ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2796
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы). -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры). -
Справочная литература. -
Индивидуальные задания (тесты, ситуационные задачи, варианты заданий для письменной контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология: учебник / под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. - М., 2010. – 1216 с.
3. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для студентов вузов/Д.А. Харкевич. - М., 2008. – 742 с.
б) дополнительная:
1. Венгеровский, А. И. Лекции для врачей и провизоров: учеб. пособие/ А.И. Венгеровский. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.:ИФ «Физико-матема-тическая литература», 2007. – С. 291 - 329.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии: учебник для вузов/ под ред. проф. М.Д. Гаевого и проф. В.И. Петрова. – 3-е изд, испр. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» «Феникс», 2010. – С. 84 – 85 547 – 563 734 - 736.
Электронные базы данных:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
РАЗДЕЛ № 7 «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА СИСТЕМУ КРОВИ»
Занятие № 35
Тема: «Лекарственные средства, влияющие на эритропоэз и лейкопоэз»
Актуальность темы:
По данным ВОЗ от 300 до 500 млн. людей на Земном шаре страдает анемиями, большая часть которых (80%) составляет железодефицитная. Дефицит железа – явный или латентный регистрируется у 30% все женщин и у половины детей раннего возраста, что связанно с особенностями обмена железа в их организме. Анемия отягощает течение других заболеваний, увеличивает временную нетрудоспособность, уменьшает резерв донорских кадров. Учитывая это, особая ответственность ложится на провизора, который в контакте с врачом, родственниками больного и им самим помогает подобрать оптимальные препараты для лечения анемии, участвует в планировании потребности в медикаментах лекарственных средств, влияющих на эритропоэз, объясняет больным нюансы сигнатуры врачебных назначений.
Лечение заболеваний, связанные с нарушением лейкопоэза является актуальнейшей проблемой современной медицины. Особое место занимают такие заболевания, как лейкопения и агранулоцитоз, которые могут возникнуть при действии на организм ионизирующей радиации, токсических веществ и при применении ряда лекарственных препаратов (например, цитостатиков). При снижении числа лейкоцитов в крови
снижается устойчивость организма к инфекциям, что требует назначения средств, стимулирующих лейкопоэз. В связи с этим, будущий провизор должен ориентироваться в номенклатуре ЛС, применяющихся при нарушении лейкопоэза, а также уметь обосновывать выбор препарата.
Цель занятия:
Выработать у студентов умение ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, проводить анализ выписанных врачом рецептов, оценивать взаимодействие препаратов при их совместном применении и обосновывать их рациональное применение при нарушениях эритропоэза.
Для успешного освоения темы студент должен:
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать: |
|
Уметь:
-
проводить коррекцию рецепта на ЛС, влияющее на эритропоэз и лейкопоэз; -
анализировать фармакотерапевтическое действие препарата с учетом этиопатогенеза заболевания у конкретного больного; -
проводить сравнительный фармакологический анализ препаратов железа с учетом физиологической потребности организма; -
дать рекомендации врачу и больному по режиму дозирования ЛС, влияющих на эритропоэз на основании их фармакокинетических и фармакодинамических особенностей; -
обосновывать применение комбинации лек. препаратов и разъяснить больным особенности приема препаратов при их совместном применении; -
ориентироваться в номенклатуре лек. средств, информировать врача о каждой новой возможности адекватной замены. -
оценить взаимодействие препаратов при совместном применении на путях введения, метаболизма и выведения из организма.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации по ЛС по теме занятия;
- выявлять фармакокинетические и фармакодинамические преимущества лекарственного препарата относительного препаратов других фармакологических групп, применяемых по аналогичным показаниям.
План изучения темы:
-
Лекция по теме «Лекарственные средства, влияющие на кроветворение» -
Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа); -
Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
3. Теоретический разбор материала | 30 мин |
5. Письменная контрольная работа по ЛС |
|
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 10 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
-
Во вступительном слове преподаватель знакомит студентов с актуальностью темы; указывает цель и задачи занятия, знакомит с планом занятия, проверяет готовность студентов к занятию (5 мин). -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин) и экспресс-опрос (10 мин). -
Устный разбор темы занятия в виде собеседования, обсуждение неясных для студентов вопросов с использованием таблиц, доски (40 мин); -
Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС. Студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия. -
Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов проводится в момент написания контрольной работы (15 мин).-
Проверка и анализ письменной контрольной работы (10 мин).
