ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2757
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь введения в зависимости от конкретной ситуации.
План изучения темы:
-
Лекция по теме «Лекарственные средства, влияющие на иммунитет. Противоаллергические лекарственные средства» -
Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа); -
Лабораторное занятие по теме.
План лабораторного занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
| 5 мин |
- компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
| 5 мин |
| 60 мин |
Проверка домашнего задания и конспекта лекций | 15 мин |
| 20 мин |
| 5 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин). -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин) и экспресс - опрос всех студентов по основным вопросам темы (15 мин). -
Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин). -
Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы с использованием наглядных пособий (60 мин). -
Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин). -
Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологической характеристики ЛС). Проверка контрольной работы (20 мин). -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов, проверке внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Выставление оценок. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Что такое иммунитет?
2. Назовите виды иммунитета?
-
Что такое антиген? -
Назовите экзогенные антигены? -
Назовите эндогенные антигены? -
На какие группы клеток делятся Т-лимфоциты? -
Где вырабатываются Т-лимфоциты? -
Где содержатся В-лимфоциты? -
Какие основные нарушения функций иммунной системы Вы знаете? -
Как называется пересадка органов, тканей? -
Как называется извращенная гипериммунная реакция организма на повторное введение антигена (аллергена), протекающая с повреждением собственных тканей? -
Сколько стадий аллергических реакций Вы знаете? -
Перечислите стадии аллергической реакции? -
Назовите основные медиаторы аллергии? -
Назовите два типа аллергических реакций? -
К какому типу аллергии относятся: анафилактический шок, отек Квинке? -
К какому типу аллергии относятся: ревматизм, гломерулонефрит? -
Назовите иммунодефицитные состояния? -
Как называется аллергическое заболевание, вызываемое пыльцой растений? -
Какое второе название поллиноза Вы знаете? -
Какие виды терапии используют для лечения аллергических реакций? -
Что такое гипосенсибилизация? -
Назовите 2 типа гипосенсибилизации? -
Какие антигистаминные препараты не угнетают ЦНС? Или угнетают
незначительно?
25. Как влияет гистамин на тонус бронхов?
26. Как влияет гистамин на секреторную функцию желудка?
-
Назовите синоним кетотифена? -
Назовите препараты вилочковой железы? -
Назовите синоним дипразина? -
Назовите дополнительные эффекты димедрола? -
Назовите синоним ципрогептадина? -
Как влияют на иммунитет глюкокортикоиды?
Основные вопросы темы:
-
Противоаллергические средства. Определение. Классификация. Общая фармакологическая характеристика. Понятие об аллергии. Блокаторы гистаминовых H1-рецепторов: классификация по поколениям, общая фармакологическая характеристика. Фармакодинамические и фармакокинетические отличия Н1-гистаминоблокаторов разных поколений. Выбор антигистаминного средства. Дифенгидрамин (димедрол), клемастин (тавегил), прометазин (пипольфен), лоратадин (кларитин, кларидол), дезлоратадин (эриус), фексофенадин (телфаст) Классификационная принадлежность, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты.
-
Блокаторы H1-гистаминовых рецепторов с антисеротониновой активностью: ципрогептадин (перитол). Фармакологическая характеристика. Стабилизаторы мембран тучных клеток: кромолин - натрий, недокромил - натрий. Механизм действия, особенности применения, показания и побочные эффекты. -
Спазмолитики миотропного действия (эуфиллин, теофиллин), М- олинолитики (ипратропия бромид, метацин, тровентол), ингибиторы калликреин-кининовой системы (стугерон (циннаризин), пармидин (продектин)), блокаторы лейкотриеновых рецепторов (зафирлукаст, монтелукаст) как противоаллергические ЛС. -
Глюкокортикоиды: беклометазона дипропионат (Бекотид), триамцинолон флунизолид, преднизолон. Механизм противоаллергического действия, применение при реакциях аллергической гиперчувствительности, побочные эффекты. -
Цель применения эпинефрина, аминофиллина, преднизолона при анафилактическом шоке. -
Средства, способствующие связыванию свободного гистамина: гиста-
глобулин.
-
ЛC, влияющие на иммунитет. Определение, классификация. Общая фармакологическая характеристика. -
Иммунодепрессанты. Общая фармакологическая характеристика. Осложнения иммунодепрессивной терапии. -
Иммуностимуляторы: классификация, общая фармакологическая характеристика. Области применения иммуностимуляторов. Понятие об иммуностимулирующем и иммуномодулирующем иммунитете. Препараты тимуса. Источники получения. Основные представители. Особенности применения, возможные осложнения. -
Препараты разных химических групп: полиоксидоний, имунофан, пирогенал, левамизол, миелопид как иммуностимулирующие средства. -
Препараты цитокинов: (интерфероны, интерфероногены: интерлейкины, индукторы специфической иммунной памяти). Сравнительная характеристика. -
Иммуностимуляторы на основе гидролизатов бактерий (ИРС-19, имудон и др.), препараты растительного происхождения (иммунал). -
Средства, формирующие активный иммунитет (вакцины, анатоксины). Механизм иммунологического действия. Показания к применению. Возможные осложнения и их профилактика. -
Средства, формирующие пассивный иммунитет (сыворотки, иммуноглобулины). Механизм иммунологического действия. Показания к применению. -
Бактериофаги. Механизм действия. Показания к применению Возможные осложнения. Бактериофаг стрептококковый жидкий, бактериофаг коли, бактериофаг дизентерийный поливалентный. Показания.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания
(ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Задача № 1
В аптеку обратился больной 48 лет с просьбой оказать консультативную помощь.
