ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2749
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
твердых лекарственных веществ в жидкости, называется? (суспензия)
9. В каких случаях возможна только развернутая пропись в растворах? (когда для масляного или спиртового раствора требуется определенное масло или спирт определенной концентрации)
10.Жидкая лекарственная форма, в которой нерастворимые в воде жидкости (например, жидкие масла) находятся во взвешенном состоянии в виде мельчайших частиц, называется? (эмульсия)
11. Какой путь введения эмульсии? (внутрь и наружно)
12. В чем отличие настоек от экстрактов? (настойки отличаются от экстрактов меньшей концентрацией биологически активных веществ).
13. Как делятся экстракты в зависимости от консистенции? (на жидкие, густые и сухие)
14. Смеси жидких или жидких и твердых лекарственных веществ, на вид прозрачные, мутные и даже с осадком, называются? (микстуры).
Основные вопросы темы:
Разбор примеров выписывания рецептов:
А. В виде 0,02% раствора.
Б. В виде соотношения 1:5000-500 мл.
В. В массо-объемном соотношении.
Самостоятельная работа
Проводится написание рецептов по индивидуальному заданию.
Вариант 1
Выписать этот же рецепт в полусокращенной форме и развернутой прописи.
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Учебно-материальное обеспечение занятия:
Литература:
а) основная:
1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С . 568-572.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский М., 2010
3. Харкевич, Д.А. Фармакология./ Д.А. Харкевич. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. - С. 686-710.
б) дополнительная:
1. Майский, В.В. Фармакология с общей рецептурой : учеб. / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 240 С.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 4
Тема: « Рецептура мягких лекарственных форм»
Актуальность темы:
Мягкие лекарственные формы широко применяются в терапии, хирургии, ревматологии, дермато-венерологии, акушерстве и гинекологии, косметологии, офтальмологии, аллергологии и т. д. Действуя на кожу, слизистые, раневые поверхности они оказывают местное, рефлекторное, резорбтивное действие. Эти эффекты необходимо учитывать провизору при исследовании рецепта, коррекции его, проведении консультаций пациентам по применению мягких лекарственных форм. В состав мягких лекарственных форм входит основа, поэтому провизор при консультации больного должен разъяснить ему правила хранения данных лекарственных форм в целях сохранения их лечебных свойств. Для решения этих задач провизору необходимо знать правила написания рецептов на мягкие лекарственные формы аптечного и заводского приготовления.
К мягким лекарственным формам относят мази, пасты, суппозитории, пластыри. В настоящее время большинство мягких лекарственных форм выпускаются фармацевтической промышленностью в готовом виде. Такие лекарственные формы прописывают в сокращенной форме. Сложные и неофицинальные магистральные, которые готовят в аптеках, выписываются в развернутом виде.
Цель занятия:
Сформировать у студентов знания о мягких лекарственных формах препаратов
, о правилах выписывания рецепта и умение проводить их коррекцию.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- общую характеристику и классификацию мягких лекарственных форм.
Уметь:
- выписывать, исследовать, анализировать и корректировать рецепты на и мягкие лекарственные формы;
- проводить расчет доз при оформлении рецептов на мягкие ЛФ.
Владеть:
- навыками работы со справочной литературой;
- навыками контроля правильности выписывания и коррекции рецепта;
- навыками расчета доз с учетом массы тела и возраста больного;
- навыками подачи информации о лекарственном средстве с учетом того, для какого потребителя она предоставлена (институционного или конечного).
План изучения темы:
1. Прослушивание и конспектирование лекции на тему: «Введение в фармакологию».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа);
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия -3 акад. часа)
9. В каких случаях возможна только развернутая пропись в растворах? (когда для масляного или спиртового раствора требуется определенное масло или спирт определенной концентрации)
10.Жидкая лекарственная форма, в которой нерастворимые в воде жидкости (например, жидкие масла) находятся во взвешенном состоянии в виде мельчайших частиц, называется? (эмульсия)
11. Какой путь введения эмульсии? (внутрь и наружно)
12. В чем отличие настоек от экстрактов? (настойки отличаются от экстрактов меньшей концентрацией биологически активных веществ).
13. Как делятся экстракты в зависимости от консистенции? (на жидкие, густые и сухие)
14. Смеси жидких или жидких и твердых лекарственных веществ, на вид прозрачные, мутные и даже с осадком, называются? (микстуры).
