ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2788
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Довольно часто больные с этими проблемами обращаются непосредственно в аптеку, где имеется большой ассортимент средств для коррекции симптомов и лечения патологии органов системы пищеварения. Это требует от провизора четкой ориентации в номенклатуре ЛС, понимания механизмов действия, особенностей рационального применения и возможного отрицательного влияния препаратов на организм больного, так как многие лекарственные средства, влияющие на функции органов системы пищеварения, отпускаются без рецептов.
Цель занятия:
Проверить знания и умения студентов классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаме-
няемости препаратов из одной группы, а также умение оценить взаимодействие средств и обосновать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при заболеваниях органов системы пищеварения.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию и особенности использования ЛС, применяемых при заболеваниях органов системы пищеварения;
- механизмы действия, эффекты ЛС, применяемых при нарушениях функций системы пищеварения;
- сравнительную характеристику ЛС по скорости и силе действия;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению средств, используемых при заболеваниях органов системы пищеварения.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение ЛС, используемых при нарушениях функций системы пищеварения;
- проводить необходимую коррекцию в назначении средств, влияющих на функции органов системы пищеварения;
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы средств, применяемых при нарушениях функций системы пищеварения.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умением замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План подготовки к итоговому занятию:
1. Повторение материала по темам «Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. Средства, влияющие на кислотность желудка. Гастропротекторы. Ферментные и антиферментные средства. Гепатотропные лекарственные средства. Слабительные лекарственные средства. Антидиарейные средства. Лекарственные средства, восстанавливающие нормальную микрофлору кишечника», используя лекционный материал, учебник, справочную литературу, электронные ресурсы.
2. Повторение фармакологической характеристики ЛС, описанных в тетради при подготовке к занятиям №№ 5-7.
План изучения темы:
1. Лекции по темам: «Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные средства. Средства, влияющие на кислотность желудка. Гастропротекторы. Ферментные и антиферментные средства. Гепатотропные лекарственные средства. Слабительные лекарственные средства. Антидиарейные средства. Лекарственные средства, восстанавливающие нормальную микрофлору кишечника».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Тестирование |
|
3. Анализ результатов тестирования | 10 мин |
4. Письменная контрольная работа по ЛС | 15 мин |
5. Собеседование по основным вопросам занятия | 35 мин |
6. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию.
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование всех студентов, раздает индивидуальные задания по написанию рецептов и фармакологической характеристике ЛС.
3. Анализ результатов контроля исходного уровня знаний.
4. Собеседование по теоретическим вопросам темы.
5. Подведение итогов занятия. Заполнение балльно-рейтингового и кафедрального журналов. Домашнее задание к следующему занятию.
КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
- Компьютерное тестирование
- Итоговая контрольная работа
Выписать рецепт и дать фармакологическую характеристику ЛС:
1.Ранитидин
2.Пирензепин
3.Абомин
4.Фамотидин
5.Фосфалюгель
6.Фестал
7.Ацидин-пепсин
8.Омепразол
9.Викалин
10.Окись магния
11.Де-нол
12.Панкреатин
13.Даларгин
14.Сукралфат
15.Платифиллин
16.Трописетрон
17.Альмагель
18.Мезим-форте
19.Метоклопрамид
20.Ондансетрон
21.Домперидон
22.Маалокс
23.Апоморфин
24.Креон
25.Аллохол
26.Дротаверин
27.Адеметионин
28.Силибор
29.Фламин
30.Холосас
31.Эссенциале-форте
32.Магния сульфат
33.Апротинин
34.Гимекромон
35.Урсофалк
36.Холензим
37.Карсил
38.Сорбит
39.Тиоктацид
40.Лактулоза
41.Сенаде
42.Гутталакс
43.Хилак – форте
44.Ацилакт
45.Энтерол
46.Гастрофарм
47.Лоперамид
48.Бисакодил
49.Бактисубтил
50.Симетикон
51.Макроголь
52.Лактофильтрум
53.Уголь активированный
54.Смектит диоктаэдрический
55.Бифидумбактерин
56.Полифепан.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ:
1. Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения.
2. Виды расстройств функций органов пищеварения.
