ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2814
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Гормональные контрацептивы классифицируют по следующим признакам -Комбинированные эстроген-гестагенные препараты (монофазные, двухфазные, трехфазные):
- Микродозы гестагенов («мини-пили»);
- Посткоитальные;
- Пролонгированные прогестинсодержащие (инъекционные и подкожные имплантаты), комбинированные и гормональные внутриматочные системы.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы);
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры);
3. Справочная литература;
4. Индивидуальные задания (тесты, ситуационные задачи, варианты заданий для письменной контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1.Фармакология: учебник/ под ред. проф. Р.Н. Аляутидина. – 4 – е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 559-593.
2.Харкевич, Д. А. Фармакология: учебник/ Д.А. Харкевич. – 10-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР–Медиа, 2008. – С. 435 – 463.
б) дополнительная:
1. Электронная база данных «Консультант студента».
Учебники:
1.1.Фармакология: руководство к лабораторным занятиям: учебное пособие/ Р.Н. Аляутдин [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – С. 274 – 282.
1.2.Фармакология: руководство к лабораторным занятиям/ Д.А. Харкевич [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 488 с.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. – 16-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: Издатель Умеренков, 2010. – 1216 с.
3. Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2011.
Электронные базы данных:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
-http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 32
Тема: «Лекарственные средства, влияющие на иммунитет. Противоаллергические лекарственные средства»
Актуальность темы:
Состояние здоровья современного человека с иммунобиологических позиций характеризуется двумя особенностями: снижением иммунологической реактивности населения в целом и, как следствие, повышением острой и хронической инфекционной, аутоиммунной, онкологической, аллергической и иной заболеваемости. Результатом этого является необычайно большой интерес к проблеме аллергологии и иммунологии.
Противоаллергические средства очень широко применяются в практической медицине. Это объясняется ростом числа аллергических заболеваний, необходимостью предупреждения осложнений аллергического генеза при использовании антибиотиков и др. лекарственных средств. Антигистаминные препараты обязательны при премедикации больных, комплексной терапии коллагенозов, отеке легких, инфаркте миокарда и др. заболеваниях. Препараты, оказывающие воздействие на иммунную систему и обладающие противоаллергическим действием, широко применяться в клинической практике при самых разнообразных заболеваниях, часто весьма квалифицированно и обоснованно, но иногда без достаточных оснований, поэтому будущий провизор должен хорошо ориентироваться в противоаллергических ЛС, а также в средствах, влияющих на иммунный статус организма.
Цель занятия:
На основе знаний по патофизиологии сформировать у студентов умение обоснованного рационального применения противоаллергических препаратов и ЛС, влияющих на иммунный статус организма, а также выработать у студентов навыки по коррекции рецептов.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- средства и принципы неспецифической гипосенсибилизации;
- локализацию Н-гистаминорецепторов в организме и эффекты их возбуждения;
- классификацию, показания, противопоказания и побочные эффекты противоаллергических ЛС;
- понятие об иммунокорректорах, их классификацию, а так же показания к назначению, осложнения при их применении и противопоказания.
Уметь:
- выбрать наиболее эффективный препарат в зависимости от его фармако-логических свойств;
- провести коррекцию врачебного рецепта;
- осуществить равноценную замену препарата в случае отсутствия его в аптеке;
- с учетом фармакокинетических и фармакодинамических свойств препарата объяснить правила его приема.
Владеть:
- навыками подбора аналогичного препарата;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь введения в зависимости от конкретной ситуации.
План изучения темы:
1. Лекция по теме «Лекарственные средства, влияющие на иммунитет. Противоаллергические лекарственные средства»
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа);
3. Лабораторное занятие по теме.
План лабораторного занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение и анализ исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин
|
3. Анализ входного контроля знаний |
|
4. Разбор теоретических вопросов темы |
|
5. Самостоятельная работа. Индивидуальное выполнение ситуационных задач и их проверка. Проверка домашнего задания и конспекта лекций |
|
6. Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов) |
|
7. Подведение итогов занятия. Домашнее задание к следующему занятию | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин) и экспресс - опрос всех студентов по основным вопросам темы (15 мин).
