Файл: Пятигорский медикофармацевтический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 2762

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Факторы, влияющие на всасывание и действие инсулина

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

10. Выписать 50 г мази «Бом-Бенге» («Bom-Benge»). Назначать для втирания в область суставов.

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

4 ЛЕКЦИЯ № 4Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие ЛС.Повторное применение ЛВ. Эффекты, наблюдаемые при повторном приеме ЛВ:Возможные эффекты лекарственных средств: ожидаемая фармакологическая реакция; гиперчувствительность; идиосинкразия; толерантность; тахифилаксия.«МИШЕНИ» ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Рецепторы Ионные каналы Ферменты Транспортные системы Гены ВИДЫ ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Резорбтивное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Местное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Основное действие Побочное действие Токсическое действие Обратимое действие Необратимое действие Избирательное действие Неизбирательное действие Центральное действие Периферическое действие ВИДЫ РЕЦЕПТОРОВI. Ионотропные рецепторы – рецепторы, сопряженные с ионными каналами: Н-холинорецепторы, ГАМКА-рецепторы, глутаматные рецепторы, глициновые, 5-НТ3-рецепторы.Эффект реализуется через изменение активности ионных каналов (Na+, K+, Cl-, Ca2+ и т.д.). II. Метаботропные рецепторы.1. Рецепторы, взаимодействующие с G-белками (80% всех рецепторов): адренорецепторы, М-холинорецепторы, опиоидные, 5-НТ2,4,5, дофаминовые, гистаминовые.Эффект реализуется через активацию G-белками аденилатциклазы, инозитолфосфатазной системы, ионных каналов.2. Рецепторы, сопряженные с ферментами: рецепторы ферменты (инсулиновые рецепторы, некоторых факторов роста, цитокинов и т.д.).Эффект реализуется, чаще всего, через активацию тирозинкиназы, которая фосфорилирует внутриклеточные белки и изменяет их активность. 3. Рецепторы, регулирующие транскрипцию ДНК (стероидные рецепторы, рецепторы витаминов А и D, рецепторы тиреоидных гормонов).Эффект реализуется через изменение синтеза функционально активных белков.Виды внутренней активности биологически активных веществ (как правило, обладающие аффинитетом к рецепторам): Агонисты: полные и частичные; конкурентные и неконкурентные; Антагонисты (или блокаторы): конкурентные; неконкурентные; Агонисты-антагонисты.ЭФФЕКТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОВТОРНОМ ПРИМЕНЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВI. Кумуляция: материальная; функциональная.II. Сенсибилизация.III. Привыкание (толерантность): прямое привыкание; перекрестное привыкание; тахифилаксия; митридатизм.IV. Лекарственная зависимость: опьянение (эйфория); психическая зависимость; физическая зависимость; абстинентный синдром.КОМБИНИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛВ.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.Синергизм: суммирование (аддитивное действие); потенцирование.Антагонизм: прямой функциональный антагонизм; косвенный функциональный антагонизм; физический; химический (антидотизм).ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ1. Фармацевтическое взаимодействие.2. Фармакологическое взаимодействие: фармакокинетическое; фармакодинамическое.Токсическое действие лекарственных средств: Гонадотоксичность; Эмбриотоксическое действие; Тератогенное действие; Фетотоксическое действие; Мутагенное действие; Канцерогенность; Дисбактериоз; Органотропное токсическое действие (гепатотоксичность, нефротоксичность, нейротоксичность и т.д.); Аллергические реакции; Иммунотоксичность.ТИПЫ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Немедленный тип аллергической реакции (анафилаксия) (IgE – антитела связываются с гаптенами, дегрануляция тучных клеток и выделение гистамина). Цитолитический тип реакции (IgG и IgM – антитела взаимодействуют с гаптеном и вызывают лизис эритроцитов и других элементов крови). Иммунокомплексный тип реакций (IgE взаимодействует с гаптеном и повреждают эндотелий сосудов и развивается сывороточная болезнь – крапивница, артрит, лихорадка, зуд, лимфоаденопатия). Замедленный тип аллергической реакции (вовлечены клеточные механизмы иммунитета – развивается контактный дерматит). ВИДЫ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ1. Фармакопрофилактика.2. Фармакотерапия (лекарственная терапия): этиотропная (каузальная) терапия; патогенетическая терапия; заместительная терапия; симптоматическая терапия; генотерапия.