ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2763
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание занятия
-
Организационная часть (фиксирование даты проведения занятия и отсутствующих студентов в кафедральном журнале). Во вступительном слове преподаватель знакомит студентов с актуальностью темы; указывает цель и задачи занятия, знакомит с планом занятия, проверяет готовность студентов к занятию (5 мин). -
Для контроля исходного уровня знаний преподаватель раздает индивидуальные задания по выписыванию рецептов на различные лекарственные формы (25 мин). -
Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы (75мин). -
Проверка контрольной работы по написанию рецептов (15 мин). -
Проверка конспектов лекций. -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при проверке итоговой контрольной. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов (5 мин).
Основные вопросы темы занятия:
-
Предмет, задачи и методология фармакологии. -
Источники получения лекарственных средств. -
Этапы создания новых лекарственных средств.
-
Доклинические испытания. -
Клинические испытания. -
Фазы клинических испытаний. -
Исследование биоэквивалентности лекарственных препаратов. -
Регистрация лекарственного препарата. -
Постмаркетинговые испытания.
-
История отечественной фармакологии -
Названия лекарственных средств. -
Классификация лекарственных средств. -
Рецептура. Рецепт. Правила выписывания рецептов. Требования к написанию рецептов. Структура рецепта. -
Понятия о сокращенной и развернутой прописи рецептов. -
Дозированные и недозированные рецептурные прописи. -
Дать определение официальным (в том числе имеющим специальные названия), магистральным прописям. -
Работа провизора по контролю написания и коррекции рецепта. -
Твердые лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика. -
Варианты рецептурных прописей на таблетки, порошки, гранулы, капсулы, драже. -
Жидкие лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика. -
Способы обозначения концентрации для растворов. -
Правила выписывания рецептов на растворы (водные. спиртовые, мапсляные). -
Варианты выписывания рецептов на эмульсии. -
Знать латинское название анатомических частей растений: кора, корень, корневище, лист, трава, плод. -
Правила выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы (эмульсии, суспензии, настои, микстуры, сиропы, слизи, экстракты, соки, масла). -
Мягкие лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика. -
Понятие о простых и сложных мазях. Виды прописей. -
Суппозитории. Вещества, входящие в состав суппозиториев. -
Правила выписывания рецептов на другие мягкие лекарственные формы (пасты, суппозитории, шарики, овули, пессарии, бужи, линименты, пластыри, кремы, гели).
Самостоятельная работа
Проводится написание рецептов по индивидуальному заданию.
Вариант 1
-
Выписать 20 мл 10% масляного раствора камфоры (Camphora). Назначить для растирания суставов. -
Выписать 200 мл микстуры, состоящей из настоя термопсиса (Herba Thermopsidis) 1:400 с добавлением 4,0 гидрокарбоната натрия и 3 мл нашатырно-анисовых капель (Liquor Ammonii anisatis). Назначить по 1 ст. л. 3 раза в день. -
Выписать 50,0 мази на вазелине, содержащей 1% эритромицина (Erynhromycinum), для нанесения на пораженные участки кожи. -
Выписать пластырь эпилиновый (Epilinum) в количестве 20 г для намазывания на очаг поражения с целью удаления волос. -
Выписать 10 таблеток, содержащих по 0,5 ацетилсалициловой кислоты (Acidum acetylsalicylicum). Назначить по 1 таблетке 3 раза в день после еды.
Вариант 2
-
Выписать 200 мл отвара коры дуба (Cortex Quercus) в соотношении 1:10 для полоскания полости рта. -
Выписать 500 мл 5% глюкозы (Glucosum) для внутривенного введения. -
Выписать 30,0 мази на вазелине, содержащей 10% серы осажденной (Sulfur praecipitatum) и 5% дегтя (Pix liqvida). Для нанесения на пораженные участки кожи. -
Выписать 200 мл эмульсии из масла миндального (Oleum Amygdalarum) с прибавлением 0,2 кодеина фосфата (Codeinum phosphas). Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день. Выписать этот же рецепт в полусокращенной форме и развернутой прописи. -
Выписать 50 таблеток «Никошпан» («Nicospanum») для приема внутрь по 1 таблетке 3 раза в день после еды.
Вариант 3
-
Выписать 10 ампул, содержащих по 1 мл 0,25% масляного раствора тестостерона пропионата (Testosteroni Propionas). Вводить внутримышечно через день по 1 мл. -
Выписать 100,0 мл официнальной суспензии гризеофульвина (Griseofulvinum). Назначить по 1 десертной ложке 3 раза в день. Перед употреблением взбалтывать. -
Выписать 30,0 мази на вазелине, содержащей 10% серы осажденной (Sulfur praecipitatum) и 5% дегтя (Pix liqvida). Для нанесения на пораженные участки кожи. -
Выписать 20 г геля «Контрактубекс» («Contraktubex»). Назначить для втирания в рубец 3 раза в день. -
Выписать порошок, состоящий из цинка окиси (Zinci oxydum) и талька (Talcum) по 10 г в качестве присыпки пораженных участков кожи 2 раза в день.
