ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2772
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные вопросы темы:
1. Понятие об атеросклерозе. Роль и значение холестерина в организме.
2. Классификация липопротеинов, типы гиперлипопротеинемий в плазме крови.
I. Антисклеротические лекарственные средства
1. Гиполипидемические средства:
А. Лекарственные средства, понижающие содержание в крови преимущественно холестерина:
а) ингибиторы синтеза холестерина в печени – статины: ловастатин (мевакор), симвастатин (зокор), правастатин (липостат), аторвастатин (липримар), флувастатин (лескол), розувастатин (крестор);
б) средства, повышающие выведение из организма желчных кислот и холестерина: анионообменные смолы (секвестранты желчных кислот): колестирамин (квестран), колестипол (холестид); препараты непредельных жирных кислот - линетол, липостабил. омега-3 (омакор, рыбий жир).
Б. Средства, понижающие содержание в крови преимущественно триглицеридов (фибраты):
фенофибрат (липантил), безафибрат (безамидин), гемфиброзил (регилип), ципрофибрат (липанор).
В. Средства, понижающие в крови холестерин и триглицериды: кислота никотиновая (ниацин, эндурацин).
2. Эндотелиотропные средства:
А. Липотропные средства: липоевая кислота (тиоктацид, эспа-липон, берлитион), метионин, пиридоксин (вит. В6).
Б. Антиоксиданты: пробукол (фенбутол), метилэтилпиридинола гидрохлорид (эмоксипин), этилметилгидроксипиридина сукцинат (мексидол, мексикор), токоферола ацетат (вит. Е), рутин (вит. Р), аскорбиновая кислота (вит. С), аскорутин, тиоктовая кислота, цитофлавин.
В. Ангиопротекторы: этамзилат (дицинон), кальция добезилат (доксиум), детралекс (диосмин + гесперидин), трибенозид (гливенол), эсцин (эскузан), диосмин (флебодиа 600), троксерутин (троксевазин), гепариноид (эмеран).
II. Лекарственные средства, влияющие на мозговое кровообращение
1. Вазоактивные препараты (сосудорасширяющие):
а) препараты спорыньи: ницерголин (сермион), вазобрал (α-дигидроэргокрип-тина мезилат + кофеин);
б) антагонисты кальция: циннаризин (стугерон), нимодипин (нимотоп);
в) производные барвинка малого: винпоцетин (кавинтон);
г) производные теофиллина: аминофиллин (эуфиллин), инстенон (гексобендин+этамиван+этофиллин);
д) миотропные спазмолитики: пентоксифиллин (трентал);
е) препараты никотиновой кислоты: никотиновая кислота, ксантинола никотинат (компламин), никошпан (никотиновая кислота+но-шпа);
ж) блокаторы серотониновых и гистаминовых рецепторов: ципрогептадин (перитол).
2. Препараты с преимущественным влиянием на метаболизм в мозге:
а) ноотропные средства: пирацетам (ноотропил), пиритинол (энцефабол), гопантеновая кислота (пантогам), ноопепт, никотиноил гамма-аминомасляная кислота (пикамилон), фенилпирацетам (фенотропил, энтроп), фонтурацетам, цитиколин (цераксон), холина альфосцерат (церетон, глиатилин).
б) препараты аминокислот и нейропептидов: гамма-аминомасляная кислота (аминалон, гаммалон), глицин, актовегин, семакс, церебролизин (церебролизат), кортексин;
в) препараты разных групп: препараты гинкго билоба (танакан, билобил, мемоплант, мемория), карнитина хлорид (аплегин), неотон (фосфокреатин), бетагистин (бетасерк, вестибо).
III. Фармакологическая характеристика ЛС: механизмы действия лекарственных средств, их сравнительная характеристика, показания и противопоказания к применению, осложнения, формы выпуска, рецепты.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим обсуждением.
Ситуационные задачи:
ЗАДАНИЕ 1
На студенческом конкурсе, предшествующем Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:
В о п р о с: К какой фармакологической группе по механизму действия относится нимодипин?
О т в е т:
В о п р о с: Какой основной фармакологический эффект этого препарата?
О т в е т:
В о п р о с: Чем обусловлен этот эффект?
О т в е т:
В о п р о с: Какое дополнительное действие может оказать нимодипин при внутривенном введении?
О т в е т:
В о п р о с: Какой механизм действия ловастатина?
О т в е т:
В о п р о с: Ловастатин является пролекарством. Что это означает?
