦНС: лимбическая система, гипоталамус, ретикулярная формация; в рабочих органах у окончаний постганглионарных волокон ПНС; в потовых железах (постганглионарные симпатические холинергические волокна).2. Н-холинорецепторы (чувствительны к никотину): а) Нн – холинорецепторы: в ганглиях ПНС; в ганглиях СНС; мозговой слой надпочечников; каротидный клубочек; в ЦНС; б) Нм – холинорецепторы: в скелетных мышцах; освобождение медиатора; в синаптическую щель (Na+, Са2+ - зависимое из 300-2000 синаптических пузырьков); взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптичес-кой мембраны.Содержание Ац/х в синапсе снижается при: параличах; миастении; атонии кишечника; глаукоме; парезе мочевого пузыря; деменции.Стимуляция холинергической передачи может быть достигнута: 1. Прямой стимуляцией постсинаптических холинорецепторов агонистами. 2. Подавлением гидролиза Ац/х в синаптической щели. 3. Увеличением выделения Ац/х из пресинаптической мембраны.КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРАХОЛИНОМИМЕТИКОВ1. М- холиномиметики: Пилокарпина гидрохлорид (пилокар). Комбинированные препараты: Фотил (пилокарпин + тимолол).2. Н- холиномиметики: Никотин; Цитизин (табекс); Никоретте; Никотинел.3. ЛС, повышающие выделение Ац/х: Цисаприд (координакс, перистил).4. М-, Н- холиномиметики: А) прямого действия: Ацетилхолин-хлорид; Б) непрямого действия: (антихолинэстеразные).ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПАРАТОВ: ПИЛОКАРПИН: алкалоид пилокарпуса перистолистного; сужает зрачок; снижает ВГД; применяется при глаукоме; вызывает спазм аккомодации. Глаукома – заболевание глаза, проявляется ↑ ВГД. Для лечения применяют:ЛС, увеличивающие отток внутриглазной жидкости (водянистой влаги). ЛС, уменьшающие продукцию внутриглазной жидкости.1   ...   116   117   118   119   120   121   122   123   ...   144

Геморрагии.



12. Резкое ухудшение настроения, эмоциональный дискомфорт, ощущение усталости при лишении организма наркотического ЛС называется?

13. Состояние, характеризующиеся не только эмоциональным дискомфортом, но и возникновением синдрома абстиненции называется?*

14. Использование веществ с целью получения одурманивающего действия называется?

15. Однонаправленное действие двух или нескольких ЛВ, при котором наблюдается более выраженный фармакологический эффект, чем при применении каждого вещества в отдельности называется?

16. Синергизм бывает?

17. Если одно вещество значительно усиливает фармакологический эффект другого вещества это называется?

19. Если при одновременном введении двух ЛС, эффекты отдельных препаратов суммируются это называется?

20. Уменьшение или полное устранение фармакологического эффекта одного ЛВ другим при их совместном применении называется?

21. Когда ЛВ оказывают противоположное действие на одни и те же функциональные элементы – называется?

22. Когда ЛВ оказывают противоположное влияние на работу какого-либо органа и при этом их действие реализуется по разным механизмам это называется?

23. Адсорбция одного ЛВ на поверхности другого, в результате чего образуются неактивные или плохо всасывающиеся комплексы называется?

24. Химическая реакция между веществами, в результате которой образуются соединения или неактивные комплексы называется?

25. Терапия, направленная на устранение причины называется?

26. Назовите примеры этиотропной терапии?

27. Вид терапии, направленный на ограничение или устранение механизмов заболевания называется?

28. Вид терапии, направленный на восполнение недостатка эндогенных веществ в организме называется?

29. Вид терапии, направленный на ограничение или устранение отдельных нежелательных проявлений болезни называется?

30. Как называется нежелательное действие ЛС, применяемого в терапевтических дозах?

31. Как называются побочные действия лекарственных веществ, в основе которых лежат иммунные механизмы?

32. Как называется побочное действие ЛС, в основе которого лежит недостаточность метаболических ферментов?

