Файл: Пятигорский медикофармацевтический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 2768

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Факторы, влияющие на всасывание и действие инсулина

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

10. Выписать 50 г мази «Бом-Бенге» («Bom-Benge»). Назначать для втирания в область суставов.

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

4 ЛЕКЦИЯ № 4Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие ЛС.Повторное применение ЛВ. Эффекты, наблюдаемые при повторном приеме ЛВ:Возможные эффекты лекарственных средств: ожидаемая фармакологическая реакция; гиперчувствительность; идиосинкразия; толерантность; тахифилаксия.«МИШЕНИ» ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Рецепторы Ионные каналы Ферменты Транспортные системы Гены ВИДЫ ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Резорбтивное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Местное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Основное действие Побочное действие Токсическое действие Обратимое действие Необратимое действие Избирательное действие Неизбирательное действие Центральное действие Периферическое действие ВИДЫ РЕЦЕПТОРОВI. Ионотропные рецепторы – рецепторы, сопряженные с ионными каналами: Н-холинорецепторы, ГАМКА-рецепторы, глутаматные рецепторы, глициновые, 5-НТ3-рецепторы.Эффект реализуется через изменение активности ионных каналов (Na+, K+, Cl-, Ca2+ и т.д.). II. Метаботропные рецепторы.1. Рецепторы, взаимодействующие с G-белками (80% всех рецепторов): адренорецепторы, М-холинорецепторы, опиоидные, 5-НТ2,4,5, дофаминовые, гистаминовые.Эффект реализуется через активацию G-белками аденилатциклазы, инозитолфосфатазной системы, ионных каналов.2. Рецепторы, сопряженные с ферментами: рецепторы ферменты (инсулиновые рецепторы, некоторых факторов роста, цитокинов и т.д.).Эффект реализуется, чаще всего, через активацию тирозинкиназы, которая фосфорилирует внутриклеточные белки и изменяет их активность. 3. Рецепторы, регулирующие транскрипцию ДНК (стероидные рецепторы, рецепторы витаминов А и D, рецепторы тиреоидных гормонов).Эффект реализуется через изменение синтеза функционально активных белков.Виды внутренней активности биологически активных веществ (как правило, обладающие аффинитетом к рецепторам): Агонисты: полные и частичные; конкурентные и неконкурентные; Антагонисты (или блокаторы): конкурентные; неконкурентные; Агонисты-антагонисты.ЭФФЕКТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОВТОРНОМ ПРИМЕНЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВI. Кумуляция: материальная; функциональная.II. Сенсибилизация.III. Привыкание (толерантность): прямое привыкание; перекрестное привыкание; тахифилаксия; митридатизм.IV. Лекарственная зависимость: опьянение (эйфория); психическая зависимость; физическая зависимость; абстинентный синдром.КОМБИНИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛВ.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.Синергизм: суммирование (аддитивное действие); потенцирование.Антагонизм: прямой функциональный антагонизм; косвенный функциональный антагонизм; физический; химический (антидотизм).ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ1. Фармацевтическое взаимодействие.2. Фармакологическое взаимодействие: фармакокинетическое; фармакодинамическое.Токсическое действие лекарственных средств: Гонадотоксичность; Эмбриотоксическое действие; Тератогенное действие; Фетотоксическое действие; Мутагенное действие; Канцерогенность; Дисбактериоз; Органотропное токсическое действие (гепатотоксичность, нефротоксичность, нейротоксичность и т.д.); Аллергические реакции; Иммунотоксичность.