О т в е т:
В о п р о с: В какой лекарственной форме выпускают ловастатин и какова его дозировка?
О т в е т:
В о п р о с: Ловастатин обычно рекомендуют принимать по 1 таб. 1 раз в день перед сном. Чем обусловлена такая рекомендация?
О т в е т:
ЗАДАНИЕ 2
В аптеку поступил рецепт:
Rp.: Tab. Lovastatini 0,04 № 20
D.S.: По 1 таб. 2 раза в день за 30 мин. до еды.
Одновременно больной поинтересовался у провизора о возможности сочетания прописанного ему препарата с синкумаром, который он периодически применяет в связи с тромбофлебитом.
Проведите коррекцию рецепта и отметьте возможные побочные эффекты препарата.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 3
В аптеку поступил рецепт:
Rp.: Sol. Mexidoli 5% - 2 ml
D.t.d. № 10 in amp.
S.: По 2 мл 2 раза в день внутримышечно.
Проведите коррекцию рецепта.
Отметьте, к какой фармакологической группе относится препарат, его механизм действия, фармакологические свойства, показания к применению.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 4
В аптеку поступил рецепт:
Rp: Tab. Cinnarizini 0,25 № 20
D.S.: По 1 таб. 1-2 раза в день.
Проведите коррекцию выписанного рецепта. Отметьте показания к применению, механизм действия препарата, влияние на кровь, взаимодействие с седативными средствами, особенности назначения при артериальной гипотензии и в пожилом возрасте.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 5
В аптеку обратился больной, страдающий атеросклерозом сосудов головного мозга, с рецептами:
Rp.: Tab. Stugeroni 0,025 № 100
D.S.: По 1 таб. 3 раза в день во время еды.
Rp.: Linaetholi 360,0 ml
D.S.: По 1 ст. ложке натощак.
Rp.: Сaps. Aeviti № 50
D.S.: По 1 капсуле 3 раза в день.
Провести коррекцию рецептов. Отметьте, к каким фармакологическим группам относятся препараты? Каков их механизм действия и фармакологические эффекты.
Дать рекомендации по соблюдению лечебной диеты и устранению побочных эффектов.
Объяснить, насколько рациональна данная комбинация препаратов и почему?
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 6
В аптеку поступил рецепт:
Rp: Tab. Nimodipini 0,03 № 100
D.S.: По 1 таб. 2 раза в день.
Проведите коррекцию рецепта. Отметьте показания к применению препарата, механизм его действия, особенности фармакологического действия, эффекты препарата в пожилом возрасте, противопоказания.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 7
Изолированные мозговые сосуды кошки перфузируют постоянным объемом крови. Артериальное давление – 120 мм рт. ст. Проводят ряд экспериментов:
-
вводят внутривенно 0,3 мг/кг эрготамина; -
вводят внутривенно 0,5 мг/кг дигидроэрготамина.
Ответьте на следующие вопросы:
-
Какова реакция мозговых сосудов на введение эрготамина и дигидроэрготамина? -
Чем объяснить разницу в характере действия препаратов? -
Какова взаимосвязь между структурой и активностью среди производных алкалоидов спорыньи? -
Какое побочное явление возникает при длительном приеме препаратов спорыньи? -
Сравните между собой ницерголин и дигидроэрготамин.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 8
Проводится сравнительное изучение препаратов, влияющих на мозговое кровообращение. Среди них: винпоцетин, пирацетам, пентоксифиллин, нимодипин, но-шпа. В эксперимент взяты 60 белых крыс, которых наркотизировали. Животные были разделены на 6 серий, по 10 крыс в каждой. У крыс были обнажены сонные артерии и перевязаны лигатурами. Первая серия была контрольной – крысам внутрибрюшинно вводился физиологический раствор, остальным животным вводились исследуемые препараты. Были получены следующие результаты:
Серия | Вводимый препарат | Выживаемость крыс после перевязки сонных артерий |
1. | физ. раствор | 3 |
2. | винпоцетин | 9 |
3. | пирацетам | 6 |
4. | пентоксифиллин | 8 |
5. | нимодипин | 6 |
6. | дротаверин | 2 |
Ответьте на следующие вопросы:
-
Какое патологическое состояние возникает после перевязки сонных артерий? Почему погибают животные? -
Объясните, почему повысилась выживаемость животных после введения винпоцетина, пирацетама, пентоксифиллина, нимодипина? -
Почему пирацетам показал меньшую активность, чем винпоцетин? -
Почему понизилась выживаемость животных после введения дротаверина?
