ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2809
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- знаниями по рациональному применению ЛС изучаемых групп с учетом особенностей препаратов и индивидуальных особенностей пациента;
- умением выписывать и корректировать рецепты на препараты, влияющие на артериальное давление;
- методами получения информации по препаратам, влияющим на АД.
План изучения темы:
1. Прослушать и законспектировать лекцию по теме «Лекарственные средства, влияющие на артериальное давление. Диуретики».
2. Внеаудиторная самоподготовка: теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы.
3. Лабораторное занятие по теме.
План лабораторного занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение и анализ исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин
|
3. Анализ входного контроля знаний |
|
4. Разбор теоретических вопросов темы |
|
5. Самостоятельная работа. Индивидуальное выполнение ситуационных задач и их проверка. 6. Проверка домашнего задания и конспекта лекций |
|
7. Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов) |
|
8. Подведение итогов занятия. Домашнее задание к следующему занятию | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин) и экспресс - опрос всех студентов по основным вопросам темы (15 мин).
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы с использованием наглядных пособий (60 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологической характеристики ЛС). Проверка контрольной работы (20 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов, проверке внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Выставление оценок. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Какие органы поддерживают уровень АД? (сердце, сосуды, почки)
2. При повышении тонуса артериол как изменится показатель АД? (повысится)
3. Как изменится АД при повышении тонуса симпатических нервов? (повысится)
4. Какая основная причина гипертонической болезни? (стресс)
5. Какие причины симптоматических гипертензий? (гломерулонефрит, пиелонефрит, ИБС, сахарный диабет, беременность)
6. На какой стадии ГБ рекомендуется назначать диуретики? (на всех)
7. Какой механизм антигипертензивного действия у клофелина? (центральный, α-адреномиметический)
8. Какие препараты для лечения ГБ являются препаратами выбора? (ингибиторы АПФ)
9. Какой побочный эффект у фуросемида? (гипокалиемия)
10. Какой диуретик является антагонистом гормона альдостерона, не выводит К+? (спиронолактон)
11. Его синонимы? (верошпирон, альдактон)
12. Какой диуретик является оптимальным для больных ХСН? (спиронолактон)
13. Как изменяют АД дофамин, ангиотензинамид, мезатон? (повышают)
14. На какой стадии ГБ седативные препараты являются основными? (на ранней)
15. Синоним метилдофа? (допегит)
16. Основной механизм действия допегита? (стимуляция центральных α2- адренорецепторов)
17. Какой механизм действия у моксонидина? (стимуляция центральных J1-имидазолиновых рецепторов)
18. К какой подгруппе антигипертензивных средств относятся празозин, доксазозин, теразозин? (селективные α1 – адреноблокаторы)
19. Назвать препараты из группы симпатолитиков… (октадин, резерпин)
20. К какой группе веществ по химической структуре относится дофамин? (катехоламины)
21. Какие рецепторы стимулирует дофамин? (дофаминовые и адренорецепторы)
22. Основное показание к применению дофамина? (кардиогенный шок)
23. Антигипертензивный препарат, ингибитор фермента карбоксипептидазы? (каптоприл)
24. Механизм действия эналаприла, периндоприла, фозиноприла? (ингибирование ангиотензинпревращающего фермента)
25. Какие рецепторы блокируют вальсартан, ирбесартан? (АТ1-ангиотензиновые рецепторы)
26. Какие антигипертензивные средства используются наиболее часто при гипертоническом кризе? (азаметоний, клофелин, магния сульфат, нифедипин).
Основные вопросы темы:
I. Физиология ССС - регуляция сосудистого тонуса и АД.
1. Органы и системы, участвующие в регуляции тонуса артериальных сосудов и артериального давления:
- ЦНС (кора, лимбический отдел, ретикулярная формация, гипоталамус, средний мозг, сосудодвигательный центр), симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы, почки (ренин-ангиотензиновая система, ион натрия), эндокринная система (гипофиз, мозговой и корковый слой надпочечников), (барорецепторы, волюморецепторы), (хеморецепторы, осморецепторы), рефлексогенные зоны, вазоактивные метаболиты, (NO, АТФ, аденозин, СО2 и др.), сердце.
Факторы, определяющие уровень артериального давления.
2. Понятие о гипертонической болезни. Причины возникновения артериальных гипертензий. Факторы риска возникновения гипертонической болезни. Виды артериальных гипертензий: первичная, вторичная.
Артериальная гипотензия (коллапс, хроническая гипотензия).
3. Анатомия, физиология, патология почек.
II. КЛАССИФИКАЦИЯ АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫХ СРЕДСТВ:
1. Лекарственные средства, угнетающие активность ЦНС и СНС:
1) Препараты центрального действия:
- успокаивающие (седативные, транквилизаторы);
- центральные α2
-адреномиметики: клонидин (клофелин); гуанфацин (эстулик), метилдофа (допегит);
- стимулирующие J1- имидазолиновые рецепторы: моксонидин (физиотенз, цинт), рилменидин (тенаксум, альбарел).
