ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2822
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные вопросы итогового занятия:
-
Понятие о химиотерапии. Принципы химиотерапии. Общая фармакологическая характеристика химиотерапевтических средств. -
Классификация препаратов по избирательности действия: антисептики, дезинфицирующие и химиотерапевтические средства. -
Антибиотики. История открытия. Получение антибиотиков. -
Резистентность микроорганизмов к антибиотикам. Причины возникновения резистентности. Типы резистентности: стрептомициновый, пенициллиновый. Понятие об основных и резервных антибиотиках. -
Классификация антибиотиков по происхождению, химическому строению, механизму, спектру и типу действия. -
β-Лактамные антибиотики (пенициллины, цефалоспорины, цефамицины, карбапенемы, монобактамы). -
Антибиотики группы аминогликозидов. -
Антибиотики группы тетрациклинов. -
Антибиотики группы макролидов и азалидов. -
Антибиотики группы левомицетина. -
Полимиксины. Гликопептиды. Линкозамиды. -
Антибиотики для местного применения. -
Синтетические антибактериальные средства (производные 8-оксихинолина, нафтиридина, нитрофурана, хинолона, тиосемикарбазона, производные хиноксалина, оксазолидиноны, рифамицины, ансамицины, производные фосфоновой кислоты) -
Сульфаниламиды. -
Антипротозойные средства. Средства, применяемые для профилактики и лечения малярии -
Средства, применяемые при лечении амёбиаза, лямблиоза, трихомонадоза, токсоплазмоза, балантидиаза, лейшманиозов. -
Противотуберкулезные средства. -
Противовирусные средства. -
Антигельминтные средства. -
Противогрибковые средства. -
Противоопухолевые средства. Цитостатические средства.
Фармакологическая характеристика каждой группы:
-
перечень (номенклатура) препаратов (МНН и синонимы) -
механизм, спектр и тип действия -
основные показания -
характерные побочные эффекты -
основные противопоказания -
особенности применения -
форма выпуска -
рецепты
Литература:
а) сновная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, С. 486-545.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 16 изд., 2010, С. 766 – 814, 821 – 832, 837-904, 911 – 935.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 51
Итоговое занятие по теме:
«ЗАЧЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ»
Актуальность темы:
Выявить и обобщить знания по изученным темам: «Лекарственные средства, влияющие на систему крови», «Средства, влияющие на функции пищеварения», «Химиотерапевтические средства».
Цель занятия:
Проверить прочность сформированных знаний, умений и навыков студентов, классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценить взаимодействие средств и обосновать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на ЛС, изучаемых по темам: «Средства, влияющие на систему крови», «Средства, влияющие на функции пищеварения», «Химиотерапевтические средства».
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию и особенности использования ЛС, изучаемых по темам: «Средства, влияющие на систему крови», «Средства, влияющие на функции пищеварения», «Химиотерапевтические средства»;
- механизмы действия, эффекты ЛС, изучаемых по темам: «Средства, влияющие на систему крови», «Средства, влияющие на функции пищеварения», «Химиотерапевтические средства»;
- сравнительную характеристику ЛС по скорости и силе действия ЛС, изучаемых по темам: «Средства, влияющие на систему крови», «Средства, влияющие на функции пищеварения», «Химиотерапевтические средства»;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению ЛС, изучаемых по темам: «Средства, влияющие на систему крови», «Средства, влияющие на функции пищеварения», «Химиотерапевтические средства».
Уметь:
- обосновывать рациональное применение ЛС, изучаемых по темам: «Средства, влияющие на систему крови», «Средства, влияющие на функции пищеварения», «Химиотерапевтические средства»;
- проводить необходимую коррекцию в назначении ЛС, изучаемых по темам: «Средства, влияющие на систему крови», «Средства, влияющие на функции пищеварения», «Химиотерапевтические средства»;
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного
средства другим;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы ЛС, изучаемых по темам: «Средства, влияющие на систему крови», «Средства, влияющие на функции пищеварения», «Химиотерапевтические средства».
План изучения темы:
1. Подведение итогов семестра.
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
11. Вступительное слово преподавателя | 5 мин |
2. Выяснение и анализ исходного уровня знаний: - собеседование по теоретическим вопросам | 25 мин |
3. Заполнение балльно-рейтингового и кафедрального журналов. | 55 мин |
4. Подведение итогов занятия. | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия.
2. Для выяснения итогового уровня знаний преподаватель проводит собеседование по теоретическим вопросам тем занятий №№ 1-16 всех студентов.
3. Анализ результатов контроля итогового уровня знаний.
4. Подведение итогов занятия. Заполнение балльно-рейтингового и кафедрального журналов.
КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
- Собеседование по теоретическим вопросам тем занятий №№ 1 – 16.
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 16 изд., 2010.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
ПЯТИГОРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ –
филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра Фармакологии с курсом клинической фармакологии
Авторы:
Заведующий кафедрой, д.м.н ______________ А.В. Воронков
Доцент, к.ф.н. _______________ С.А. Кулешова
Доцент, к.ф.н. _______________ И.Н. Дьякова
Старший преподаватель, к.ф.н.______________ Н.Г. Лавинский
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
(рекомендации) для студентов
по дисциплине Б1.Б.27 «Фармакология»
специальность 33.05.01 «Фармация»
(уровень специалитета)
Пятигорск, 2018 г.
Занятие № 1
Тема: «Введение в курс фармакологии. Правила выписывания рецептов»
Актуальность темы:
Достижения фармакологии нашли широкое применение в клинической практике для профилактики и лечения заболеваний, пограничных и патологических состояний. С помощью методов научной фармакологии изучают влияние химических веществ на биологические объекты в целях фармакологической регуляции функции клеток, тканей, органов, систем и организма в целом. На основе выясненных закономерностей формируются принципы и правила рационального применения лекарственных препаратов. Прослеживается тесная взаимозависимость между фармакологией и техническими, медико-биологическими, а также фармацевтическими дисциплинами. Успехи в фармакологии стимулируют их развитие, а прогрессивные изыскания в сопряженных с ней науках потенцируют целенаправленные и углубленные исследования в фармакологии.
Связь деятельности провизора и больного складывается из его взаимоотношений с посетителями аптечных учреждений, а также работы с рецептами на различные лекарственные формы. Рецепт является объектом многогранной профессиональной и деонтологической деятельности провизора. Провизор должен не только исследовать рецепт на предмет соблюдения правил его заполнения, но и дать квалифицированную и максимально информативную консультацию больному по приему лекарственных препаратов. Работа с рецептом связывает провизора с медицинским персоналом, врачами практически всех специальностей.
Цель занятия:
Сформировать представление о фармакологии как науке и ее месте в системе формирования специалиста – провизора. Помочь студентам в усвоении знаний в написании и оформлении рецептов. Ознакомить студентов с необходимой литературой для подготовки к занятиям. Ознакомить студентов с организацией лекционной, лабораторно-семинарской работы кафедры.