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 9
На студенческом конкурсе, предшествующем Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:
В о п р о с: Какие липопротеины являются атерогенными?
О т в е т:
В о п р о с: Какие липопротеины неатерогенны?
О т в е т:
В о п р о с: Чем обусловлен механизм действия «статинов»?
О т в е т:
В о п р о с: Какое влияние на стенку сосудов оказывают «статины», помимо гиполипидемического?
О т в е т:
В о п р о с: Чем обусловлено гиполипидемическое действие секвестрантов желчных кислот?
О т в е т:
В о п р о с: Приведите примеры препаратов этой фармакологической группы, каков их механизм действия?
О т в е т:
В о п р о с: Каков механизм гиполипидемического действия пробукола?
О т в е т:
В о п р о с: Каким недостатком обладает пробукол?
О т в е т:
ЗАДАНИЕ 10
На студенческом конкурсе, предшествующем Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:
В о п р о с: К какой фармакологической группе по механизму действия относится нимодипин?
О т в е т:
В о п р о с: Какой основной фармакологический эффект этого препарата?
О т в е т:
В о п р о с: Чем обусловлен этот эффект?
О т в е т:
В о п р о с: Какое действие может оказать нимодипин при внутривенном введении?
О т в е т:
В о п р о с: Какой механизм действия ловастатина?
О т в е т:
В о п р о с: Ловастатин является пролекарством. Что это означает?
О т в е т:
В о п р о с: В какой лекарственной форме выпускают ловастатин и какова его дозировка?
О т в е т:
В о п р о с: Ловастатин обычно рекомендуют принимать по 1 таб. 1 раз в день перед сном. Чем обусловлена такая рекомендация?
О т в е т:
ЗАДАНИЕ 11
На студенческом конкурсе, предшествующем Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:
В о п р о с: Каким фармакологическим свойством обладают ангиопротекторы?
О т в е т:
В о п р о с: Чем обусловлена гиполипидемическая активность производных фиброевой кислоты?
О т в е т:
В о п р о с: Какие витаминные препараты эффективны при атеросклерозе?
О т в е т:
В о п р о с: Чем обусловлено гиполипидемическое действие гемфиброзила?
О т в е т:
В о п р о с: Чем обусловлено применение пентоксифиллина при нарушении мозгового кровообращения?
О т в е т:
В о п р о с: Каков механизм этого действия?
О т в е т:
В о п р о с: Какими ещё свойствами обладает пентоксифиллин помимо эффектов влияния на микроциркуляцию?
О т в е т:
В о п р о с: В каких лекарственных формах выпускают пентоксифиллин?
О т в е т:
ЗАДАНИЕ 12
В аптеку поступил рецепт:
Rp: Tab. Cinnarizini 0,25 № 20
D.S.: По 1 таб. 1-2 раза в день.
Проведите коррекцию выписанного рецепта. Отметьте показания к применению, механизм действия препарата, влияние на кровь, взаимодействие с седативными средствами, особенности назначения при артериальной гипотензии и в пожилом возрасте.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 13
В аптеку поступил рецепт:
Rp: Tab. Nimodipini 0,03 № 100
D.S.: По 1 таб. 2 раза в день.
Проведите коррекцию рецепта. Отметьте показания к применению препарата, механизм его действия, особенности фармакологического действия, эффекты препарата в пожилом возрасте, противопоказания.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 14
В аптеку поступил рецепт:
Rp: Tab. Cavintoni 0,05 № 10
D. S.: По 1 таб. 2 раза в день.
Проведите коррекцию рецепта. Отметьте механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные действия.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 15
В аптеку поступил рецепт:
Rp: Tab. Picamiloni 0,005 № 20
D. S.: По 1 таб. 1 раз в день.
Проведите коррекцию рецепта. Отметьте, к какой фармакологической группе относится препарат, чем обусловлен механизм его действия, показания к применению, побочное действие, противопоказания. В какой лекарственной форме ещё выпускают препарат, кроме таблеток?
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 16
В аптеку поступил рецепт:
Rp: Tab. Nicergolini 0,5 № 30
D. S.: По 1 таб. 2-3 раза в день после еды.
Проведите коррекцию рецепта. Отметьте, к какой фармакологической группе относится препарат, фармакологические эффекты, механизм его действия, показания к применению, противопоказания.
