ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2779
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при инфекционных заболеваниях.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию противомикробных лекарственных средств групп хинолона, 5-нитрофурана и нитроксолина;
- механизмы, типы, спектры действия противомикробных лекарственных средств групп хинолона, 5-нитрофурана и нитроксолина
- рациональное применение противомикробных лекарственных средств групп хинолона, 5-нитрофурана и нитроксолина с учетом времени приема пищи;
- сравнительную характеристику противомикробных лекарственных средств групп хинолона, 5-нитрофурана и нитроксолина по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных препаратов;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению противомикробных лекарственных средств групп хинолона, 5-нитрофурана и нитроксолина.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение групп противомикробных лекарственных средств групп хинолона, 5-нитрофурана и нитроксолина с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии противомикробными лекарственными средствами групп хинолона, 5-нитрофурана и нитроксолина, (регулирование режима дозировки с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, давать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и сообщать о новых поступлениях лекарственных препаратов в аптеку;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы изучаемых антибиотиков.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умение замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План изучения темы:
1. Лекции по темам: «Противомикробные средства группы хинолона, нитрофурана. нитроксолина. Сульфаниламиды. Антипротозойные средства».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию.
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы.
3. Анализ результатов исходного уровня знаний.
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий.
5. Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ.
6. Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы.
7. Проверка и анализ письменной контрольной работы.
8. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Экспресс-опрос:
1. Перечислите группы ЛС относящиеся к синтетическим антибактериальным средствам? (хинолоны, производные 8- оксихинолина, 5-нитрофурана, производные хиноксалина, оксазолидиноны)
2. Назвать спектр антимикробного действия производных 8-оксихинолина…
(бактерии, простейшие, грибы).
3. Какие препараты относятся к производным нафтиридина? (невиграмон)
4. В отношении каких бактерий наиболее эффективна кислота налидиксовая? (грамотрицательных)
5. Механизм действия невиграмона… (угнетение синтеза ДНК, путем ингибирования топоизомераз)
6. Какие препараты относят к фторхинолонам? (офлоксацин, ципрофлоксацин и др.)
7. Укажите спектр антимикробного действия фторхинолонов… (широкий)
8. Укажите механизм действия фторхинолонов…. (ингибируют ферменты, обуславливающие деспирализацию ДНК – топоизомеразы, в том числе ДНК-гиразу, что приводит к уменьшению синтеза ДНК и РНК)
9. Торговые названия ципрофлоксацина? (ципробай, ципролет)
10. Назовите МНН препарата «5-НОК»… (нитроксолин)
11. Какой препарат относится к производным хиноксалина? (диоксидин)
12. В чем преимущество производных хиноксалина перед другими химиотерапевтическими препаратами? (эффективны в отношении мультирезистентных возбудителей)
13. Почему производные хиноксалина имеют ограниченное применение? (относительно токсичны)
14. Какие препараты относятся к производным нитрофурана? (фурацилин,фуразолидон, фурадонин, фурагин)
15. Спектр действия производных нитрофурана… (бактерии, крупные вирусы, трихомонады, лямблии)
16. Механизм действия производных нитрофурана... (разрывая цепь клеточного дыхания, тормозят образование энергии).
Основные вопросы темы:
1. Производные хинолона.
Классификация:
А) Нефторированные хинолоны
Кислота налидиксовая (невиграмон, неграм), кислота пипемидиевая (палин).
Б) Фторированные хинолоны
1. Фторхинолоны I поколения:
Ципрофлоксацин (цифран, ципробай), ломефлоксацин (максаквин, лофокс), норфлоксацин (нолицин), офлоксацин (таривид, унифлокс), пефлоксацин (абактал).
2. Фторхинолоны II поколения:
Левофлоксацин (таваник, офтаквикс), спарфлоксацин (спарбакт).
3. Фторхинолоны III поколения: моксифлоксацин (моксимак, авелокс), гемифлоксацин (фактив), гатифлоксацин, левофлоксацин.
