ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1271
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Урок 13. Контрольный диктант
6 Каждый день мы открываем для себя новое. На наших глазах зелёная роща одевается в золото и багрянец, листья переливаются удивительными красками. «Ребята, журавли ле- тят!» — вскрикивает Артёмка.
Вот перед нами куст шиповника. От ягоды к ягоде тянутся серебряные паутинки с мельчайшими янтарными капельками утренней росы. Мы рассматриваем куст и почти не дышим. Капельки двигаются, будто сползают на середину, сливаются одна с другой. Почему же они не становятся большими и не падают на землю? Капельки росы испаряются, на глазах уменьшаются в объёме и исчезают. «Это солнышко пьёт ро- синки», — шепчет Лариса.
Вот так возле куста шиповника детям открылся изумитель- ный ручеёк живого слова. Ведь слово содержит в себе не только обозначение вещи. В нём звучит аромат цветов, запах земли, музыка родных полей, всё богатство человеческих чувств и переживаний. (124 сл.) (По В. Сухомлинскому)
Тексты и стили
Урок 14. Текст
Ц е л и: актуализировать знания учеников о тексте как лингвистическом явлении; вспомнить типы речи; учить выполнять целостный анализ текста.
Личностные УУД. Нравственное самоопределение лич- ности. Познавательные УУД. Выделение информации. Построение речевого высказывания. Осознанное отноше- ние к учебному материалу. Коммуникативные УУД. Уме- ние ясно и точно выражать свои мысли.
Ход урока
-
Мотивационное начало урока. Учитель сообщает, что умение анализировать текст, понимать его художе- ственный смысл и видеть языковые единицы, формирую- щие этот смысл, — необходимое условие для правильного восприятия текста и его интерпретации, для успешного написания сочинений и выполнения части заданий на ГИА и ЕГЭ. -
Повторение сведений о тексте. Учитель просит уча- щихся дать определение ряду терминов: текст, тема, основная мысль, композиция, микротема. Учащиеся так- же отвечают на вопросы о том, какие бывают единицы текста, средства связи, типы речи. -
Целостный анализ текста. Учащиеся читают текст и формулируют вопросы по прочитанному. Каждый во- прос озвучивается, и класс отвечает на него. Учитель за- даёт дополнительные вопросы из предлагаемого ниже спи- ска. Затем дети просматривают образец анализа и выпол- няют задание.
6 Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удиви- тельной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы,
и что мать-спартанка провожала сына на войну не со слезами, а с напутствием «со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. Умер — но молча!
Был грех: я даже врал сверстникам, что Леонидом меня назвали не просто так, а в честь славного царя, который с горсткой воинов остановил в Фермопильском ущелье много- тысячную армаду персов. Значительно позже я задал себе один очень трезвый вопрос: почему же история Спарты была такой бедной — войны да восстания рабов? Почему государ- ство, где основной доблестью* считалась стойкость, всё-таки не сумело выстоять? Почему спартанцы, которых готовили к борьбе, и только к борьбе, всё равно потерпели в этой борь- бе поражение?
Постепенно я понял: всё было закономерно. Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности. С бюрократиче- ской** планомерностью в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынуж- ден был бы противопоставить безукоризненной мужественно- сти окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосиль- ная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу***, линей- ке и перу. Тех, для кого выжить означало бы — изобрести.
Со скалы сбрасывали не только будущих учёных и поэтов, но и полководцев. Хилый Суворов и маленький Наполеон полетели бы в пропасть на общих основаниях. (По Л. Жуховицкому)
* Доблесть — отвага, мужество, геройство.
** Бюрократия (прил. к бюрократический) — система управ- ления в государственных структурах, при которой государ- ственная власть осуществляется через чиновников, защища- ющих собственные интересы, а не интересы народа.
*** Резец — инструмент с лезвием для резания чего-либо (на- пример, резец скульптора).
Образец целостного анализа текста
Тему
текста Леонида Ароновича Жуховицкого можно определить так: древняя Спарта и отношение автора к жителям этого государства. С точки зрения функциональ- но-смыслового типа текст представляет собой рассуждение с элементами повествования и описания. Автор размыш- ляет о причинах гибели страны, в которой процветал культ физической силы, выносливости, мужественности. Повествование ведётся от первого лица. По ходу рассуж- дения авторская оценка Спарты изменяется. За счёт этого происходит развитие темы.