ТИПЫ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Немедленный тип аллергической реакции (анафилаксия) (IgE – антитела связываются с гаптенами, дегрануляция тучных клеток и выделение гистамина). Цитолитический тип реакции (IgG и IgM – антитела взаимодействуют с гаптеном и вызывают лизис эритроцитов и других элементов крови). Иммунокомплексный тип реакций (IgE взаимодействует с гаптеном и повреждают эндотелий сосудов и развивается сывороточная болезнь – крапивница, артрит, лихорадка, зуд, лимфоаденопатия). Замедленный тип аллергической реакции (вовлечены клеточные механизмы иммунитета – развивается контактный дерматит). ВИДЫ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ1. Фармакопрофилактика.2. Фармакотерапия (лекарственная терапия): этиотропная (каузальная) терапия; патогенетическая терапия; заместительная терапия; симптоматическая терапия; генотерапия.ХРОНОФАРМАКОЛОГИЯХронофармакокинетика - ритмическое изменение фармакокинетики препаратов.Хроностезия - ритмическое изменение чувствительности и реактивности организма к лекарственному веществу в течение суток.Хронергия – совокупное влияние хронокинетики и хроностезии на величину фармакологического эффекта.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕБАНИЙ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ ЛС:1. Связанные с фарм. свойствами: нейротоксичность, нефротоксичность, гепатотоксичность, панкреотоксичность, ульцерогенность, дисбактериоз, кардиотоксичность, гематотоксичность, ототоксичность, поражение дыхательной системы, поражение кожи, поражение эндокринной системы.2. Аллергические реакции (АР). Типы и виды АР. 3. Изменение иммунобиологических свойств организма.4. Синдром отмены.5. Нежелательное действие ЛС на плод: мутагенное, эмбриотоксическое, тератогенное, фетотоксическое.6. Атипичные реакции на лекарственные вещества при наследственных энзимопатиях. Идиосинкразия.7. Канцерогенное действие ЛС. 2 5 ЛЕКЦИЯ № 5Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию.НЕЙРОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛС. Влияющие на периферическую нервную систему II. Влияющие на ЦНС. Средства, влияющие на периферическую нервную систему 1. Влияющие на афферентную иннервацию. 2. Влияющие на эфферентную иннервациюI. Влияющие на периферическую нервную систему1. Влияющие на афферентную иннервацию (АИ)А) Средства, угнетающие афферентную иннервацию;Б) Средства, стимулирующие окончания афферентных нервов. Средства, влияющие на АИ А) Угнетающие АИ: обволакивающие; смягчающие; вяжущие; адсорбирующие; анестезирующие. Б) Стимулирующие АИ: раздражающие средства; средства преимущественно рефлекторного механизма действия.А) Угнетающие АИ. ОБВОЛАКИВАЮЩИЕ И СМЯГЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА.Слизь из крахмала (картофеля, риса, кукурузы, пшеницы). Слизь из семян льна. Растительные масла (оливковое, кукурузное, персиковое). Жироподобные вещества (ланолин, вазелин).Антациды (сукралфат, гевискон, альмагель, фосфалюгель).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Образуют с водой коллоидные растворы (гели). Защищают чувствительные нервные окончания (болевые). Препятствуют действию на них раздражающих веществ.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы в ЖКТ. Профилактика раздражающего действия некоторых ЛС.Вяжущие средства: а) Органические - танин, отвар коры дуба, настои и отвары - зверобоя, шалфея, ромашки, кровохлебки, черники, черемухи;б) Неорганические анузол, цинка окись, квасцы (алюминиево-калиевые, жженые), серебра нитрат, протаргол.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Денатурируют белки слизи или раневого экссудата. Образуют плёнку. Защищают чувствительные нервные окончания от раздражающих веществ. Уменьшают чувство боли. Местно сужают сосуды. Снижают проницаемость сосудов. Уменьшают экссудацию. Уменьшают воспаление.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи слизистых ЖКТ:ожоги, язвы, трещины, пролежни.АДСОРБИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА: уголь активированный, смектит диоктаэдрический, тальк, полифепан.