ХРОНОФАРМАКОЛОГИЯХронофармакокинетика - ритмическое изменение фармакокинетики препаратов.Хроностезия - ритмическое изменение чувствительности и реактивности организма к лекарственному веществу в течение суток.Хронергия – совокупное влияние хронокинетики и хроностезии на величину фармакологического эффекта.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕБАНИЙ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ ЛС:1. Связанные с фарм. свойствами: нейротоксичность, нефротоксичность, гепатотоксичность, панкреотоксичность, ульцерогенность, дисбактериоз, кардиотоксичность, гематотоксичность, ототоксичность, поражение дыхательной системы, поражение кожи, поражение эндокринной системы.2. Аллергические реакции (АР). Типы и виды АР. 3. Изменение иммунобиологических свойств организма.4. Синдром отмены.5. Нежелательное действие ЛС на плод: мутагенное, эмбриотоксическое, тератогенное, фетотоксическое.6. Атипичные реакции на лекарственные вещества при наследственных энзимопатиях. Идиосинкразия.7. Канцерогенное действие ЛС. 2 5 ЛЕКЦИЯ № 5Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию.НЕЙРОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛС. Влияющие на периферическую нервную систему II. Влияющие на ЦНС. Средства, влияющие на периферическую нервную систему 1. Влияющие на афферентную иннервацию. 2. Влияющие на эфферентную иннервациюI. Влияющие на периферическую нервную систему1. Влияющие на афферентную иннервацию (АИ)А) Средства, угнетающие афферентную иннервацию;Б) Средства, стимулирующие окончания афферентных нервов. Средства, влияющие на АИ А) Угнетающие АИ: обволакивающие; смягчающие; вяжущие; адсорбирующие; анестезирующие. Б) Стимулирующие АИ: раздражающие средства; средства преимущественно рефлекторного механизма действия.А) Угнетающие АИ. ОБВОЛАКИВАЮЩИЕ И СМЯГЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА.Слизь из крахмала (картофеля, риса, кукурузы, пшеницы). Слизь из семян льна. Растительные масла (оливковое, кукурузное, персиковое). Жироподобные вещества (ланолин, вазелин).Антациды (сукралфат, гевискон, альмагель, фосфалюгель).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Образуют с водой коллоидные растворы (гели). Защищают чувствительные нервные окончания (болевые). Препятствуют действию на них раздражающих веществ.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы в ЖКТ. Профилактика раздражающего действия некоторых ЛС.Вяжущие средства: а) Органические - танин, отвар коры дуба, настои и отвары - зверобоя, шалфея, ромашки, кровохлебки, черники, черемухи;б) Неорганические анузол, цинка окись, квасцы (алюминиево-калиевые, жженые), серебра нитрат, протаргол.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Денатурируют белки слизи или раневого экссудата. Образуют плёнку. Защищают чувствительные нервные окончания от раздражающих веществ. Уменьшают чувство боли. Местно сужают сосуды. Снижают проницаемость сосудов. Уменьшают экссудацию. Уменьшают воспаление.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи слизистых ЖКТ:ожоги, язвы, трещины, пролежни.АДСОРБИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА: уголь активированный, смектит диоктаэдрический, тальк, полифепан.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Защищают чувствительные нервные окончания кожи и слизистых оболочек от раздражения, адсорбируют на своей поверхности химические, токсические вещества, газы.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ: отравления, диспепсия, метеоризм, диарея.ПЛЁНКООБРАЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА: а) медицинские клеи: клеол, БФ-6; б) препараты смол: фурапласт; в) препараты на основе коллагена - «облекол»: плёнка коллагеновая.