Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 895
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
Метод «живых звуков» И.Н. Шапошникова исходил из того ут- верждения, что «отдельных звуков не существует, слог неразложим, звуки в словах совершенно непохожи один на другой – это совершенно различные звуки». Поэтому он отрицал работу с отдельными звуками и их слияние; он вернулся к «письму-чтению». Дети сами составляли свой рукописный букварь, состоящий из собственных впечатлений, мыслей,
переживаний. Хотя метод Шапошникова был ориентирован на творчес- тво детей, на высокую познавательную активность, он не получил ши- рокого распространения, так как большинство учителей не умели рабо- тать, не опираясь на печатный букварь, на его страницу, на конкретные материалы и упражнения.
Метод целых слов привлекал специалистов тем, что позволял, во- первых, сразу начинать чтение с осмысленных и ценных в воспитатель- ном отношении текстов, избегая длительного периода чтения прими- тивных, малоинтересных, бедных по содержанию текстов; во-вторых, снимались трудности звукового метода, связанные со звукослиянием. Согласно методу целых слов, единицей чтения с самого начала становит- ся слово, его графическое изображение воспринимается как идеограмма и лишь впоследствии расчленяется на составляющие элементы – буквы. Дети за первые 2–3 месяца занятий запоминали зрительно
, почти без анализа звукового и буквенного состава, до 150 слов. Они воспроизво- дили их графически, т. е. перерисовывали, читали по общему виду, уга- дывали по картинкам. Затем начинался буквенный анализ выученных слов: набранное из букв разрезной азбуки слово «раздвигалось», и дети усваивали буквы. Огромным недостатком метода целых слов было и то, что его нельзя было отнести к числу развивающих мышление учащихся методов. Этот метод опирался на зрительную, механическую память и в этом смысле был сродни буквослагательному методу.
Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте был создан в 60-е гг. прошлого столетия. Этот метод (по сравнению с ра- нее существовавшими: буквослагательным, слоговым, целых слов и др.) наиболее полно и последовательно отражает фонетический и фонема- тический характер русского письма. Ориентированный на развитие фо- нематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза, данный метод целенаправленно готовит детей к овладению навыками чтения и письма, способствует развитию мышления и речи.
-
Проанализируйте достоинства и недостатки каждого методаобученияграмоте. -
Исходяизполученныхвыводов,заполнитетаблицу:
Метод | Достоинства | Недостатки |
Буквослагательный | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
-
Дайтеопределениепонятию«слог-слияние»,какуюрольонигра-етвпроцессе обучениячтению? -
Проанализируйтесхемыслогов-слияний,представленныевучеб-никах,опишите,как работатьсними на уроке.
- 1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 52
Компоненты навыка чтения
Навык чтения – это комплекс умений и навыков: умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ори- ентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чте- ния. Навык чтения может быть представлен схемой:
В целом навык чтения складывается из двух сторон – смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и техниче- ской, подчиненной первой и обслуживающей ее.
Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:
-
значений слов, употребленных в прямом и переносном смысле; -
содержания каждого предложения; -
содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав); -
основного смысла всего содержания текста.
При оценке глубины и уровня осознанности прочитанного текста
учитель проверяет понимание содержания текста (обстановка, действу- ющие лица, диалог, значения слов и т. д.) и идейного смысла произведе- ния (что хотел сказать автор).
Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя все
другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, выра- зительность, скорость (темп) чтения. Каждый из компонентов, образую- щих в целом технику чтения, имеет свои особенности.
Способ чтения – важный компонент техники чтения, который вли- яет на другие ее стороны.
-
Побуквенное -
Отрывистое слоговое -
Плавное слоговое -
Плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов -
�тение целыми словами и группами слов
Таким образом, выделяют пять основных способов чтения. Первые два способа (см. схему) относятся к непродуктивным. Необходимо отра- батывать продуктивные способы чтения.
Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от спосо- ба чтения и понимания.
Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения (по В.Г. Горецкому).
Полугодие Класс | I полугодие | II полугодие |
1 класс | | 25–30 слов в мин. |
2 класс | 30–40 слов в мин. | 40–50 слов в мин. |
3 класс | 50–60 слов в мин. | 65–75 слов в мин. |
4 класс | 75–85 слов в мин. | 85–95 слов в мин. |