Вариант 4
-
Выписать 180 мл микстуры с содержанием по 0,015 кодеина фосфата (Codeini phosphatis) и 0,5 калия бромида (Kalii bromidum) на прием. Назначить по 1 ст. л. 3 раза в день. -
Выписать 40 мл экстракта левзеи жидкого (Leuzea fluidum). Назначить по 20 капель 2 раза в день не позже 16 часов. -
Выписать 40,0 пасты на вазелине (Vaselinum) и ланолине (Lanolinum) (поровну), содержащей 1% кислоты борной (Acidum boricum) и 3% цинка окиси (Zinci oxydum). Назначить для нанесения на пораженные участки. -
Выписать 15,0 пластыря мозольного (Emplastrum ad clavus) Накладывать на мозоль. -
Выписать 50 драже хлордиазепоксида (Chlordiazepoxide) по 0,01. Назначить внутрь по 1 драже 4 раза в день.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (таблицы);
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, ком-пьютеры);
3. Справочная литература;
4. Индивидуальные задания (тесты, варианты заданий для письменной контрольной работы).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- С. 559-572.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства, М.Д. Машковский М., 2010. - С.
3. Харкевич, Д.А. Фармакология./ Д.А. Харкевич. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.- С. 686-710.
б) дополнительная:
1. Майский, В.В. Фармакология с общей рецептурой: учеб. / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 240.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 6
Тема: «Фармакокинетика. Пути введения. Всасывание. Распределение. Депонирование»
Актуальность темы:
Основная задача фармакокинетики - выявление связи между концентрацией ЛС и/или его метаболита в биологических жидкостях, тканях и фармакологическим эффектом. Действие лекарств на пораженные органы и ткани зависит от их распределения в организме, связывания с белками, форменными элементами крови, интенсивности метаболизма и выведения. Знание фармакокинетики (движение лекарств в организме) помогает предложить оптимальный подбор ЛП, выработать схемы для профилактики, лечения заболеваний, корригировать дозы ЛВ при наличии сопутствующей патологии других органов: ЖКТ (печени, почек и др.).
Цель занятия:
Сформировать у студентов представление о фармакокинетике и ее составных частях.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- преимущества и недостатки путей введения лекарственных средств;
- задачи фармакокинетики по выявлению закономерностей механизмов всасывания ЛС в зависимости от способа введения, физико-химических свойств ЛВ, способности связываться с белками крови, взаимодействия с пищей;
- факторы, влияющие на распределение лекарственных средств в организме.
Уметь:
- обосновывать преимущества и недостатки энтерального и парентерального путей введения ЛС;
- обосновывать влияние фармакокинетических параметров на биодоступность ЛС;
Владеть:
- методами получения информации о действии ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач;
- способностью прогонозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- навыками пользования справочной литературой по ЛС, навыками по составлению и передаче фармацевтической информации для врачей и населения;
- навыками ведения разъяснительной работы среди населения о здоровом образе жизни и обоснованном использовании лекарственной терапии, о рациональном приеме ЛС и обращении с ними, о вреде токсикомании и наркомании.
План изучения темы:
-
Прослушивание и конспектирование лекции на тему: «Фармакокинетика. Пути введения лекарственных средств. Всасывание. Распределение. Депонирование. Метаболизм. Выведение». -
Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа). -
Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 15 мин 15 мин |
3. Результаты контроля исходного уровня знаний
| 5 мин 80 мин |
5. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач). Проверка домашнего задания. Проверка конспекта лекции. Подведение итогов занятия. |
|
6. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию. | 5 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть (фиксирование даты проведения занятия и отсутствующих студентов в кафедральном журнале). Во вступительном слове преподаватель знакомит студентов с актуальностью темы; указывает цель и задачи занятия, знакомит с планом занятия, проверяет готовность студентов к занятию (5 мин). -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (15 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы. -
Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин). -
Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (80 мин). -
Разбор индивидуальных заданий. Контроль выполнения домашнего задания, конспекта лекции (10 мин). -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов (5 мин).
Проверка исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Экспресс-опрос:
1. Как называется раздел науки о путях прохождения и изменения лекарственных веществ (ЛВ) в организме, т.е. о процессах всасывания, распределения, связывания с белками, биотрансформации и выведения ЛВ из организма? (фармакокинетика)
2. Какие пути относятся к энтеральным путям введения? (в желудочно-кишечный тракт: перорально, сублингвально, гастрально, доуденально, ректально).
3. Какие пути введения относятся к парентеральным? (внутривенный, внутримышечный, подкожный, внутриартериальный, в полости (брюшную, плевральную, суставную), в спинно-мозговой канал, ингаляционно, закапывание в глаза, нос, уши, нанесение на кожу).
4. Что такое биофаза? (это специфические клеточные рецепторы или макромолекулы, отвечающие за осуществление специфического эффекта.)
6. Что такое биодоступность? (то количество ЛС, которое достигло системного кровотока, относительно исходной дозы)
7. При каком энтеральном пути введения наибольшая биодоступность? (сублингвальном, ректальном)