ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1273
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Задание 4. Выпишите из предложения все имеющиеся прича- стия.
Давно не крашенные деревянные беседки увиты плю- щом и наполнены манящей прохладой.
Задание 5. В каком ряду все слова пишутся с нн?
а) испечё..ый каравай; свежевыпече..ый хлеб; запе- чё..ая с яблоками; печё..ое яблоко
б) откопа..ый археологами; наезже..ая дорога; безжиз- не..ое пространство; трасса уката..а
в) выровне..ый по линейке; ране..ый в ногу боец; ра..ее утро; утре..яя свежесть
г) обласка..ый жизнью; перчё..ый салат; сильно пер- чё..ые пельмени; заметё..ый снегом
Задание 6. В каком словосочетании не с причастием пишется раздельно?
а) (не)придуманный сюжет
б) (не)изгладимое впечатление в) (не)дремлющее око
г) (не)стоявший в очереди покупатель д) яростно (не)навидящий ложь
Вариант 2.
Задание 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки пре- пинания.
6 Устойчивость з..мной оси ок..залась завис..мой не толь- ко от Луны. Юпитер облада..щий мощ..ной грав..тацией уравновешива..т вообще все пл..неты Солнечной системы. По- этому уникальной функц..ей Луны явля..тся (не) стабилизиру..- щая а пита..щая. Пр..ливы и отливы вызва(н,нн)ые Луной усиливают дв..жение жи(д,т)кости в пр..брежных водах отчего те насыщаются п..тательными в..ществами. (По материалам журнала «Национальная география»)
Задание 2. Укажите ряд, в котором все слова являются прича- стиями настоящего времени.
а) быстро идущий; радостно звенящий; бесконечно улучшаемый; улучшенная планировка
б) убывающая луна; незабываемый праздник; проис- шествие незабываемо; забываем друзей
в) соответствующий требованиям; не зависящий от об- стоятельств; зависимый от родителей; он совсем не зависим г) знающий преподаватель; не сгибаемый судьбой; от-
ряд непобедим; с кем-то затаившим зло
Задание 3. Укажите ряд, в котором все слова являются прича- стиями прошедшего времени.
а) украшенная ёлка; разряженная дама; озорные ря- женые; заряженное ружьё.
б) закованный в кандалы; старательно окованный; ко- ваный сундук; отловленный зверь
в) подкрашенный потолок; заявленный в программе; тративший время; распоротый плащ
г) испуганный мышонок; посеребрённый инеем; засте- клённый балкон; оловянная кружка
Задание 4. Выпишите из предложения все имеющиеся прича- стия.
Эстрада для оркестра с плохо настланным полом до- верху заколочена едва держащейся старой фанерой.
Задание 5. В каком ряду все слова пишутся с нн?
а) тщательно убра..ая комната; кругом не прибра..о; лишё..ый внимания; непричёса..ые волосы
б) перекруче..ая нить; безветре..ая погода; подвет- ре..ая сторона; ране..ый защитник
в) дело сдела..о; сдела..ое от души; открове..ый разго- вор; спрята..ый предмет
г) уготова..ая судьба; линова..ая тетрадь; тщательно разлинова..ый; деревя..ая ложка
Задание 6. В каком словосочетании не с причастием пишется раздельно?
а) (не)выученный урок
б) (не)доумевающий взгляд
в) (не)распустившийся куст сирени г) (не)познанный мир
д) вовсе (не)молотый кофе
Урок 50. Контрольный диктант
На охоте
6 Был прекрасный июльский день. Утренняя заря разлива- лась кротким румянцем. Солнце, ещё не раскалённое дневным свечением, всплывало над длинной тучкой. Тучка блистала по- добно блеску кованого серебра. В такие дни около полудня появляются высокие облака, почти не трогающиеся с места. Ближе к небосклону они сдвигаются, и между ними пробива- ются неожиданные солнечные лучи.
За день я настрелял много дичи. Наполненный рюкзак ре- зал мне плечо. В воздухе, не озарённом более солнечными лучами, начали густеть холодные тени. Я добрался до леса, но и там дороги не было. Нескошенные низкие кусты расстила- лись передо мной, а за ними виднелось пустынное поле. Я шёл и с трудом переставлял ноги, не слушавшиеся меня.
Оставалось только заночевать под открытым небом, но вдруг всё прояснилось. Эта местность была известна у нас под названием Бежин луг. (По И. Тургеневу) (124 сл.)
Деепричастие
Результаты обучения. Личностные. Понимание зна- чения русского языка в процессе получения школьного образования. Осознание русского языка как явления на- циональной культуры. Расширение словарного запаса уча- щихся. Метапредметные. Способность извлекать и ус- ваивать информацию из учебника и других источников. Умение воспроизводить прослушанный и прочитанный текст. Умение выступать перед аудиторией сверстников. Способность осуществлять речевой контроль в процессе учебной деятельности. Участие в речевом общении на учебные темы. Предметные. Опознавание и анализ дее- причастий в тексте. Употребление деепричастий и деепри- частных оборотов в речи. Проведение различных видов анализа слова (морфемного, морфологического). Выполне- ние синтаксического анализа предложения.
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Ц е л и: дать представление о деепричастии как части речи; показать общее между деепричастием и глаголом
, деепричастием и наречием; учить отличать деепричастие от других частей речи.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Извлечение информации. Анализ объектов. Коммуникативные УУД. Участие в коллектив- ном обсуждении.
Ход урока
-
Освоение нового материала. Школьники знакомятся с материалом § 28, отвечают на предложенные в учебнике вопросы. Учителю рекомендуется дополнить материал этого параграфа, назвав специальные вопросы, которые задаются к деепричастию, — что дела я? что сдела в? -
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа с учебником. Упр. 181. Устный разбор с по- следующей записью и объяснением орфограмм. Упр. 182. Устно. -
Нахождение грамматических ошибок. Ученики по- лучают задание найти в тексте ошибки. Форма работы — фронтальная. Попутно происходит запись исправленных вариантов. Учитель подчёркивает, что действие, выражен- ное деепричастием, относится к подлежащему.
-
Написав объявление о пропаже щенка, у меня раз- болелась голова. Отдохнув у бабушки, мне очень захо- телось встретиться со своими школьными друзьями. Пробежав два километра, у меня сердце готово было выпрыгнуть из груди. Переехав границу, у нас с родите- лями начались бесконечные приключения.Прочитавкнигу о Валерии Чкалове, у брата возникло стойкое же- лание статьлётчиком.
-
Тестовые задани я.
-
Укажите, признаки каких частей речи совмещает дееприча- стие.
а) глагола и прилагательного б) глагола и причастия
в) глагола и местоимения г) глагола и наречия
-
Отметьте неверное утверждение.
а) Деепричастия не спрягаются.
б) Деепричастия бывают совершенного и несовершен- ного вида.
в) Деепричастия изменяются по временам.
г) Деепричастия всегда относятся к глаголам.
-
Укажите, каким членом предложения чаще всего бывают дее- причастия.
а) сказуемым б) определением
в) дополнением г) обстоятельством
-
Укажите предложения с деепричастиями совершенного вида.
а) Священную память храня обо всём, мы помним хол- мы и просёлки родные.
б) Если Волга разольётся, трудно Волгу переплыть.
в) Луч солнечный, проскользнув под штору, до подуш- ки дотянется, жёлто-рыжий.
г) Майскими холодными ночами, отгремев, закончи- лись бои.
д) И парус, как пёрышко воткнутый в волны, белеет.
-
Домашнее задание. § 28. Упр. 183.