ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2813
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, С. 503 – 508, 534 – 540, 515 – 521, 527 – 534.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 16 изд., 2010, С. 821 – 832, 896 – 904, 855 – 869, 871 – 896.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 48
Тема: «Противотуберкулезные, противовирусные средства»
Актуальность темы:
Большое количество противомикробных средств существенно расширяет возможности лечения разнообразных инфекций. Туберкулез и вирусные инфекции – одна из самых серьезных медицинских, экономических и социальных проблем человечества. Лечение этих заболеваний – сложная задача, что определяется особенностями возбудителя. Основное место в лечении отводится химиотерапевтическим средствам. Знание механизмов действия препаратов, определение рациональной комбинации, принципов дозирования обуславливают успех терапии этих заболеваний. Провизор должен уметь ориентироваться в номенклатуре противотуберкулезных, противовирусных средств и знать механизмы действия препаратов, принципы рационального применения.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии; умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при различных инфекционных и вирусных заболеваниях.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина:
ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8,
ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию противотуберкулезных, противовирусных средств;
- механизмы, типы, спектры действия противотуберкулезных, противовирусных средств;
- рациональное применение противотуберкулезных, противовирусных средств с учетом времени приема пищи;
- сравнительную характеристику противотуберкулезных, противовирусных средств по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных препаратов;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению противотуберкулезных, противовирусных средств.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение противотуберкулезных, противовирусных средств с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии противотуберкулезными, противовирусными средствами, (регулирование режима дозирования с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, давать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и сообщать о новых поступлениях лекарственных препаратов в аптеку;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы изучаемых противомикробных препаратов.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умение замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План изучения темы:
1. Прослушать и законспектировать лекции по темам: «Противотуберкулезные, противовирусные средства. Антигельминтные, противогрибковые средства».
2. Внеаудиторная самоподготовка:
2.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции «Противотуберкулезные, противовирусные средства. Антигельминтные, противогрибковые средства», учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.
2.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
| 5 мин |
- экспресс-опрос | 10 мин |
| 30 мин 20 мин |
Итоговая контрольная работа по ЛС | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию.
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы.
3. Анализ результатов исходного уровня знаний.
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий.
5. Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ.
6. Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы.
7. Проверка и анализ письменной контрольной работы.
8. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Экспресс-опрос:
-
Назовите производные гидразида изоникотиновой кислоты? -
Перечислите характерные побочные эффекты для производных ГИНК? -
Назовите производные ПАСК? -
Назовите производные тиоамида изоникотиновой кислоты? -
Назовите производные адамантана? -
Что такое интерфероногены? -
Перечислите интерфероногенные препараты? -
Спектр действия изониазида, стрептомицина? -
Синтез РНК в микобактериях туберкулеза нарушает………………….. -
Назовите побочные эффекты изониазида? -
Нейротоксичность изониазида под влиянием пиридоксина…………… -
Перечислите препараты интерферонов? -
Перечислите препараты, влияющие на вирус натуральной оспы? -
При герпетическом кератите применяют? -
При ВИЧ-инфекции применяют? -
Синтез нуклеиновых кислот угнетают?
Основные вопросы темы:
1. Противотуберкулезные средства.
А) Противотуберкулезные средства – антибиотики:
1. Аминогликозиды: стрептомицина сульфат, канамицин, амикацин.
2. Антибиотики разных химических групп: рифампицин, биомицин (флоримицина сульфат), циклосерин, капреомицина сульфат.
Б) Синтетические противотуберкулезные средства:
1) Классификация по химическому строению:
1. Производные гидразида изоникотиновой кислоты (ГИНК): изониазид, фтивазид.
2. Производные парааминосалициловой кислоты: ПАСК (натрия парааминосалицилат), кальция бензамидосалицилат (бепаск).
3. Производные тиоамида изоникотиновой кислоты: протионамид.
4. Производные разных химических групп: этамбутол, пиразинамид.
2) Классификация по клиническому применению (активности):
- Препараты I ряда (основные антибактериальные): изониазид и его производные, рифампицин, стрептомицин, ПАСК, этамбутол.
- Препараты II ряда (резервные): циклосерин, флоримицина сульфат, канамицин, протионамид, пиразинамид.
Основные принципы лечения туберкулеза.
2. Противовирусные ЛС. Классификация.
- Препараты иммуноглобулинов. Гамма-глобулин, G-Cандоглобулин.
- Производные адамантана: амантадин (мидантан), римантадин (ремантадин)
- Аналоги нуклеозидов: ацикловир (зовиракс, виролекс), осельтамивир (тамифлю), ганцикловир, фамцикловир, рибавирин (вибразол, рибамидил), идоксуридин (керецид), зидовудин (азидотимидин, ретровир), залцитабин.
- Производные фосфорномуравьиной кислоты: фоскарнет натрия (триаптен)
- Производные пептидов: саквинавир, индинавир
- Интерфероны. История открытия. Интерферон человеческий лейкоцитарный сухой, реаферон, гриппферон, интрон-А, виферон. Препараты индукторов интерферона (интерфероногены):полудан, тилорон (амиксин, лавомакс), кагоцел.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания
(ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Задание № 1
Распределите синтетические противотуберкулезные препараты в зависимости от химической классификации: изониазид, фтивазид, этамбутол, пиразинамид.
Химическая классификация | Пре-парат | Спектр действия | Меха- низм дейст- вия | Побочные реакции | Форма выпуска | |
Произ- водные | Гидразиды изоникоти- новой к-ты (ГИНК) | | | | | |
Изоникои- новой кислоты | | | | | | |
Пиразин- карбоноой кислоты | | | | | | |
Этилендиамина | | | | | |