33. В какой период беременности развивается эмбриотоксическое действие ЛС?

34. Способность ЛС вызывать уродства плода в период с 4-й по 8-ю неделю беременности, называется?

35. Как называется способность лекарственного вещества вызывать развитие злокачественных новообразований?


36. Способность лекарственного вещества вызывать изменение генетического аппарата в женских и мужских половых клетках на стадии их формирования и в клетках эмбриона называется?

37. В каком диапазоне доз могут проявляться побочные эффекты?

38. Как называется неблагоприятное воздействие ЛС на печень?

39. Как называется неблагоприятное воздействие ЛС на почки?

Основные вопросы темы:

1. Повторное применение ЛВ. Эффекты, наблюдаемые при повторном приеме ЛВ:

1.1. кумуляция: материальная, функциональная;

    1. привыкание (толерантность, тахифилаксия), лекарственная зависимость (психическая, физическая).

2. Комбинированное применение лекарственных веществ. Эффекты, наблюдаемые при совместном применении: синергизм, антагонизм. Виды синергизма и антагонизма. Синерго-антагонизм. Взаимодействие. Виды взаимодействия. Примеры. Взаимодействие ЛС с пищевыми продуктами и алкоголем. Полипрагмазия. Несовместимость. Антидотизм.

  1. Виды фармакотерапии. Примеры.

  2. Классификация побочных эффектов лекарственных средств (привести примеры):

4.1. Токсические эффекты, обусловленные абсолютной или относительной передозировкой лекарств.

4. 2. Побочные токсические эффекты (ПТЭ), связанные с фармакологическими свойствами лекарств: нейротоксичность, нефротоксичность, гепатотоксичность, панкреотоксичность, ульцерогенность, дисбактериоз, кардиотоксичность, гематотоксичность, ототоксичность, поражение дыхательной системы, поражение кожи, поражение эндокринной системы. Меры коррекции ПТЭ.

4. 3. Аллергические реакции (АР). Типы и виды АР.

4.4. Изменение иммунобиологических свойств организма.

4.5. Синдром отмены.

4.6. Нежелательное действие ЛС на плод: мутагенное, эмбриотоксическое, тератогенное, фетотоксическое.

4.7. Атипичные реакции на лекарственные вещества при наследственных энзимопатиях. Идиосинкразия.

4.8. Канцерогенное действие ЛС.

Самостоятельная работа

Задание 1

Используя справочную литературу, определите вид антагонизма для следующих комбинаций лекарственных средств:

Комбинация

Вид антагонизма

1. Активированный уголь + парацетамол

2. Строфантин К + унитиол

3. Ацеклидин + дротаверина гидрохлорид

4. Пропранолол + салбутамол

5. Нитразепам + кофеин

А.Прямой функциональный

Б.Косвенный функциональный

В.Физический

Г.Химический


Ответ:

Задание 2

Используя справочную литературу, определите, при каких комбинациях наблюдаются:

А. Усиление эффектов

Б. Ослабление эффектов

В. Появление токсических эффектов

Комбинация

1. Раствор мезатона (под кожу) + раствор эфедрина (под кожу)

2. Таблетки тетрациклина (внутрь) + раствор кальция хлорида (внутрь)

3. Аллопуринол + меркаптопурин

4. Маалокс + драже «Ферроплекс»

5. Ацетилсалициловая кислота + глибенкламид

6. Фенобарбитал + дигоксин

7. Хлорамфеникол + аценокумарол

8. Нитразепам + феназепам

Ответ:

Задание 3

Используя справочную литературу, определите, какие явления могут возникнуть при повторных введениях следующих препаратов: дигитоксин, морфин, бензилпенициллина натриевая соль, эфедрин.

Ответ:

Задание 4

Используя справочную литературу, составьте для врачей информацию о побочном отрицательном действии следующих ЛС: тетрациклин, циклофосфамид, ацетилсалициловая кислота, хлорамфеникол.

Ответ:

Задание 5

Проконсультируйте больных об отрицательном действии указанных препаратов: бициллин – 5, стрептомицин, кислота ацетилсалициловая, метамизол натрия, хлорамфеникол, тетрациклин, парацетамол, амфотерицин. Заполните таблицу.