2. Производные 8-оксихинолина: нитроксолин (5-НОК).
3. Производные нитрофурана. Нитрофуразон (фурацилин), нитрофурантоин (фурадонин), фуразолидон, фуразидин (фурагин).
4. Производные тиосемикарбазона: амбазон (фарингосепт), амилметакрезол (стрепсилс).
5. Производные хиноксалина: диоксидин (диксин).
6. Оксазолидиноны: линезолид (зивокс).
7. Гликопептиды: природные – ванкомицин, тейкопланин (таргоцид).
8. Рифамицины: полусинтетические – рифампицин (тибицин), рифабутин (микобутин), рифамицин (отофа).
9. Ансамицины: рифаксимин (альфа нормикс).
10. Производные фосфоновой кислоты – угнетают синтез клеточной стенки (ингибируют ацетилглюкозаминенолпируват-трансферазу), усиление эффекта при комбинации с β-лактамами, хинолонами. Лечение урогенитальных инфекций. Препараты: фосфомицин (монурал, урофосфабол).
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Задание № 1
Подберите к препаратам, перечисленным в таблице, синоним их аналога.
Ответ:
Задание № 2
Соотнесите международное непатентованное наименование (МНН) лекарственного средства с его торговым наименованием:
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию противомикробных лекарственных средств групп хинолона, 5-нитрофурана и нитроксолина;
- механизмы, типы, спектры действия противомикробных лекарственных средств групп хинолона, 5-нитрофурана и нитроксолина
- рациональное применение противомикробных лекарственных средств групп хинолона, 5-нитрофурана и нитроксолина с учетом времени приема пищи;
- сравнительную характеристику противомикробных лекарственных средств групп хинолона, 5-нитрофурана и нитроксолина по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных препаратов;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению противомикробных лекарственных средств групп хинолона, 5-нитрофурана и нитроксолина.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение групп противомикробных лекарственных средств групп хинолона, 5-нитрофурана и нитроксолина с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии противомикробными лекарственными средствами групп хинолона, 5-нитрофурана и нитроксолина, (регулирование режима дозировки с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, давать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и сообщать о новых поступлениях лекарственных препаратов в аптеку;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы изучаемых антибиотиков.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умение замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План изучения темы:
1. Лекции по темам: «Противомикробные средства группы хинолона, нитрофурана. нитроксолина. Сульфаниламиды. Антипротозойные средства».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя | 5 мин |
2. Выяснение исходного уровня знаний: - экспресс-опрос |
|
3. Разбор теоретических вопросов темы 4. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач) |
20 мин |
5. Проверка домашнего задания и конспекта лекций (рецептура, характеристика препаратов). Итоговая контрольная работа по ЛС | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию.
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы.
3. Анализ результатов исходного уровня знаний.
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий.
5. Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ.
6. Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы.
7. Проверка и анализ письменной контрольной работы.
8. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Экспресс-опрос:
1. Перечислите группы ЛС относящиеся к синтетическим антибактериальным средствам? (хинолоны, производные 8- оксихинолина, 5-нитрофурана, производные хиноксалина, оксазолидиноны)
2. Назвать спектр антимикробного действия производных 8-оксихинолина…
(бактерии, простейшие, грибы).
3. Какие препараты относятся к производным нафтиридина? (невиграмон)
4. В отношении каких бактерий наиболее эффективна кислота налидиксовая? (грамотрицательных)
5. Механизм действия невиграмона… (угнетение синтеза ДНК, путем ингибирования топоизомераз)
6. Какие препараты относят к фторхинолонам? (офлоксацин, ципрофлоксацин и др.)