Основные вопросы темы:
-
Жидкие лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика. -
Способы обозначения концентрации для растворов. -
Правила выписывания рецептов на растворы (водные, спиртовые, масляные). -
Варианты выписывания рецептов на эмульсии. -
Название анатомических частей растений: кора, корень, корневище, лист, трава, плод. -
Правила выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы (эмульсии, суспензии, настои, отвары, настойки, микстуры, сиропы, слизи, экстракты, соки, масла).
Разбор примеров выписывания рецептов:
-
Выписать 500 мл водного раствора фурацилина (Furacilinum). Назначить для промывания ран:
А. В виде 0,02% раствора.
Б. В виде соотношения 1:5000-500 мл.
В. В массо-объемном соотношении.
-
Выписать сироп «Дюфалак» («Duphalac») 500 мл. Принимать по 30 мл 3 раза в день. -
Выписать состав (объем 500 мл) для ректального введения: 0,2 метилурацила (Methyluracilum) в крахмальной слизи. Назначить в количестве 10 по 50 мл на 1 введение. -
Выписать 10 мл 2% спиртового раствора бриллиантового зеленого (Viride nitens). Для смазывания кожи при пиодермии. -
Выписать 200 мл эмульсии из масла миндального (Oleum Amygdalarum) с прибавлением 0,2 кодеина фосфата (Codeinum phosphas). Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день. Выписать этот же рецепт в полусокращенной форме и развернутой прописи. -
Выписать 100 мл сока алоэ (Succus Aloёs). Назначить для применения наружно в виде примочек при лечении гнойных ран. -
Выписать настой из корневищ с корнями валерианы (Rhizoma cum radicibusValerianae) 1:30 на 3 дня. Назначить по 1 ст. л 4 раза в день. -
Выписать 30 мл сложной настойки, состоящей из 1 части настойки ландыша (Convallaria) и 2 частей настойки валерианы (Valeriana) . Назначить по 20 капель 3 раза в день. -
Выписать 50 мл настойки «Биоженьшень» («Bioginseng»). Назначить внутрь за 30-40 мин. до еды по 30 капель 2 раза в день. -
Выписать 90 мл микстуры, состоящей из настоя корневищ с корнями валерианы (Rhizoma cum radicibus Valerianae) (1:30) и 0,3 натрия бромида (Natrii bromidum). Принимать по 1 столовой ложке 2 раза в день в течение 3 дней. -
Выписать 200 мл микстуры, состоящей из настоя травы термопсиса (Herba Thermopsidis) 1:400 с добавлением 4,0 натрия гидрокарбоната и 3 мл нашатырно- анисовых капель (Liquor аmmonii anisatus). Назначить по 1 ст л 3 раза в день. -
Выписать 10 ампул по 1 мл кордиамина (Cordiaminum). Назначить по 1 мл под кожу 2 раза в день. -
Выписать готовые глазные капли «Тауфон» «Taufon» 4% раствор в объеме 5 мл. Назначить по 2-3 капли в виде инстилляций 2-4 раза в день. -
Выписать отвар из листьев толокнянки (folia Uvae ursi) 1:30 на 3 дня. Назначить по 1 столовой ложке 4 раза в день. -
Выписать настой из 0,45 корня ипекакуаны (radix Ipecacuanhae) на 4 дня. Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день при хроническом бронхите. -
Выписать сироп «Колдрекс» («Coldrex») 100 мл. Назначить по 2 чайные ложки на ночь ребенку 8 лет.
Самостоятельная работа
Проводится написание рецептов по индивидуальному заданию.
Вариант 1
-
Выписать 20 мл 10% масляного раствора камфоры (Camphora). Назначить для растирания суставов. -
Выписать 200 мл эмульсии из масла миндального (Oleum Amygdalarum) с прибавлением 0,2 кодеина фосфата (Codeinum phosphas). Назначить по 1 ст. л. 3 раза в день.
Выписать этот же рецепт в полусокращенной форме и развернутой прописи.
-
Выписать 200 мл отвара коры дуба (Cortex Quercus) в соотношении 1:10 для полоскания полости рта. -
Выписать 40 мл экстракта левзеи жидкого (Leuzea fluidum). Назначить по 20 капель 2 раза в день не позже 16 часов.
Вариант 2
-
Выписать 500 мл 5% глюкозы (Glucosum) для внутривенного введения. -
Выписать суспензию гидрокортизона ацетата (Hydrocortisoni acetas) 2,5% 1 мл на 5 дней для введения в полость коленного сустава через день. Перед введением взбалтывать). -
Выписать на 3 дня настой травы горицвета весеннего (Adonis vernalis). Назначить по 1 ст. ложке 4 раза в день (по ГФ Х принята концентрация этого настоя 1:30). -
Выписать 50 мл жидкого экстракта элеутерококка (Eleutherococсum fluidum ). Назначать по 20 капель за 30 минут до еды не позже 16 часов в течение 25-30 дней.