3. Понятия об основных заболеваниях системы пищеварения. Основные симптомы, характеризующие патологические расстройства функций системы пищеварения: боль, рвота, тошнота, изжога, анорексия, булимия, метеоризм, диарея, запор, дисбактериоз и др.
4. Средства, влияющие на аппетит. Классификация и номенклатура:
а) повышающие аппетит (карминативные): горечи, содержащие эфирные масла;
б) снижающие аппетит (анорексигенные).
Характеристика препаратов, механизмы действия, индивидуальные особенности, показания, противопоказания, осложнения и побочное действие.
5. Рвотные средства. Определение. Классификация и номенклатура.
Механизмы действия, показания и противопоказания к применению, осложнения, побочные эффекты.
6. Противорвотные средства. Определение. Классификация и номенклатура. Механизмы действия. Характеристика и особенности действия, показания к применению, побочные эффекты.
7. Понятие о прокинетиках. Препараты. Показания.
8. Средства, влияющие на кислотность желудка.
Классификация и номенклатура ЛС.
А) Повышающие кислотность желудка: диагностические средства, стимуляторы желудочной секреции, средства заместительной терапии.
Механизмы действия. Сравнительная характеристика ЛС. Рациональная фармакотерапия. Особенности действия. Показания, противопоказания, побочные эффекты.
Б) Понижающие кислотность желудка:
а) антисекреторные средства: М-холиноблокаторы, блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов, ингибиторы протонового насоса.
Механизмы действия. Сравнительная характеристика ЛС. Особенности действия. Показания, противопоказания, побочные эффекты.
б) связывающие свободную кислоту в желудке (антацидные средства).
Определение. Механизмы, эффекты. Характеристика и особенности ЛС. Рациональная фармакотерапия при различных заболеваниях органов системы пищеварения. Показания, противопоказания, побочные эффекты.
9. Гастропротекторы. Классификация и номенклатура. Механизмы действия, характеристика препаратов. Показания к применению.
10. Средства, применяемые для эрадикации Helicobacter pyloridis
(антигеликобактерные средства).
Сочетанное применение антигеликобактерных средств с ингибиторами протоновой помпы, антацидами, блокаторами Н2-рецепторов гистамина в виде тройной или квадротерапии.
11. Понятие о гепатотропных средствах. Классификация.
12. Желчегонные средства.
Классификация и номенклатура: холеретики, холекинетики. Определение. Сравнительная фармакологическая характеристика, механизмы действия, источники получения. Показания к применению, возможные осложнения, противопоказания, побочные эффекты.
13.Гепатопротекторные средства.Определение. Классификация и номенклатура: антиоксиданты, репаранты мембран гепатоцитов, стимуляторы регенерации паренхимы печени. Фармакологическая характеристика, показания к применению, побочные эффекты.
14.Холелитолитические средства.Определение. Препараты. Характеристика, показания, особенности применения.
15. Средства, влияющие на внешнесекреторную функцию поджелудочной железы. Определение. Классификация и номенклатура: ферментные препараты, ингибиторы протеолитических ферментов.
Механизмы действия лекарственных средств, характеристика, показания к применению, противопоказания, побочные эффекты.
16. Слабительные средства. Определение. Классификация и номенклатура. Характеристика по механизму действия, локализации действия, силе действия. Показания к применению, противопоказания, побочные эффекты.
17. Антидиарейные средства. Определение. Классификация и номенклатура: обстипационные, вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, антибактериальные, ферментные препараты, эубиотические средства.
Механизмы действия лекарственных средств, характеристика, показания к применению, противопоказания, побочные эффекты.
18. ЛС, восстанавливающие нормальную микрофлору кишечника. Определение. Классификация и номенклатура: пробиотики, пребиотики, синбиотики. Роль эубиотиков в организме. Факторы, приводящие к развитию дисбактериоза. Особенности фармакотерапии эубиотическими средствами. Характеристика ЛС, показания к применению.
19. Уменьшающие газообразование в кишечнике. Определение. Номенклатура пеногасителей. Механизмы действия и характеристика лекарственных средств. Показания к применению.
Письменная работа по теме:
- Указать фармакологическую группу препарата;
- Механизм действия;
- Показания к применению