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы с использованием наглядных пособий (60 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологической характеристики ЛС). Проверка контрольной работы (20 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов, проверке внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Выставление оценок. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Что такое иммунитет? (защита организма от всего чужеродного) 2. Назовите виды иммунитета? (гуморальный и клеточный)
-
Что такое антиген? (аллерген, чужеродный агент, попавший в организм) -
Назовите экзогенные антигены? (белки, вирусы, микроорганизмы и их токсины, трансплантанты и др.) -
Назовите эндогенные антигены? (аутоаллергены, поврежденные и мутантные клетки собственных тканей) -
На какие группы клеток делятся Т-лимфоциты? (Т-киллеры, Т-хелперы, Т-супрессоры) -
Где вырабатываются Т-лимфоциты? (в тимусе) -
Где содержатся В-лимфоциты? (в лимфатических узлах, аппендиксе, пейеровых бляшках кишечника, миндалинах, селезенке и др.) -
Какие основные нарушения функций иммунной системы Вы знаете? (аллергия и иммунный дефицит) -
Как называется пересадка органов, тканей? (трансплантация) -
Как называется извращенная гипериммунная реакция организма на повторное введение антигена (аллергена), протекающая с повреждением собственных тканей? (аллергия, сенсибилизация) -
Сколько стадий аллергических реакций Вы знаете? (3 стадии) -
Перечислите стадии аллергической реакции? (1 - иммунологическая, 2 - патохимическая, 3 - патофизиологическая) -
Назовите основные медиаторы аллергии? (гистамин, брадикинин, простагландины и др.) -
Назовите два типа аллергических реакций? (немедленный и замедленный) -
К какому типу аллергии относятся: анафилактический шок, отек Квинке? (немедленному) -
К какому типу аллергии относятся: ревматизм, гломерулонефрит? (замедленному) -
Назовите иммунодефицитные состояния? (СПИД, ВИЧ) -
Как называется аллергическое заболевание, вызываемое пыльцой растений? (поллиноз) -
Какое второе название поллиноза Вы знаете? (сенная лихорадка) -
Какие виды терапии используют для лечения аллергических реакций? (этиотропную, симптоматическую, патогенетическую) -
Что такое гипосенсибилизация? (снижение чувствительности иммунной системы организма к аллергену) -
Назовите 2 типа гипосенсибилизации? (специфическая, неспецифическая) 24. Какие антигистаминные препараты не угнетают ЦНС? Или угнетают
незначительно? (диазолин, фенкарол, лоратадин, терфенадин)
25. Как влияет гистамин на тонус бронхов? (повышает)
26. Как влияет гистамин на секреторную функцию желудка? (повышает)
-
Назовите синоним кетотифена? (задитен) -
Назовите препараты вилочковой железы? (вилозен, тималин, таквитин, тимоген, тимоптин и др.) -
Назовите синоним дипразина? (пипольфен) -
Назовите дополнительные эффекты димедрола? (седативный, снотворный, противорвотный, спазмолитический, местноанестезирующий, противовоспалительный) -
Назовите синоним ципрогептадина? (перитол) -
Как влияют на иммунитет глюкокортикоиды? (угнетают).
Основные вопросы темы:
1. Противоаллергические средства. Определение. Классификация. Общая фармакологическая характеристика. Понятие об аллергии. Блокаторы гистаминовых H1-рецепторов: классификация по поколениям, общая фармакологическая характеристика. Фармакодинамические и фармакокинетические отличия Н1-гистаминоблокаторов разных поколений. Выбор антигистаминного средства. Дифенгидрамин (димедрол), клемастин (тавегил), прометазин (пипольфен), лоратадин (кларитин, кларидол), дезлоратадин (эриус), фексофенадин (телфаст) Классификационная принадлежность, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты.
2. Блокаторы H1-гистаминовых рецепторов с антисеротониновой активностью: ципрогептадин (перитол). Фармакологическая характеристика. Стабилизаторы мембран тучных клеток: кромолин - натрий, недокромил - натрий. Механизм действия, особенности применения, показания и побочные эффекты.
3. Спазмолитики миотропного действия (эуфиллин, теофиллин), М- олинолитики (ипратропия бромид, метацин, тровентол), ингибиторы калликреин-кининовой системы (стугерон (циннаризин), пармидин (продектин)), блокаторы лейкотриеновых рецепторов (зафирлукаст, монтелукаст) как противоаллергические ЛС.
4. Глюкокортикоиды: беклометазона дипропионат (Бекотид), триамцинолон флунизолид, преднизолон. Механизм противоаллергического действия, применение при реакциях аллергической гиперчувствительности, побочные эффекты.
5. Цель применения эпинефрина, аминофиллина, преднизолона при анафилактическом шоке.
6. Средства, способствующие связыванию свободного гистамина: гиста-
глобулин.
7. ЛC, влияющие на иммунитет. Определение, классификация. Общая фармакологическая характеристика.