Вариант 3
-
Выписать 10 ампул, содержащих по 1 мл 0,25% масляного раствора тестостерона пропионата (Testosteroni рropionas). Вводить внутримышечно через день по 1 мл. -
Выписать 200 мл отвара из коры дуба (Cortex Quercus). Назначить для полоскания (по ГФ Х готовят в концентрации 1:10). -
Выписать 100 мл официнальной суспензии гризеофульвина (Griseofulvinum). Назначить по 1 десертной ложке 3 раза в день. Перед употреблением взбалтывать. -
Выписать 25 мл экстракта боярышника (Qrataegus). Назначить по 25 капель 3- 4 раза в день.
Вариант 4
-
Выписать 500 мл раствора этакридина лактата (Aethacridini lactas) 0,01% концентрации. Назначить для спринцеваний. -
Выписать 200 мл микстуры, состоящей из настоя термопсиса (Herba Thermopsidis) 1:400 с добавлением 4,0 гидрокарбоната натрия и 3 мл нашатырно-анисовых капель (Liquor Ammonii anisatus). Назначить по 1 ст. л. 3 раза в день. -
Выписать на 3 дня настой травы горицвета (Неrbа Adonis vernalis). Назначить по 1 ст. ложке 4 раза в день (по ГФ Х принята концентрация этого настоя 1:30). -
Выписать 50 мл настойки женьшеня (Ginseng). Назначить по 15 капель за 30 минут до еды не позже 16 часов в течение 25-30 дней.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (тесты, варианты заданий для письменной контрольной работы).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С . 568-572.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский М., 2010
3. Харкевич, Д.А. Фармакология./ Д.А. Харкевич. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. - С. 686-710.
б) дополнительная:
1. Майский, В.В. Фармакология с общей рецептурой : учеб. / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 240 С.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 4
Тема: « Рецептура мягких лекарственных форм»
Актуальность темы:
Мягкие лекарственные формы широко применяются в терапии, хирургии, ревматологии, дермато-венерологии, акушерстве и гинекологии, косметологии, офтальмологии, аллергологии и т. д. Действуя на кожу, слизистые, раневые поверхности они оказывают местное, рефлекторное, резорбтивное действие. Эти эффекты необходимо учитывать провизору при исследовании рецепта, коррекции его, проведении консультаций пациентам по применению мягких лекарственных форм. В состав мягких лекарственных форм входит основа, поэтому провизор при консультации больного должен разъяснить ему правила хранения данных лекарственных форм в целях сохранения их лечебных свойств. Для решения этих задач провизору необходимо знать правила написания рецептов на мягкие лекарственные формы аптечного и заводского приготовления.
К мягким лекарственным формам относят мази, пасты, суппозитории, пластыри. В настоящее время большинство мягких лекарственных форм выпускаются фармацевтической промышленностью в готовом виде. Такие лекарственные формы прописывают в сокращенной форме. Сложные и неофицинальные магистральные, которые готовят в аптеках, выписываются в развернутом виде.
Цель занятия:
Сформировать у студентов знания о мягких лекарственных формах препаратов
, о правилах выписывания рецепта и умение проводить их коррекцию.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- общую характеристику и классификацию мягких лекарственных форм.
Уметь:
- выписывать, исследовать, анализировать и корректировать рецепты на и мягкие лекарственные формы;
- проводить расчет доз при оформлении рецептов на мягкие ЛФ.
Владеть:
- навыками работы со справочной литературой;
- навыками контроля правильности выписывания и коррекции рецепта;
- навыками расчета доз с учетом массы тела и возраста больного;
- навыками подачи информации о лекарственном средстве с учетом того, для какого потребителя она предоставлена (институционного или конечного).
План изучения темы:
1. Прослушивание и конспектирование лекции на тему: «Введение в фармакологию».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа);
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия -3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя | 5 мин |
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс - опрос | 15 мин 10 мин |
3. Анализ результатов исходного уровня знаний | 5 мин |
4. Разбор теоретических вопросов темы | 40 мин |
5. Выписывание примеров рецептов у доски | 30 мин |
6. Самостоятельная работа. Итоговая рецептурная контрольная. Проверка домашнего задания. | 25 мин |
7. Подведение итогов занятия. Домашнее задание к следующему занятию | 5 мин |