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Защищают чувствительные нервные окончания кожи и слизистых оболочек от раздражения, адсорбируют на своей поверхности химические, токсические вещества, газы.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ: отравления, диспепсия, метеоризм, диарея.ПЛЁНКООБРАЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА: а) медицинские клеи: клеол, БФ-6; б) препараты смол: фурапласт; в) препараты на основе коллагена - «облекол»: плёнка коллагеновая.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. При нанесении на поврежденные участки кожи образуют эластичную плёнку, защищающую раневую поверхность.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи, ссадины, трещины, порезы, небольшие послеоперационные раны, пролежни, ожоги, дерматиты.Б) Средства, стимулирующие АИ. Раздражающие средства. Средства преимущественно рефлекторного механизма действия. Раздражающие средства: горчичники, скипидар, плоды перца стручкового (пластырь перцовый, настойка перца стручкового, никофлекс), ментол (ментоловое масло, меновазин, валидол, эфкамон), раствор аммиака (нашатырный спирт). Препараты на основе пчелиного и змеиного яда (апизартрон, випросал). Финалгон. Они содержат БАВ. Горчичники → гликозид синигрин фермент мирозин; образуется аллилизотиоцианат. Скипидар → α-пинен; Перец горький → гликозид капсаицин.Масло мяты перечной → ментол (спирт терпенового ряда).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. - Вызывают деполяризацию чувствительных нервных окончаний. Оказывают местное раздражающее действие. Улучшают кровообращение. Улучшают трофику тканей. Уменьшают чувство боли. Бронхит. Пневмония. Травмы мышц. Эндартериит.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. НЕВРАЛГИЯ, АРТРИТ, РАДИКУЛИТ, ИОЗИТ, ЛЮМБАГО.2. СРЕДСТВА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕФЛЕКТОРНОГО МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ. Горечи (одуванчик и др.). Жёлчегонные (аллохол и др.). Слабительные (сенаде и др.). Отхаркивающие (термопсис и др.). Рвотные (меди сульфат).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Раздражают чувствительные рецепторы слизистых дыхательных путей и ЖКТ, что рефлекторно приводит к стимуляции нервных центров и соответствующих органов. 2 6 ЛЕКЦИЯ № 6Классификация вегетотропных лекарственных средств. М-холиномиметики. М, Н-холиномиметики, Н-холиномиметики. Центральные нейротропные средства (ЛС, действующие на ЦНС). 2. Средства, действующие на периферическую НС.а) ЛС, влияющие на афферентную иннервацию; б) ЛС, влияющие на эфферентную иннервацию (синаптотропные средства) ЛС, влияющие на холинергические синапсы. ЛС, влияющие на адренергические синапсы. Средства, влияющие на холинергические синапсы. Холиномиметики. 2. Холинолитики (холиноблокаторы). Холиномиметики (агонисты) воспроизводят эффекты активации ПНС. Холинолитики (антагонисты) блокируют эффекты активации ПНС. Почему средства называются синаптотропные? Потому что их биофазой (мишенью) является синапс (место локализации действия).СИНАПС – место передачи нервного импульса с нерва на нерв или с нерва на исполни- тельный орган с помощью химического посредника – медиатора.СТРОЕНИЕ СИНАПСА: пресинаптическая мембрана аксона; постсинаптическая мембрана (нервная клетка или клетка рабочего органа); между ними синаптическая щель 20 - 40 нм.Основные медиаторы: эфферентной нервной системы – ацетилхолин (Ац/Х); норадреналин (Н/А).Функционально химическая передача нервного импульса в синапсе осуществляется в несколько этапов: (на примере холинергического синапса); синтез Ац/х в цитоплазме аксона из ацетил-КоА и холина при участии фермента холинацетилтрансферазы; депонирование медиатора в везикулах (синаптических пузырьках). В каждом пузырьке депонируется от 1000 до 50.000 молекул Ац/х, связанного с АТФ и нейропептидами. Ац/х выделяется при деполяризации в синапс квантами.