ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2766
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Хлорамфеникол: Cо стороны системы кроветворения: тромбоцитопения, лейкопения, агранулоцитоз, апластическая анемия.Со стороны пищеварительной системы: тошнота, рвота, диарея, метеоризм.Со стороны ЦНС и периферической нервной системы: периферический неврит, неврит зрительного нерва, головная боль, депрессия, спутанность сознания, делирий, зрительные и слуховые галлюцинации.Аллергические реакции: кожная сыпь, крапивница, ангионевротический отек.Местные реакции: раздражающее действие (при наружном или местном применении).
Задание 5
Проконсультируйте больных об отрицательном действии указанных препаратов: бициллин – 5, стрептомицин, кислота ацетилсалициловая, метамизол натрия, хлорамфеникол, тетрациклин, парацетамол, амфотерицин. Заполните таблицу.
Отрицательное действие | Лекарственные средства, способные вызвать данное отрицательное действие |
Ульцерогенное | Кислота ацетилсалициловая |
Дисбактериоз | Бициллин – 5, стрептомицин |
Аллергическое | Все ЛП |
Гепатотоксическое | Все ЛП |
Нефротоксическое | Стрептомицин, бициллин – 5 |
Гематотоксическое | Метамизол натрия, хлорамфеникол |
Проверка домашнего задания, конспекта лекций.
Подведение итогов занятия.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (ситуационные задачи, тесты).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. ГЭОТАР-Медиа, 2008.С 66-73, 76-80.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский М., 2010.
б) дополнительная:
1. Харкевич, Д.А. Фармакология./ Д.А. Харкевич. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. - С. 65-71, 74-77.
2. Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2008.
3. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). - М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 10
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ: «ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ»
Актуальность темы:
Для обеспечения эффективной и безопасной фармакотерапии современному практическому врачу и провизору необходимо знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств. Учение о фармакокинетике и фармакодинамике служит для провизоров теоретической основой для осуществления определенных видов анализа и коррекции рецепторов, а также для консультативных разъяснений по вопросам рационального применения лекарственных средств, как пациентам, так и врачам.
Цель занятия: Выявить степень усвоенного материала по изученным вопросам раздела «Общая фармакология».
В результате изучения темы занятия студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать: | - основные пути введения лекарственных веществ; - преимущества и недостатки энтерального и парентерального пути введения; - закономерности всасывания, распределения, метаболизма лекарственных веществ; - пути выведения лекарственных веществ из организма; - механизмы действия, типовые эффекты лекарственных средств; - принципы дозирования лекарственных средств; - эффекты, возникающие при комбинированном применении лекарственных средств; - фармакокинетическое и фармакодинамическое взаимодействие лекарственных средств; - способы предупреждения токсических эффектов, возникающих при повторном введении лекарственных веществ; - основные виды фармакотерапии; - побочное и отрицательное действие лекарственных веществ при различных видах фармакотерапии. | |
Уметь: | - -обосновать преимущества и недостатки энтерального и парентерального пути введения; - - давать советы о времени, характере и последовательности приема пищи и лекарств; - - интерпретировать данные фармакокинетического исследования ЛС. - - проводить необходимую коррекцию фармакотерапии (регулирование режима дозирования в зависимости от степени и продолжительности эффектов), пересмотр комплекса препаратов, предназначенного больному; - - осуществить замену ЛС при его отсутствии в аптеке; - - анализировать аннотации к лекарственным препаратам. |
Владеть:
- методами получения информации о действии ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- навыками пользования справочной литературой по ЛС, навыками по составлению и передаче фармацевтической информации для врачей и населения.
План изучения темы:
-
Прослушивание и конспектирование лекций по темам: «Фармакокинетика. Пути введения лекарственных средств. Всасывание. Распределение. Депонирование. Метаболизм. Выведение»; «Фармакодинамика. Механизмы и виды действия. Дозология. Факторы, влияющие на эффекты лекарственных средств»; «Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие ЛС» -
Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа); -
Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование |
|
3. Результаты контроля исходного уровня знаний 4. Разбор теоретических вопросов темы | 5 мин 95 мин |
5. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач). Проверка конспекта лекции. |
|
6. Подведение итогов занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию. | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (15 мин).