2) Препараты периферического действия:
- ганглиоблокаторы: азаметоний (пентамин);
- симпатолитики: резерпин, октадин;
- α-адренолитики: α1- празозин, доксазозин (кардура), тамсулозин (омник); α1,2- ницерголин (сермион), фентоламин;
- β-адреноблокаторы:
β1,2-адреноблокаторы: пропранолол (анаприлин), соталол (соталекс);
β1-адреноблокаторы: метопролол (корвитол), бисопролол (конкор, бидоп, бипрол), небиволол (небилет);
- α- и β-адреноблокаторы: карведилол (карветренд).
2. Вазоактивные средства (вазодилататоры):
а) влияющие на ионные каналы:
- антагонисты кальция: верапамил (изоптин), нифедипин (фенигидин, коринфар), амлодипин (норваск, нормодипин), фелодипин (плендил, фелодип).
- активаторы калиевых каналов: миноксидил (косилон);
б) разные:
- донаторы NO: нитропруссид натрия (нанипрусс);
- миотропные спазмолитики: папаверин, бендазол (дибазол), пентоксифиллин (трентал), магния сульфат;
- препараты калия и магния: калия и магния аспарагинат (панангин, аспаркам), калия хлорид.
3. ЛС, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (РАС):
- ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента: каптоприл (капотен), эналаприл (эднит, энам), лизиноприл (диротон), периндоприл (престариум), фозиноприл (фозикард, моноприл), моэксиприл (моэкс), рамиприл (тритаце); трандолаприл (гоптен);
- блокаторы ангиотензиновых АТ1-рецепторов: лозартан (козаар), вальсартан (диован), ирбесартан (апровель), кандесартан (атаканд), телмисартан (микардис).
- теноретик (
4. Диуретики:
- тиазидные: (калийвыводящие, салуретики), гидрохлоротиазид (гипотиазид), индапамид (арифон), торасемид (диувер);
- калийсберегающие: спиронолактон (верошпирон, альдактон), триамтерен (птерофен).
5. Ингибиторы вазопептидаз: омапатрилат (омапатрил).
6. Комплексные препараты: папазол (папаверин+дибазол), триампур
(гипотиазид+триамтерен), адельфан-эзидрекс (гипотиазид+дигидра-лазин+резерпин), капозид (каптоприл+гипотиазид), ирузид (гипотиазид+лизиноприл), теноретик (атенолол+хлорталидон), нолипрел (индапамид+периндоприл), ко-ренитек (эналаприл+гипотиазид), экватор (амлоди-
пин+лизиноприл), лозап плюс, тарка (верапамил+трандолаприл), лодоз
(бисопролол+гипотиазид).
7. Средства, применяемые при гипертоническом кризе:
азаметоний (пентамин), бендазол, магния сульфат, натрия нитропруссид, нифедипин, клонидин.
III. КЛАССИФИКАЦИЯ ГИПЕРТЕНЗИВНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ:
1. Средства, повышающие сердечный выброс:
а) сердечные гликозиды: дигоксин, строфантин.
2. Средства, повышающие сердечный выброс и тонус периферических сосудов:
а) α,β-адреномиметики: эпинефрин (адреналина гидрохлорид).
3. Средства, повышающие преимущественно тонус периферических сосудов:
а) α-адреномиметики: норэпинефрин (норадреналина гидротартат), фенилэфрин (мезатон), допамин (допмин), мидодрин (гутрон);
б) пептиды: ангиотензинамид;
в) симпатомиметики: эфедрин;
г) препараты глюкокортикоидов и минералокортикоидов (преднизолон, дезоксикортикостерона ацетат);
4. Лекарственные средства центрального действия:
а) средства, стимулирующие сосудодвигательный центр: кофеин, кордиамин, сульфокамфокаин;
б) общетонизирующие средства: препараты лимонника, жень-шеня, аралии.
IV. КЛАССИФИКАЦИЯ ДИУРЕТИКОВ:
1. Диуретики, оказывающие прямое влияние на функцию эпителия почечных канальцев:
- тиазидные и тиазидоподобные диуретики: гидрохлоротиазид (гипотиазид), циклопентиазид (циклометиазид);
- производные сульфамоилантраниловой и дихлорфеноксиуксусной кислот: фуросемид (лазикс), торасемид (диувер), этакриновая кислота (урегит);
- ингибиторы карбоангидразы: ацетазоламид (диакарб);
- ксантиновые диуретики: теобромин, теофиллин, темисал.
2. Антагонисты альдостерона: спиронолактон (верошпирон).
3. Осмотические диуретики: маннитол (маннит).
4. Кислотообразующие диуретики: аммония хлорид.
5. Калийсберегающие диуретики: триамтерен, спиронолактон.
6. Диуретики растительного происхождения: лист толокнянки, плод мож-жевельника, березовые почки, леспенефрил (леспефрил).
V. Фармакологическая характеристика ЛС:
Механизмы действия лекарственных средств, их сравнительная характеристика, показания и противопоказания к применению, побочное действие, осложнения, формы выпуска.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания
(ситуационной задачи) с последующим обсуждением.
ЗАДАЧА 1
Больному, страдающему артериальной гипертензией, врач выписал рецепт на лекарственный препарат и рекомендовал полежать не менее 2-3 часов с момента его приема. Врач предупредил, что если больной встанет раньше указанного времени, то у него может возникнуть обморочное состояние.