Нервный импульс. Вызывает деполяризацию пресинаптической мембраны. Открывает потенциалозависимые Са+2 – каналы. Увеличивает концентрацию. Са+2 в цитоплазме холинергического нерва. Происходит слияние мембраны везикул с пресинаптической мембраной. Происходит экзоцитоз (выброс Ац/х).А что же в синапсе? Часть Ац/х взаимодействует с М- и Н-холинорецепторами. 2. Часть Ац/х метаболизируется ацетилхолинэстеразой до холина и уксусной кислоты. 3. 50% холина захватывается пресинаптической мембраной (нейрональный захват). 4. Уксусная кислота окисляется в цикле трикарбоновых кислот (Кребса); восстановление исходного состояния рецептора; медиаторные циторецепторы прямо регулируют проницаемость ионных каналов; посредством G-белков открывают ионные каналы; изменяют активность мембрано-связанных ферментов (аденилатциклазы и фосфолипаз); ферменты катализируют синтез вторичных клеточных мессенджеров (цАМФ, инозитолтрифосфата, диацилглицерола).Нервное волокно, синтезирующее и высвобождающее ацетилхолин – называется холинергическим. Синапс, в котором высвобождается ацетилхолин, называется холинергическим. Рецептор, на который действует ацетилхолин, называется холинергическим.Холинорецепторы делятся на М- и Н-холинорецепторы.Эфферентные соматические нервы: выходят из ствола головного мозга (черепно-мозговые); из передних рогов спинного мозга (спинно - мозговые); идут непрерывно до скелетных мышц; выделяют медиатор Ац/х; Ац/х возбуждает Н-холинорецепторы скелетных мышц.ЭФФЕРЕНТНЫЕ ВЕГЕТАТИВНЫЕ НЕРВЫ: иннервируют внутренние органы: прерываются в ганглии; состоят из преганглионарного и постганглионарного нервного волокна; делятся на парасимпатические (ПНС) и симпатические (СНС).Особенности ПН: длинное преганглионарное волокно; короткое постганглионарное волокно; ганглии находятся в рабочем органе или вблизи него.ПС нервы выходят из: а) среднего мозга; б) продолговатого мозга; в) нижних сегментов поясничного отдела; г) крестцового отдела; в ганглии и синапсе ПНС выделяется Ац/х.ЛОКАЛИЗАЦИЯ ХОЛИНОРЕЦЕПТОРОВ. М-холинорецепторы (М1, М2, М3, М4, М5) - чувствительны к мускарину; в ЦНС: лимбическая система, гипоталамус, ретикулярная формация; в рабочих органах у окончаний постганглионарных волокон ПНС; в потовых железах (постганглионарные симпатические холинергические волокна).2. Н-холинорецепторы (чувствительны к никотину): а) Нн – холинорецепторы: в ганглиях ПНС; в ганглиях СНС; мозговой слой надпочечников; каротидный клубочек; в ЦНС; б) Нм – холинорецепторы: в скелетных мышцах; освобождение медиатора; в синаптическую щель (Na+, Са2+ - зависимое из 300-2000 синаптических пузырьков); взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптичес-кой мембраны.Содержание Ац/х в синапсе снижается при: параличах; миастении; атонии кишечника; глаукоме; парезе мочевого пузыря; деменции.Стимуляция холинергической передачи может быть достигнута: 1. Прямой стимуляцией постсинаптических холинорецепторов агонистами. 2. Подавлением гидролиза Ац/х в синаптической щели. 3. Увеличением выделения Ац/х из пресинаптической мембраны.КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРАХОЛИНОМИМЕТИКОВ1. М- холиномиметики: Пилокарпина гидрохлорид (пилокар). Комбинированные препараты: Фотил (пилокарпин + тимолол).2. Н- холиномиметики: Никотин; Цитизин (табекс); Никоретте; Никотинел.3. ЛС, повышающие выделение Ац/х: Цисаприд (координакс, перистил).4. М-, Н- холиномиметики: А) прямого действия: Ацетилхолин-хлорид; Б) непрямого действия: (антихолинэстеразные).ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПАРАТОВ: ПИЛОКАРПИН: алкалоид пилокарпуса перистолистного; сужает зрачок; снижает ВГД; применяется при глаукоме; вызывает спазм аккомодации. Глаукома – заболевание глаза, проявляется ↑ ВГД. Для лечения применяют:ЛС, увеличивающие отток внутриглазной жидкости (водянистой влаги). ЛС, уменьшающие продукцию внутриглазной жидкости.1   ...   116   117   118   119   120   121   122   123   ...   144