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. При нанесении на поврежденные участки кожи образуют эластичную плёнку, защищающую раневую поверхность.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи, ссадины, трещины, порезы, небольшие послеоперационные раны, пролежни, ожоги, дерматиты.Б) Средства, стимулирующие АИ. Раздражающие средства. Средства преимущественно рефлекторного механизма действия. Раздражающие средства: горчичники, скипидар, плоды перца стручкового (пластырь перцовый, настойка перца стручкового, никофлекс), ментол (ментоловое масло, меновазин, валидол, эфкамон), раствор аммиака (нашатырный спирт). Препараты на основе пчелиного и змеиного яда (апизартрон, випросал). Финалгон. Они содержат БАВ. Горчичники → гликозид синигрин фермент мирозин; образуется аллилизотиоцианат. Скипидар → α-пинен; Перец горький → гликозид капсаицин.Масло мяты перечной → ментол (спирт терпенового ряда).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. - Вызывают деполяризацию чувствительных нервных окончаний. Оказывают местное раздражающее действие. Улучшают кровообращение. Улучшают трофику тканей. Уменьшают чувство боли. Бронхит. Пневмония. Травмы мышц. Эндартериит.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. НЕВРАЛГИЯ, АРТРИТ, РАДИКУЛИТ, ИОЗИТ, ЛЮМБАГО.2. СРЕДСТВА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕФЛЕКТОРНОГО МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ. Горечи (одуванчик и др.). Жёлчегонные (аллохол и др.). Слабительные (сенаде и др.). Отхаркивающие (термопсис и др.). Рвотные (меди сульфат).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Раздражают чувствительные рецепторы слизистых дыхательных путей и ЖКТ, что рефлекторно приводит к стимуляции нервных центров и соответствующих органов. 2 6 ЛЕКЦИЯ № 6Классификация вегетотропных лекарственных средств. М-холиномиметики. М, Н-холиномиметики, Н-холиномиметики. Центральные нейротропные средства (ЛС, действующие на ЦНС). 2. Средства, действующие на периферическую НС.а) ЛС, влияющие на афферентную иннервацию; б) ЛС, влияющие на эфферентную иннервацию (синаптотропные средства) ЛС, влияющие на холинергические синапсы. ЛС, влияющие на адренергические синапсы. Средства, влияющие на холинергические синапсы. Холиномиметики. 2. Холинолитики (холиноблокаторы). Холиномиметики (агонисты) воспроизводят эффекты активации ПНС. Холинолитики (антагонисты) блокируют эффекты активации ПНС. Почему средства называются синаптотропные? Потому что их биофазой (мишенью) является синапс (место локализации действия).СИНАПС – место передачи нервного импульса с нерва на нерв или с нерва на исполни- тельный орган с помощью химического посредника – медиатора.СТРОЕНИЕ СИНАПСА: пресинаптическая мембрана аксона; постсинаптическая мембрана (нервная клетка или клетка рабочего органа); между ними синаптическая щель 20 - 40 нм.Основные медиаторы: эфферентной нервной системы – ацетилхолин (Ац/Х); норадреналин (Н/А).Функционально химическая передача нервного импульса в синапсе осуществляется в несколько этапов: (на примере холинергического синапса); синтез Ац/х в цитоплазме аксона из ацетил-КоА и холина при участии фермента холинацетилтрансферазы; депонирование медиатора в везикулах (синаптических пузырьках). В каждом пузырьке депонируется от 1000 до 50.000 молекул Ац/х, связанного с АТФ и нейропептидами. Ац/х выделяется при деполяризации в синапс квантами.Нервный импульс. Вызывает деполяризацию пресинаптической мембраны. Открывает потенциалозависимые Са+2 – каналы. Увеличивает концентрацию. Са+2 в цитоплазме холинергического нерва. Происходит слияние мембраны везикул с пресинаптической мембраной. Происходит экзоцитоз (выброс Ац/х).А что же в синапсе? Часть Ац/х взаимодействует с М- и Н-холинорецепторами. 2. Часть Ац/х метаболизируется ацетилхолинэстеразой до холина и уксусной кислоты. 3. 50% холина захватывается пресинаптической мембраной (нейрональный захват). 4. Уксусная кислота окисляется в цикле трикарбоновых кислот (Кребса); восстановление исходного состояния рецептора; медиаторные циторецепторы прямо регулируют проницаемость ионных каналов; посредством G-белков открывают ионные каналы; изменяют активность мембрано-связанных ферментов (аденилатциклазы и фосфолипаз); ферменты катализируют синтез вторичных клеточных мессенджеров (цАМФ, инозитолтрифосфата, диацилглицерола).