Отрицательное действие

Лекарственные средства, способные вызвать данное отрицательное действие

Ульцерогенное




Дисбактериоз




Аллергическое




Гепатотоксическое




Нефротоксическое




Гематотоксическое





Проверка домашнего задания, конспекта лекций.

Подведение итогов занятия.

Учебно-материальное обеспечение занятия:


  1. Наглядные пособия (таблицы);

  2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры);

  3. Справочная литература;

  4. Индивидуальные задания (ситуационные задачи, тесты).


Литература:

а) основная:

1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. ГЭОТАР-Медиа, 2008.С 66-73, 76-80.

2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский М., 2010.

б) дополнительная:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология./ Д.А. Харкевич. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. - С. 65-71, 74-77.

2. Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2008.

3. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). - М., 2008.

Электронные ресурсы:

- http://grls.rosminzdrav.ru/

- http://www.vidal.ru/

- http://www.med-edu.ru/

- http://medicstudent.okis.ru/

Занятие № 10

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ: «ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ»

Актуальность темы:

Для обеспечения эффективной и безопасной фармакотерапии современному практическому врачу и провизору необходимо знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств. Учение о фармакокинетике и фармакодинамике служит для провизоров теоретической основой для осуществления определенных видов анализа и коррекции рецепторов, а также для консультативных разъяснений по вопросам рационального применения лекарственных средств, как пациентам, так и врачам.

Цель занятия: Выявить степень усвоенного материала по изученным вопросам раздела «Общая фармакология».

В результате изучения темы занятия студент должен

Освоить:

- перечень компетенций, в формирование которых осуществляет вклад дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.

Знать:

- основные пути введения лекарственных веществ;

- преимущества и недостатки энтерального и парентерального пути введения;

- закономерности всасывания, распределения, метаболизма лекарственных веществ;

- пути выведения лекарственных веществ из организма;

- механизмы действия, типовые эффекты лекарственных средств;

- принципы дозирования лекарственных средств;

- эффекты, возникающие при комбинированном применении лекарственных средств;

- фармакокинетическое и фармакодинамическое взаимодействие лекарственных средств;

- способы предупреждения токсических эффектов, возникающих при повторном введении лекарственных веществ;

- основные виды фармакотерапии;

- побочное и отрицательное действие лекарственных веществ при различных видах фармакотерапии.

Уметь:


-

-обосновать преимущества и недостатки энтерального и парентерального пути введения;

- - давать советы о времени, характере и последовательности приема пищи и лекарств;

- - интерпретировать данные фармакокинетического исследования ЛС.

- - проводить необходимую коррекцию фармакотерапии (регулирование режима дозирования в зависимости от степени и продолжительности эффектов), пересмотр комплекса препаратов, предназначенного больному;

- - осуществить замену ЛС при его отсутствии в аптеке;

- - анализировать аннотации к лекарственным препаратам.


Владеть:

- методами получения информации о действии ЛС;

- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач;

- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;

- навыками пользования справочной литературой по ЛС, навыками по составлению и передаче фармацевтической информации для врачей и населения.

План изучения темы:

  1. Прослушивание и конспектирование лекций по темам: «Фармакокинетика. Пути введения лекарственных средств. Всасывание. Распределение. Депонирование. Метаболизм. Выведение»; «Фармакодинамика. Механизмы и виды действия. Дозология. Факторы, влияющие на эффекты лекарственных средств»; «Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие ЛС»

  2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа);

  3. Лабораторное занятие по теме.


План занятия:

(продолжительность занятия – 3 акад. часа)

1. Вступительное слово преподавателя

  1. мин

2. Контроль исходного уровня знаний:

- компьютерное тестирование




  1. ин

3. Результаты контроля исходного уровня знаний

4. Разбор теоретических вопросов темы

5 мин

95 мин

5. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач). Проверка конспекта лекции.

  1. мин

6. Подведение итогов занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию.

5 мин