Геморрагии.



Литература:

а) основная:

1. Лекционный материал.

2. Фармакология / Под ред. Р.Н. Аляутдина. – М., 2008. – 832 с.

3. М.Д. Машковский. Лекарственные средства (16-е изд-е). М., Медицина, 2010 – 2014 г.

б) дополнительная:

1. Гаевый М.Д. и др. Фармакология: Учебник для вузов. М.- 2008. – 560 с.

2. Анестезиология и реаниматология: учебник / под ред. А О. Долиной. М., 2006.

Электронные ресурсы:

- http://grls.rosminzdrav.ru/

-http://www.vidal.ru/

- http://www.med-edu.ru/

- http://medicstudent.okis.ru/

Занятие № 37

Тема: «Лекарственные средства, влияющие на свертываемость крови»

Актуальность темы:

Важное место расстройств гемостаза в общей патологии человека определяется не только высокой частотой, разнообразием и потенциально очень высокой опасностью геморрагических и тромбогеморрагических заболеваний и синдромов, но еще и тем, что эти процессы являются существенным звеном патогенеза чрезвычайно большого числа других болезней - инфекционно-септических, иммунных, сердечно-сосудистых, неопластических, значительной части акушерской патологии, болезней новорожденных и др. Они сопутствуют травмам, осложняют хирургические вмешательства, лекарственную и трансфузионную терапию, лимитируют использование аппаратов экстракорпорального кровообращения и гемодиализа, занимают ведущее место в патогенезе большинства видов шока и терминальных состояний. Приведенный далеко не полный перечень заболеваний и патологических процессов демонстрирует общемедицинское значение проблем патологии гемостаза, в связи, с чем умение ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, влияющих на свертывающую систему крови, и знать их фармакологическую ценность необходимо не только врачам всех клинических специальностей, но и провизорам.

Цель занятия:

Сформировать у студентов умение обосновывать рациональное применение антикоагулянтов, антиагрегантов и фибринолитических средств, оценивать взаимодействие препаратов данных фармакологических групп при их совместном применении.
Для успешного освоения темы студент должен

Освоить:

- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.

Знать:

- классификацию лекарственных средств, влияющих на свертываемость крови;

- показания к назначению лекарственных средств, снижающих свертываемость крови;

- показания к назначению лекарственных средств, снижающих свертываемость крови;

- побочные эффекты лекарственных средств, снижающих свертываемость крови; методы их профилактики и устранения.

Уметь:

- проводить коррекцию рецепта, выписанного на препарат, снижающим свертывание крови;

- дать рекомендации по коррекции режима дозирования на основании фармакокинетических и фармакодинамических особенностей назначенного препарата;

- уметь обосновывать применение комбинации лекарственных препаратов и разъяснять больным особенности приема препаратов при их совместном применении;

- уметь ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, снижающих свертывание крови, информировать врача о каждой новой возможности адекватной замены.

Владеть:

- навыками сбора и анализа информации по ЛС по теме занятия;

- выявлять фармакокинетические и фармакодинамические преимущества лекарственного препарата относительного препаратов других фармакологических групп, применяемых по аналогичным показаниям.
План изучения темы:

1. Прослушивание и конспектирование лекции по теме «Средства, снижающие свертываемость крови».

2. Внеаудиторная самостоятельная работа:

2.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции «Средства, снижающие свертываемость крови», учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.

2.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств) по схеме.

3. Лабораторное занятие:

3.1. Устный опрос.

3.2. Аудиторная самостоятельная работа:

а) тестирование;

б) письменная контрольная работа по лекарственным средствам.

План занятия:

(продолжительность занятия – 2 акад. часа)

              1. Вступительное слово преподавателя

5мин

2. Выяснение исходного уровня знаний:

- компьютерное тестирование

- экспресс-опрос

10 мин

10 мин

3. Теоретический разбор материала

40 мин

4. Письменная контрольная работа по ЛС

15 мин

5. Проверка и анализ письменной контрольной работы

10 мин

6. Итоговое обсуждение, выставление оценок

5 мин

Содержание занятия:


1. Во вступительном слове преподаватель знакомит студентов с актуальностью темы; указывает цель и задачи занятия, знакомит с планом занятия, проверяет готовность студентов к занятию.

2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит тестирование и экспресс-опрос.

3. Устный разбор темы занятия в виде собеседования, обсуждение неясных для студентов вопросов с использованием таблиц, доски.

4. Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов проводится в момент написания контрольной работы.

5. Проверка и анализ письменной контрольной работы.

6. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний

Компьютерное тестирование

Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):

1. Время свертывания крови в норме у человека составляет … (3-6 мин)

2. Сколько факторов, содержащихся в плазме, принимают участие в свертывании крови? (13)

3. Сколько стадий установлено при свертывании крови? (4)

4. Что образуется на первой стадии свертывания крови? (тромбиназа (тромбопластин)

5. На второй стадии свертывания крови происходит… (превращение протромбина в тромбин)

6. Что образуется на третьей стадии свертывания крови? (фибрин)

7. Что происходит в дальнейшем с образовавшимся сгустком? (ретракция)

8. Как называется эндогенное соединение, впервые выделенное из печени? (гепарин)

9. Источник получения гепарина? (слизистая оболочка кишечника свиней, а также легкие крупного рогатого скота)

10. Перечислите антикоагулянты прямого действия… (гепарин, герудин, натрия цитрат)

11. Назвать непрямые антикоагулянты, производные 4-оксикумарина… (Неодикумарин, Варфарин)

12. Назвать непрямые антикоагулянты, производные фенилиндандиона … (Фенилин)



13. Механизм действия непрямых антикоагулянтов? (антагонизмом с витамином К)

14. Вещество в виде иона участвует в ряде химических реакций, происходящих в процессе свертывания крови, 4 фактор свертывания крови … (Са2+).

15. Назвать препараты, уменьшающие агрегацию тромбоцитов (ацетилсалициловая к-та, дипиридамол, Пентоксифиллин, Абциксимаб)

16. Назвать фибринолитические средства (фибринолизин, стрептокиназа, алтеплаза)

17. Назвать антиагрегант, ингибитор циклооксигеназы…(аспирин)

18. Назвать коронарорасширяющее средство, обладающее антиагрегантной активностью, угнетая фосфодиэстеразу…(дипиридамол)

19. Назвать фибринолитическое средство, являющееся физиологическим компонентом естественной противосвертывающей системы организма… (фибринолизин)

20. Назвать фибринолитический препарат непрямого действия, активирующий переход плазминогена в плазмин… (стрептокиназа)

21. Назвать препарат, оказывающее избирательное фибринолитическое действие на тромб и не обладающее антигенными свойствами…(алтеплаза)

22. Что такое гирудотерапия? (лечение пиявками)

23. С чем связывают антикоагулянтный эффект пиявок? (со способностью секретировать герудин – мощный естественный антикоагулянт)

24. Гемостаз – это…(остановка кровотечения при повреждении стенки сосуда посредством образования тромба)

25. В чем заключается биологическая роль фибринолизина? (в растворении нитей фибрина)

26. При недостатке витамина К в организме наблюдается…(кровоточивость)

27. В чем преимущество синтетических аналогов витамина К перед природным витамином К? (в большей активности, а для викасола также и водорастворимость)

28. Викасол является функциональным антагонистом...(антикоагулянтов непрямого действия)

29. Через какое время следует ожидать развитие гемостатического действия при применении викасола? (через 12-18 ч)

30. Назовите гемостатические средства для местного применения…(губка гемостатическая коллагеновая, пленка с линкомицином, тромбин, желпластан)

31. В каких случаях назначают кислоту аминокапроновую? (при кровотечениях, связанных с повышением фибринолиза крови)

32. Назвать гемостатик, оказывающий специфическое действие при кровоточивости, вызываемой гепарином… (протамина сульфат)

33. Назовите препараты, понижающие проницаемость сосудов…(адроксон, этамзилат, рутин, аскорбиновая кислота)


34. Назовите ингибитор фибринолиза синтетического происхождения…(кислота аминокапроновая)

35. Назовите ингибиторы фибринолиза животного происхождения…(контрикал, пантрипин, гордокс)

36. Укажите показания к назначению факторов свертывания крови VIII и IX… (гемофилия)

37. Перечислите гемостатики растительного происхождения… (настои листьев крапивы, травы пастушьей сумки и перца водяного; настойка лагохилуса, арники и др.)

38. Назовите тромбообразующее средство (децилат).
Основные вопросы темы:

1. Классификация ЛС, понижающих свертываемость крови.