7. Укажите спектр антимикробного действия фторхинолонов… (широкий)
8. Укажите механизм действия фторхинолонов…. (ингибируют ферменты, обуславливающие деспирализацию ДНК – топоизомеразы, в том числе ДНК-гиразу, что приводит к уменьшению синтеза ДНК и РНК)
9. Торговые названия ципрофлоксацина? (ципробай, ципролет)
10. Назовите МНН препарата «5-НОК»… (нитроксолин)
11. Какой препарат относится к производным хиноксалина? (диоксидин)
12. В чем преимущество производных хиноксалина перед другими химиотерапевтическими препаратами? (эффективны в отношении мультирезистентных возбудителей)
13. Почему производные хиноксалина имеют ограниченное применение? (относительно токсичны)
14. Какие препараты относятся к производным нитрофурана? (фурацилин,фуразолидон, фурадонин, фурагин)
15. Спектр действия производных нитрофурана… (бактерии, крупные вирусы, трихомонады, лямблии)
16. Механизм действия производных нитрофурана... (разрывая цепь клеточного дыхания, тормозят образование энергии).
Основные вопросы темы:
1. Производные хинолона.
Классификация:
А) Нефторированные хинолоны
Кислота налидиксовая (невиграмон, неграм), кислота пипемидиевая (палин).
Б) Фторированные хинолоны
1. Фторхинолоны I поколения:
Ципрофлоксацин (цифран, ципробай), ломефлоксацин (максаквин, лофокс), норфлоксацин (нолицин), офлоксацин (таривид, унифлокс), пефлоксацин (абактал).
2. Фторхинолоны II поколения:
Левофлоксацин (таваник, офтаквикс), спарфлоксацин (спарбакт).
3. Фторхинолоны III поколения: моксифлоксацин (моксимак, авелокс), гемифлоксацин (фактив), гатифлоксацин, левофлоксацин.
2. Производные 8-оксихинолина: нитроксолин (5-НОК).
3. Производные нитрофурана. Нитрофуразон (фурацилин), нитрофурантоин (фурадонин), фуразолидон, фуразидин (фурагин).
4. Производные тиосемикарбазона: амбазон (фарингосепт), амилметакрезол (стрепсилс).
5. Производные хиноксалина: диоксидин (диксин).
6. Оксазолидиноны: линезолид (зивокс).
7. Гликопептиды: природные – ванкомицин, тейкопланин (таргоцид).
8. Рифамицины: полусинтетические – рифампицин (тибицин), рифабутин (микобутин), рифамицин (отофа).
9. Ансамицины: рифаксимин (альфа нормикс).
10. Производные фосфоновой кислоты – угнетают синтез клеточной стенки (ингибируют ацетилглюкозаминенолпируват-трансферазу), усиление эффекта при комбинации с β-лактамами, хинолонами. Лечение урогенитальных инфекций. Препараты: фосфомицин (монурал, урофосфабол).
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Задание № 1
Подберите к препаратам, перечисленным в таблице, синоним их аналога.
МНН/INN | Торговое наименование | Форма выпуска |
Налидиксовая кислота | Ципробай | |
Оксолиновая кислота | Таривид | |
Ципрофлоксацин | Максаквин | |
Моксифлоксацин | Палин | |
Офлоксацин | Авелокс | |
Пипемидиевая кислота | Грамурин | |
Ломефлоксацин | Неграм | |
Ответ:
МНН/INN | Торговое наименование | Форма выпуска |
Налидиксовая кислота | Неграм | Таблетки, внутрь, 0,5 |
Оксолиновая кислота | Грамурин | Таблетки, внутрь, 0,25 |
Ципрофлоксацин | Ципробай | Таблетки, внутрь, 0,25; 0,5; р-р для инфузий |
Моксифлоксацин | Авелокс | Таб., вн., 400мг |
Офлоксацин | Таривид | Р-р для инфузий |
Пипемидиевая кислота | Палин | Таб., вн., 0,4; Капс., вн., 100 и 200 мг |
Ломефлоксацин | Максаквин | Таб., вн., 400мг |
Задание № 2
Соотнесите международное непатентованное наименование (МНН) лекарственного средства с его торговым наименованием:
МНН | Торговое название |
1. Кислота налидиксовая 2. Офлоксацин 3. Нитрофуран | А. А) Фурацилин Б. Б) Невиграмон Г. В) Таривид |