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (95 мин).
5. Проверка конспекта лекции. (10 мин).
6. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов (5 мин).
Проверка исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Основные вопросы темы:
1. Понятие «общая фармакология». Определение фармакокинетики и фармакодинамики.
2. Пути введения ЛС в организм:
-
Энтеральные (пероральный, сублингвальный, трансбуккальный, ректальный, интрагастральный, доуденальный). -
Парентеральные (подкожный, внутримышечный, внутривенный, внутриартериальный, внутрисердечный, внутрикостный, субарахноидальный, эпидуральный, ингаляционный, трансдермальный, интраназальный, ионофоретический и др.).
Характеристика каждого пути введения: выбор пути введения, преимущества и недостатки, факторы, влияющие на скорость и полноту всасывания ЛС.
3. Всасывание ЛС: пассивная диффузия, облегченная диффузия, фильтрация, активный транспорт и пиноцитоз. Определение и характеристика каждого вида транспорта. Факторы, влияющие на эффективность всасывания.
4. Распределение ЛС в организме. Характеристика гистогематических барьеров: капиллярная стенка, гематоэнцефалический, гематоофтальмический и плацентарный барьеры.
5. Депонирование ЛС в организме (экстрацеллюлярное, костное, клеточное и жировое депо). Примеры.
6. Факторы, влияющие на распределение и депонирование ЛС.
7. Понятие об объеме распределения.
8. Понятие о биодоступности и биоэквивалентности.
9. Биотрансформация лекарственных веществ и её биологическое значение:
- микросомальный и немикросомальный метаболизм;
- реакции метаболизма: несинтетические (окисление, восстановление, гидролиз) и синтетические (конъюгация) (метилирование, ацетилирование, образование глюкуронидов и др.). Примеры.
- индукция и ингибиция микросомальных ферментов печени лекарственными веществами. Примеры.
10. Пути выведения лекарственных веществ из организма:
- влияние физико-химических свойств лекарственных веществ и их метаболитов на выведение;
- принципы выведения веществ почками;
- особенности выведения гидрофильных и липофильных ЛС;
- понятие об элиминации;
- понятие об энтерогепатической циркуляции;
- другие пути выведения ЛС.
Примеры.
11. Фармакокинетические показатели, характеризующие скорость процессов всасывания, транспорта, распределения, выведения ЛС:
- константа скорости всасывания (абсорбции);
- максимальная концентрация лекарственного вещества в крови;
- время достижения максимальной концентрации ЛС в крови;
- равновесная концентрация лекарственного вещества;
- кажущийся объем распределения;
- период полуэлиминации (полужизни);
- константа скорости элиминации;
- общий, почеченый, печеночный клиренс.
12. Изменение фармакокинетических показателей ЛС при заболеваниях печени и почек.
13. Определение фармакодинамики.
14. Механизмы действия ЛС. Основные «мишени» для ЛВ. Обоснование каждой «мишени» для действия ЛС. Примеры «ЛС - мишень»
-
Рецепторы (мембранные, внутриклеточные) (примеры); -
Нерецепторные молекулы-мишени цитоплазматической мембраны:
-
цитоплазматические ионные каналы (примеры); -
неспецифические белки и липиды цитоплазматической мембраны (примеры);
-
Иммуноглобулиновые молекулы-мишени (примеры); -
Ферменты-мишени (примеры); -
Транспортные системы (примеры); -
Неорганические соединения (например, соляная кислота и металлы); -
Молекулы-мишени чужеродных организмов (микроорганизмов, паразитов).
15. Понятие об аффинитете и внутренней активности; об агонистах, агонистах-антагонистах и антагонистах специфических рецепторов.
16. Виды действия ЛВ на организм: местное, резорбтивное, рефлекторное, главное (основное) и побочное, прямое и косвенное, избирательное, центральное и периферическое, обратимое и необратимое (дать определение и привести примеры).
17. Типы действия: возбуждение, торможение (примеры).
18. Факторы, влияющие на действие ЛВ: химическая структура, физико-химические свойства, пространственное соответствие (комплементарность).