Эталон ответа:
Итоговая контрольная работа (рецептура и фармакологическая характеристика препаратов):
-
Симвастатин -
Ксантинола никотинат -
Розувастатин -
Танакан -
Детралекс -
Аторвастатин -
Пентоксифиллин -
Тиоктацид -
Нимодипин -
Ницерголин -
Мексидол -
Аскорутин -
Циннаризин -
Винпоцетин -
Фенотропил -
Церебролизин -
Пирацетам -
Холина альфосцерат -
Семакс -
Глицин.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (тесты, ситуационные задачи, варианты заданий для письменной контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
-
Фармакология: учебник / под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с. -
Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. - М., 2010. – 1216 с. -
Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для студентов вузов/Д.А. Харкевич. - М., 2008. – 742 с.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. С. 327 – 335; С. 502 – 516.
2. Клиническая фармакология с основами фармакотерапии. Под редакцией
В.И. Петрова. М., Альянс Б. 2010.
3. Базисная и клиническая фармакология. Б.Г. Каткунг. Т.1 и 2, 1998 г.
4. Государственный реестр лекарственных средств, 2008 г.
5. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008 г.
Электронные базы данных:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 28
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ:
Тема: «Лекарственные средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему»
Актуальность темы:
Сердечно-сосудистые заболевания являются главной причиной инвалидизации и смертности населения земного шара. Среди них ведущими являются атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность, гипертоническая болезнь, аритмии, нарушения мозгового кровообращения. Фармацевтический рынок предлагает огромный арсенал сердечно-сосудистых средств, который требует высокого профессионализма от работников аптек и других фармацевтических служб. Выпускник фармацевтического факультета должен обладать глубокими знаниями в области фармакологии сердечно-сосудистых средств, ориентироваться в их классификации, уметь заменить отсутствующий в аптеке препарат другим средством аналогичного действия, предупредить взаимодействие сердечно-сосудистых средств между собой и с препаратами других фармакологических групп, дать своевременные рекомендации по рациональному применению препаратов этой группы. Кроме того, в работе провизора важным и обязательным является своевременная информация врачам о лекарственных препаратах сердечно-сосудистых средств.
Цель занятия:
Провести контроль знаний и умений у студентов по классификации и номенклатуре лекарственных средств, влияющих на сердечно-сосудистую систему, способность оценивать взаимодействие препаратов при их совместном применении и обосновывать их рациональное применение.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию ЛС, влияющих на сердечно-сосудистую систему;
- механизмы реализации фармакологического эффекта ЛС, влияющих на сердечно-сосудистую систему;
- показания к назначению ЛС, влияющих на сердечно-сосудистую систему;
- особенности применения препаратов, влияющих на сердечно-сосудис-
тую систему;
- побочные эффекты ЛС, влияющих на сердечно-сосудистую систему;
- противопоказания к назначению ЛС, влияющих на сердечно-сосудис-
тую систему;
- факторы, влияющие на обоснованность и доказательность выбора сер-дечно-сосудистых средств.
Уметь:
- ориентироваться в номенклатуре сердечно-сосудистых средств;
- проводить коррекцию рецепта;
- проводить сравнительный фармакологический анализ препаратов
внутри группы и препаратов между группами;
- давать рекомендации по режиму дозирования ЛС на основании их
фармакокинетических и фармакодинамических особенностей;
- обосновывать применение комбинации препаратов сердечно-сосудис-тых средств;
- обосновывать особенности приема препаратов при их совместном применении.
Владеть:
- умением классифицировать сердечно-сосудистые средства;
- знаниями номенклатуры, синонимов сердечно-сосудистых средств;
- знаниями по рациональному применению ЛС изучаемых групп с учетом особенностей препаратов и индивидуальных особенностей пациента;
- умением выписывать и корректировать рецепты на препараты, влияющие на сердечно-сосудистую систему;
- методами получения информации по сердечно-сосудистым средствам.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Организационная часть | 5 мин |
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - итоговая контрольная работа (рецепты и фармакологическая характеристика препаратов) | 15 мин 15 мин |
3. Анализ результатов контроля исходного уровня знаний 4. Собеседование по основным теоретическим вопросам темы | 10 мин 60 мин |
5. Самостоятельная работа (решение ситуационных задач). Обсуждение результатов | 20 мин |
6. Подведение итогов занятия. Проверка конспекта лекций | 10 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование и проводит письменную контрольную работу по рецептуре и фармакологической характеристике препаратов (30 мин).