2. Антиагреганты. Классификация. Механизмы реализации действия антиагрегантов. Особенность применения ацетилсалициловой кислоты как антиагреганта: доза, выраженность побочных эффектов. Кардиологические формы ацетилсалициловой кислоты. Антиагреганты, блокаторы рецепторов на тромбоцитах и повышающие содержание аденозина и цАМФ в тромбоцитах.

3. Антикоагулянты. Классификация. Антикоагулянты прямого и непрямого действия. Механизм действия, фармакологические эффекты. Показания к назначению. Фармакокинетические и фармакодинамические отличия низкомолекулярных гепаринов от нефракционированного гепарина. Понятие о гирудотерапии. Особенности применения пиявок медицинских. Препараты гирудина. ЛС, применяемые при передозировке антикоагулянтов непрямого действия.

4. Активаторы фибринолиза (фибринолитики, тромболитики). Классификация. Механизм действия. Фармакологические эффекты, показания к назначению. Противопоказания.

5. Факторы, влияющие на эффективность применения тромболитиков: давность образования тромба, его размер и локализация, способ и длительность введения препарата, состояние фибринолитической системы крови.

6. Консерванты крови: цитрат натрия. Механизм действия. Применение в медицинской практике.

7. Гемостатики: определение, классификация, общая фармакологическая характеристика группы.

8. Антагонисты гепарина: протамина сульфат. Механизм действия. Особенность назначения. Пути введения. Побочные эффекты и противопоказания.

9. Ингибиторы фибринолиза: синтетического происхождения: кислота аминокапроновая, амбен. Животного происхождения: контрикал, пантрипин, гордокс.

Механизм действия. Пути введения. Показания и противопоказания к назначению, возможные осложнения. Источники получения препаратов животного происхождения.


10. Гемостатики для местного применения (прямые коагулянты): губка гемостатическая коллагеновая, тромбин, желпластан. Фармакологическая характеристика препаратов.

11. Гемостатики для системного применения: животного происхождения (прямые коагулянты): фибриноген, тромбин, факторы VIII и IX.

12. Препараты витамина К (непрямые коагулянты);

13. Гемостатики растительного происхождения: настои листьев крапивы, травы пастушьей сумки и перца водяного и др; синтетического происхождения: менадиона натрия бисульфат (викасол).

14. Препараты тромбина. Особенности применения в медицине, формы выпуска.

15. Показания к назначению факторов свертывания крови VIII и IX. Контроль эффективности применения.

16. Препараты, понижающие проницаемость сосудов: этамзилат, рутин, аскорбиновая кислота. Цель применения при заболеваниях, сопровождающихся повышенной кровоточивостью.

17. ЛС, повышающие агрегацию тромбоцитов: адроксон, соли кальция (кальция хлорид, кальция глюконат, кальция лактат).

18. Тромбообразующие средства: децилат. Особенности применения препарата. Возможные осложнения и противопоказания.
Самостоятельная работа:

Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
ЗАДАЧА 1

Студенту на экзамене по фармакологии был задан ряд вопросов:

Вопрос: В каких случаях назначают антикоагулянты?

Студент: ……..

Вопрос: В чем достоинство препаратов низкомолекулярного гепарина перед «обычным» гепарином?

Студент: …………….

Вопрос: Какие побочные эффекты характерны для «обычного гепарина»?

Студент: ………………………………….

Вопрос: Можно ли препараты гепарина применять одновременно с ацетилсалициловой кислотой?

Студент: ……………..

Вопрос: Какие меры необходимо предпринять при передозировке гепарином?

Студент: ………………………..

Вопрос: Можно ли применять протамина сульфат при передозировке антикоагулянтами непрямого действия?

Студент: ……………….

ЗАДАЧА 2

В аптеку поступил рецепт:

Rp: Sol. Natrii citratis 500,0

D.S. Для консервирования крови.

У фармацевта-технолога возникли затруднения при приготовлении препарата. Он обратился к Вам, провизору, со словами:

Фармацевт: Какой концентрации готовить раствор?

Провизор: ...................

Фармацевт: Для приготовления раствора использовать воду или физиологический раствор?