Посетитель: По назначению врача я принимаю кларитин. Ранее я использовал супрастин. Чем отличаются эти препараты друг от друга?
Провизор:
Посетитель: Супрастин я принимал 3 раза в день, но кларитин врач мне назначил 1 раз в сутки. Врач ошибся?
Провизор:
Посетитель: Возможно ли использовать данный препарат для профилактики аллергии у членов моей семьи?
Провизор:
Посетитель: Имеются ли в продаже другие препараты - аналоги кларитина, которыми я бы смог его заменить?
Провизор:
Посетитель: Вырабатывается ли привыкание к кларитину при длительном применении?
Провизор:
Посетитель: Возможно ли аллергическая реакция на кларитин? Провизор:
Задача № 2
После прочтения лекции провизором-информатором на тему «Препараты эхинацеи пурпурной» слушателями был задан ряд вопросов:
-
Чем можно объяснить, что препараты эхинацеи, выпускаемые разными производителями, используются в различных дозах? -
Перечислите препараты эхинацеи пурпурной. -
Укажите механизм действия препаратов эхинацеи на иммунитет. -
Мною использовались препараты эхинацеи в виде раствора, однако он при хранении становился мутным и появлялся осадок. Можно принимать данный раствор? -
Можно использовать препараты эхинацеи для профилактики герпетической инфекции? -
Возможно ли использование иммунала в педиатрической практике? -
В чем состоит преимущества препаратов растительного происхождения перед иммунотропными средствами синтетического происхождения?
Задача № 3
Для аптеки, необходимо составить заявку лекарственных средств для профилактики и лечения ОРВИ:
-
Укажите ЛС, которые следует приобрести:
- для профилактики ОРВИ:
- для лечения ОРВИ.
-
Укажите механизм действия препаратов группы интерферонов. -
Объясните особенности применения препарата «гриппферон».
Задача № 4
На квалификационном экзамене провизору было задано ряд вопросов.
-
Укажите основные ЛС и пути их введения для профилактики гриппа. -
Укажите механизм действия вакцинации для профилактики гриппа. -
В состав каких отечественных вакцин от гриппа входит полиоксидоний? -
Укажите факторы, влияющие на эффективность профилактики гриппа. -
Как длительно проводится профилактика гриппа? -
Укажите целесообразность использования препаратов интерферонов для профилактики гриппа (ответ обоснуйте). -
Укажите целесообразность использования препарата ИРС -19 для профилактики гриппа (ответ обоснуйте).
8. Укажите фармакологические группы ЛC (приведите примеры препаратов), которые снижают иммунореактивность организма.
Задача № 5
В аптеку поступили следующие JIC:
эриус
тавегил
супрастин
лоратадин
клемастин
кларитин
ирс-19
иммунал
димедрол
дезлоратадин
гриппферон
виферонал
лергодил
-
Определите фармакологическую принадлежность, МНН, формы выпуска и пути введения этих препаратов. -
Укажите механизм противоаллергического действия эриуса. -
Укажите типичные побочные эффекты для антигистаминных средств 1-го поколения (ответ обоснуйте). -
Имеются ли отличия в фармакологическом действии дезлоратадина и лоратодина (ответ обоснуйте)?
Задача № 6
Вам, провизору-информатору, необходимо составить развернутый план для выступления перед коллегами на тему «Современные интерфероны». После выступления слушателями были заданы следующие вопросы:
-
Назовите источники получения препаратов интерферонов (приведите примеры). -
Укажите вид фармакотерапии при лечении интерферонами. -
По какому признаку или признакам классифицируют интерфероны? -
Имеются ли отличия в фармакологическом действии интерферонов в зависимости от их происхождения? (ответ обосновать). -
Укажите области применения в медицине препаратов интерферонов. -
Какие осложнения могут наблюдаться при применении препаратов интерферонов? -
Чем можно объяснить, что ряд препаратов интерферонов вводят только подкожно или внутримышечно? -
Укажите препараты интерферонов для местного применения? -
Укажите механизм действия интерфероногенов. -
Укажите интерфероногены.
Задача № 7
Сделайте заключение о целесообразности лекарственного воздействия при различных формах аллергии.