-
-
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски.(5 мин).
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
-
Основной вид транспорта железа через слизистую ЖКТ? -
Виды тканевых депо железа? -
Назвать 3 основные группы анемий с учетом этиологического фактора? -
Какие анемии различают в зависимости от конкретных патогенетических механизмов? Основные причины развития железодифецитных анемий? -
Перечислите этапы лечения железосодержащими ЛС? -
Укажите побочные эффекты препаратов железа для перорального применения? -
Назвать препарат трехвалентного железа (Fe 3+) для приема внутрь? -
Назвать препараты железа, предназначенные для парентерального введения? -
Укажите препарат кобальта? -
Как измениться эффективность терапии препаратами железа при их совместном применении? -
При отравлении препаратами железа применяют? -
Какие функции выполняют лейкоциты в организме? -
Сколько содержится лейкоцитов в 1 мкл крови? -
В каких органах происходит образование лейкоцитов? -
Какова продолжительность жизни лейкоцита? -
Назовите 5 классов, на которые делятся лейкоциты? -
Что понимают под лейкопенией? -
Что понимают под лейкоцитозом (лейкемией)? -
Какие лекарственные препараты применяют при легких формах лейкопений? -
Какие лекарственные препараты применяют при более тяжелых формах лейкопении? -
Какие ЛС, применяемые при лейкопении относятся к синтетическим препаратам? -
Назовите основные показания к применению натрия нуклеината? -
Какие лекарственные препараты, применяемые при лейкопении, были созданы путем генной инженерии? -
Какие побочные эффекты могут возникнуть при применении метилурацила? -
Перечислить основные виды активности натрия нуклеината? -
Перечислите ЛС, угнетающие лейкопоэз?
Основные вопросы темы:
-
Особенности всасывания, распределения и выведения железа в организме. -
Классификация лекарственных средств, действующих на эритропоэз (см. Лекции). -
Средства, применяемые при гипохромных анемиях (препараты, содержащие железо). Фармакологическая характеристика препаратов. -
Первичная профилактика железодефицитной анемии. Этапы лечения железосодержащими ЛС. -
Основные принципы лечения препаратами железа для приема внутрь. Причины неэффективности терапии. Побочные эффекты. -
Препараты железа для парентерального применения. Особенности назначения, осложнения парентерального введения. Перегрузка железом в специфических тканях и риск развития болезни. Препарат для удаления избытка железа. -
Человеческий рекомбинантный эритропоэтин (эпотин альфа): механизм, действия, показания к назначению, длительность применения, возможные осложнения. -
Препараты, содержащие кобальт. Фармакологическая характеристика препаратов. -
Средства, применяемые для профилактики и лечения гиперхромных анемий: препараты фолиевой кислоты (фолиевая кислота и кальция фолиат), препараты цианокобаламина: цианокобаламин, оксикобаламин, кобамамид, витогепат. Фармакологическая характеристика препаратов. Причины неэффективности терапии витамином В12 -
Средства, угнетающие эритропоэз. Механизм действия, показания к назначению, особенности применения. -
Препараты, влияющие на лейкопоэз. Определение. Классификация. -
Общая характеристика ЛС, стимулирующих лейкопоэз. -
Производные пирамидина: препараты метилурацил (син.: метацил) и пентоксил. Механизм действия, использование в клинической практике. Побочные эффекты и противопоказания. -
Производное карбоновой кислоты - препарат лейкоген. Механизм действия. Особенности клинического применения. Побочные эффекты и противопоказания. -
Структурные и функциональные аналоги гранулоцитарного колониестимулирующего фактора: молграмостим (син.: лейкомакс), ленограстим, филграстим. Сравнительная фармакологическая характеристика. -
Общая характеристика лекарственных средств, угнетающих лейкопоэз. Понятие о цитостатической терапии и цитостатиках. -
Механизмы реализации цитостатического действия при применении глюкокортикоидов (триамциналон, дексаметазон), антиметаболитов (меркаптопурин, метотрексат, фторурацил), растительных алкалоидов (винкристин, винбластин), алкилирующих соединений (циклофосфан), противоопухолевых антибиотиков (рубомицин, адриамицин), ферментов (L- аспарагиназа, Пэгаспарагиназа).