ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2753
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные вопросы темы:
-
Препараты гормонов коры надпочечников, их синтетические заменители. Классификация, препараты (дезоксикортикостерона ацетат, дексаметазон, преднизолон, дипроспан). Фармакологическая характеристика препаратов. -
Топические глюкокортикостероиды. Общая фармакологическая характеристика. Препараты антагонистов кортикостероидов. Особенности применения в медицине. -
Препараты женских половых гормонов и их синтетические заменители. Классификация. Препараты эстрогенов: эстрадиол, этинилэстрадиол, механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Препараты гестагенов(прогестерон, левоноргестрел, медроксипрогестерон (депо-провера) и др.), фармакологические эффекты, показания к применению, осложнения. -
Гормональные контрацептивные средства. Классификация (дивина (медроксипрогестерон+эстрадиол), три-регол (левоноргестрел+этинилэстрадиол), ярина (дроспиренон+этинилэстрадиол). Механизмы контрацептивного действия. Сравнительная характеристика моно, двух - и трехфазных препаратов. Дифференцированное назначение (выбор препарата). Осложнения. Гестагенные препараты. -
Гормональные препараты, применяемые при климактерическом синдроме (климонорм). Цель и особенности назначения. Механизм действия. Возможные осложнения терапии. -
Антиэстрогенные препараты: кломифен, тамоксифен. Механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению. -
ЛС, влияющие на мускулатуру матки (токолитики, токомиметики). Классификация. Особенности назначения. Механизмы действия. Возможные осложнения и противопоказания. -
Препараты мужских половых гормонов и их синтетические заменители. Классификация. Особенности назначения. Осложнения терапии. Препараты: (тестостерона пропионат, андриол, тестенат, омнадрен), механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. -
Антиандрогенные средства (ципротерон), показания к применению. -
Анаболические средства. Классификация. Сравнительная фармакологическая характеристика стероидных и нестероидных анаболиков. Показания к назначению. Осложнения терапии, противопоказания. Анаболические стероиды: метандиенон, нандролон (ретаболил), фармакологические эффекты, показания к применению, осложнения.
Ин
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Задание № 1
Женщине, 48 лет, больной гломерулонефритом, назначены глюкокортикоиды.
Вопросы:
-
Укажите механизм действия глюкокортикоидов и обоснуйте их назначение при гломерулонефрите. -
Какие ЛС следует назначить при артериальной гипертензии? (Обоснуйте ответ). -
Укажите, как целесообразно принимать системные препараты глюкокортикоидов с учетом хронобиологических ритмов выработки глюкокортикоидов. -
Укажите возможные побочные эффекты глюкокортикоидов, методы их профилактики и коррекции. -
Выпишите рецепт на глюкокортикоид для лечения гломерулонефрита.
Ответ:
Задание № 2
1. Дайте определение терминам:
Гормональные контрацептивные средства –
Комбинированные оральные контрацептивы -
Мини - пили –
-
Заполнить таблицу (из списка препаратов, указанных ниже):
Группы контрацептивов | Препарат, его состав |
Трехфазные | |
Монофазные высокодозированные | |
Монофазные низкодозированные | |
Монофазные микродозированные | |
Посткоитальные | |
Пролонгированные | |
Препараты:
3. Укажите контрацептивы, которые могут использоваться в период лактации (ответ обоснуйте).
Ответ:
Задание № 3
В аптеку поступили следующие лекарственные препараты:
Андриол (МНН: Тестостерона пропионат);
Ретаболил (МНН: Нандролона деканоат);
Андрокур (МНН: Ципротерон).
Задание:
-
Определите фармакологическую принадлежность и формы выпуска этих препаратов. -
Укажите другие лекарственные средства из этих фармакологических групп -
Укажите механизмы андрогенного, анаболического и антиандрогенного действия. -
Укажите показаниях к применению этих препаратов. -
Проинструктируйте пациентов о побочных эффектах этих препаратов и возможных ограничениях по их использованию. -
Выпишите рецепт на один из указанных препаратов.
Ответ:
Задание № 4
-
Определите ЛС:
А. Естественный фолликулярный гормон, обладающий выраженной эстрогенной активностью. Применяется при первичной и вторичной аменорее, бесплодии, климактерических расстройствах, входит в состав таблеток «климактерин».
Б. Синтетический препарат, аналог желтого тела, способствует переходу слизистой оболочки из фазы пролиферации в секреторную фазу, а после оплодотворения яйцеклетки способствует переходу в состояние необходимое для ее развития. Вводится подкожно и внутримышечно в виде масляного раствора.
-
Для каждого лекарственного средства:
Обоснуйте показания к его назначению.
В каких лекарственных формах выпускается?