Восхищение суровой романтикой — так можно озагла- вить первую часть. В ней описаны удивительные по своей беспощадности обычаи Спарты. В то же время автору глу-
боко симпатичны эти люди, их ценности и поступки. Пер- вую часть завершает короткое восклицательное предложе- ние. Оно передаёт высшую степень преклонения автора перед большими и маленькими спартанцами. Важные во- просы — вот микротема второй части. Слово почему по- вторяется в каждом вопросительном высказывании. Автор неравнодушен к проблеме и настойчиво приглашает читате- лей к размышлению над загадкой истории: почему погибла Спарта? О её крахе вследствие бездарности правления гово- рится в третьей части. Названы причины, по которым госу- дарство воинов и борцов оказалось нежизнеспособным.
Образ Спарты является в тексте ключевым. В основе его лежит приём контраста. Сначала Спарта обрисовыва- ется с помощью эпитетов суровая и гордая, удивитель- ная, славный (царь). Эмоционально окрашенные имена прилагательные создают впечатление торжественности и величия. Во второй и третьей частях в характеристике древнего государства на первый план выступают сочета- ния бедная история, бюрократическая планомерность, убивали гениев. Происходит смена оценок исторического явления. Спарта стремилась стать сильнейшим государ- ством и подчинила этой цели всю жизнь народа, но вме- сто этого погибла. Для автора это противоречие становит- ся очевидным. Не случайно многие предложения постро- ены на противопоставлении. Стойкость — не сумело выстоять; готовили к борьбе — потерпели поражение; слабосильные и нестандартные — мощь разума и сила духа
. Автор находит объяснение трагической судьбы во- инственного народа: Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности.
Таким образом, художественный смысл данного текста заключается в утверждении мысли о том, что настоящая сила кроется в сочетании мужества и сочувствия, добле- сти и уступки, типичного и удивительного. Попытка под- менить жизнь иллюзией безграничной силы оказалась безуспешной. И урок, который преподнесла человечеству история, — горький.
Вопросы:
-
Какова тема текста? За счёт чего происходит её раз- витие? -
К какому функционально-смысловому типу относит- ся текст? От чьего лица ведётся повествование? -
Какова композиция рассказа? Как можно опреде- лить микротемы? Как они взаимосвязаны? -
Каков ключевой образ? Почему он создан именно так? Как его оценивает повествователь? -
В чём художественный смысл текста?
Ученики получают задание выписать слова и сочета- ния аналитического характера, которые направляют ход мыслей и используются при разборе любого текста. (Вы- делены в образце.)
-
Домашнее задание. Упр. 47. Или сделать целост- ный анализ текста, предложенного учителем.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Ц е л и: познакомить учеников с понятием диалога, ви- дами диалогов; формировать пунктуационные навыки (оформление диалога и прямой речи); совершенствовать умение вести диалог.
Личностные УУД. Воспитание уважительного отноше- ния к окружающим. Познавательные УУД. Осмысление новизны прочитанного в системе накопленных личных знаний. Построение речевого высказывания. Коммуника- тивные УУД. Эффективное взаимодействие с учителем и сверстниками.
Ход урока
-
Мотивационное начало урока. Во вступительном слове учитель сообщает, что с помощью диалога люди вза- имодействуют друг с другом; каждый человек в течение дня много раз участвует в диалогах и становится их сви- детелем. В современной культуре слово диалог, как и его производные, является часто употребительным: «диалог культур», «диалоговое окно», «диалог со зрителями»,
«диалоги о животных» и пр. Учащиеся отвечают на во- прос:
-
Как вы думаете, почему в настоящее время слово диалог является столь востребованным? (Говорится о без- опасности при взаимодействии культур, о том, что пред- ставители разных национальностей должны уметь слы- шать друг друга в целях доброжелательного взаимодей- ствия; о том, что начало ХХI века — это время связи, коммуникаций, общения, причём в новых формах, как то: sms-общение, общение в соцсетях.)
-
Освоение темы урока. Ученики читают материал
§ 8—9. Отвечают на вопрос учителя:
-
Что нового вы узнали о диалоге как языковом яв- лении? (Узнали значение лингвистического термина, виды диалогов.)
-
Работа с учебником. Учащиеся уясняют, что диа- лог тоже является текстом, т. е. обладает тематической цельностью, логичностью, связностью, законченностью. Упр. 54. Письменное выполнение с предварительным об- суждением. Устные упражнения по выбору учителя. -
Домашнее задание. Упр. 60 (выбрать две ситуа- ции, к каждой ситуации составить диалог из 5—7 ре- плик).