Какие осложнения могут наблюдаться при его введении?
Укажите препараты близкого фармакологического действия.
Ответ:
Задание № 5
Таблица – Деление гормональных контрацептивов в зависимости от способа применения
Виды гормональных контрацептивов | Пример контрацептивна, его состав | Способ применения | Особен-ность применения, (кратность ведения, перерыв между введением) |
Оральные контрацептивы | | | |
Инъекционные контрацептивы | | | |
Наружные контрацептивы:
| | | |
Имплантационные контрацептивны | | | |
Дайте определение терминам:
-
«контрацептивы прогестагенового ряда»; -
«эстраген-гестагенные контрацептивы»; -
«микродозированные оральные контрацептивы»; -
«низкодозированные оральные контрацептивы»; -
индекс Перля; -
скорость восстановления фертильности.
Ответ:
Задание № 6
Вставьте пропущенные слова:
1. Женщинам старше 35 лет, особенно курящим, рекомендовано принимать препараты (гормональные контрацептивы), содержащие только …………., так как ………………и их аналоги в этом возрасте могут спровоцировать сердечно-сосудистые заболевания и вызвать склонность к тромбозам.
2. Молодым девушкам рекомендуется принимать низкодозированные комбинированные препараты, такие, как…………………………………………………………………………………
3. При избытке эстрогена возникают следующие побочные эффекты……………………………………………………………………………………….
4. При избытке гестагена возникают следующие побочные эффекты……………………………………………………………………………………….
5. Абсолютные противопоказания к применению оральных контрацептивов………………………………………………………………………………………
6. Формы выпуска гормональных контрацептивов…………………………………
7. Гормональне контрацептивов классифицируют по следующим признакам……………………………………………………………………………………….
Ответ:
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (тесты, ситуационные задачи, варианты заданий для письменной контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
-
Фармакология: учебник/ под ред. проф. Р.Н. Аляутидина. – 4 – е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 559-593. -
Харкевич, Д. А. Фармакология: учебник/ Д.А. Харкевич. – 10-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР–Медиа, 2008. – С. 435 – 463.
б) дополнительная:
1. Электронная база данных «Консультант студента».
Учебники:
1.1.Фармакология: руководство к лабораторным занятиям: учебное пособие/ Р.Н. Аляутдин [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – С. 274 – 282.
1.2.Фармакология: руководство к лабораторным занятиям/ Д.А. Харкевич [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 488 с.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. – 16-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: Издатель Умеренков, 2010. – 1216 с.
-
Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2011.
Электронные базы данных:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
-http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 32
Тема: «Лекарственные средства, влияющие на иммунитет. Противоаллергические лекарственные средства»
Актуальность темы:
Состояние здоровья современного человека с иммунобиологических позиций характеризуется двумя особенностями: снижением иммунологической реактивности населения в целом и, как следствие, повышением острой и хронической инфекционной, аутоиммунной, онкологической, аллергической и иной заболеваемости. Результатом этого является необычайно большой интерес к проблеме аллергологии и иммунологии.
Противоаллергические средства очень широко применяются в практической медицине. Это объясняется ростом числа аллергических заболеваний, необходимостью предупреждения осложнений аллергического генеза при использовании антибиотиков и др. лекарственных средств. Антигистаминные препараты обязательны при премедикации больных, комплексной терапии коллагенозов, отеке легких, инфаркте миокарда и др. заболеваниях. Препараты, оказывающие воздействие на иммунную систему и обладающие противоаллергическим действием, широко применяться в клинической практике при самых разнообразных заболеваниях, часто весьма квалифицированно и обоснованно, но иногда без достаточных оснований, поэтому будущий провизор должен хорошо ориентироваться в противоаллергических ЛС, а также в средствах, влияющих на иммунный статус организма.
Цель занятия:
На основе знаний по патофизиологии сформировать у студентов умение обоснованного рационального применения противоаллергических препаратов и ЛС, влияющих на иммунный статус организма, а также выработать у студентов навыки по коррекции рецептов.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- средства и принципы неспецифической гипосенсибилизации;
- локализацию Н-гистаминорецепторов в организме и эффекты их возбуждения;
- классификацию, показания, противопоказания и побочные эффекты противоаллергических ЛС;
- понятие об иммунокорректорах, их классификацию, а так же показания к назначению, осложнения при их применении и противопоказания.
Уметь:
- выбрать наиболее эффективный препарат в зависимости от его фармако-логических свойств;
- провести коррекцию врачебного рецепта;
- осуществить равноценную замену препарата в случае отсутствия его в аптеке;
- с учетом фармакокинетических и фармакодинамических свойств препарата объяснить правила его приема.
Владеть:
- навыками подбора аналогичного препарата;