Нервное волокно, синтезирующее и высвобождающее ацетилхолин – называется холинергическим. Синапс, в котором высвобождается ацетилхолин, называется холинергическим. Рецептор, на который действует ацетилхолин, называется холинергическим.Холинорецепторы делятся на М- и Н-холинорецепторы.Эфферентные соматические нервы: выходят из ствола головного мозга (черепно-мозговые); из передних рогов спинного мозга (спинно - мозговые); идут непрерывно до скелетных мышц; выделяют медиатор Ац/х; Ац/х возбуждает Н-холинорецепторы скелетных мышц.ЭФФЕРЕНТНЫЕ ВЕГЕТАТИВНЫЕ НЕРВЫ: иннервируют внутренние органы: прерываются в ганглии; состоят из преганглионарного и постганглионарного нервного волокна; делятся на парасимпатические (ПНС) и симпатические (СНС).Особенности ПН: длинное преганглионарное волокно; короткое постганглионарное волокно; ганглии находятся в рабочем органе или вблизи него.ПС нервы выходят из: а) среднего мозга; б) продолговатого мозга; в) нижних сегментов поясничного отдела; г) крестцового отдела; в ганглии и синапсе ПНС выделяется Ац/х.ЛОКАЛИЗАЦИЯ ХОЛИНОРЕЦЕПТОРОВ. М-холинорецепторы (М1, М2, М3, М4, М5) - чувствительны к мускарину; в ЦНС: лимбическая система, гипоталамус, ретикулярная формация; в рабочих органах у окончаний постганглионарных волокон ПНС; в потовых железах (постганглионарные симпатические холинергические волокна).2. Н-холинорецепторы (чувствительны к никотину): а) Нн – холинорецепторы: в ганглиях ПНС; в ганглиях СНС; мозговой слой надпочечников; каротидный клубочек; в ЦНС; б) Нм – холинорецепторы: в скелетных мышцах; освобождение медиатора; в синаптическую щель (Na+, Са2+ - зависимое из 300-2000 синаптических пузырьков); взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптичес-кой мембраны.Содержание Ац/х в синапсе снижается при: параличах; миастении; атонии кишечника; глаукоме; парезе мочевого пузыря; деменции.Стимуляция холинергической передачи может быть достигнута: 1. Прямой стимуляцией постсинаптических холинорецепторов агонистами. 2. Подавлением гидролиза Ац/х в синаптической щели. 3. Увеличением выделения Ац/х из пресинаптической мембраны.КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРАХОЛИНОМИМЕТИКОВ1. М- холиномиметики: Пилокарпина гидрохлорид (пилокар). Комбинированные препараты: Фотил (пилокарпин + тимолол).2. Н- холиномиметики: Никотин; Цитизин (табекс); Никоретте; Никотинел.3. ЛС, повышающие выделение Ац/х: Цисаприд (координакс, перистил).4. М-, Н- холиномиметики: А) прямого действия: Ацетилхолин-хлорид; Б) непрямого действия: (антихолинэстеразные).ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПАРАТОВ: ПИЛОКАРПИН: алкалоид пилокарпуса перистолистного; сужает зрачок; снижает ВГД; применяется при глаукоме; вызывает спазм аккомодации. Глаукома – заболевание глаза, проявляется ↑ ВГД. Для лечения применяют:ЛС, увеличивающие отток внутриглазной жидкости (водянистой влаги). ЛС, уменьшающие продукцию внутриглазной жидкости.1   ...   116   117   118   119   120   121   122   123   ...   144

Геморрагии.

Содержание занятия


  1. Организационная часть (фиксирование даты проведения занятия и отсутствующих студентов в кафедральном журнале). Во вступительном слове преподаватель знакомит студентов с актуальностью темы; указывает цель и задачи занятия, знакомит с планом занятия, проверяет готовность студентов к занятию (5 мин);

  2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (15 мин);

  3. Разбор теоретических вопросов темы в форме устной беседы, с использованием наглядных пособий. (110 мин);

  4. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при проверке домашнего задания. Выставление зачета (5 мин).


Основные вопросы темы:5

мин.

1. Знакомство с кафедрой фармакологии.

2. Предмет, задачи и методология фармакологии.

3. Источники получения лекарственных средств.

4. Этапы создания новых лекарственных средств.

4.1. Доклинические испытания.

4.2. Клинические испытания.

4.3. Фазы клинических испытаний.

4.4. Исследование биоэквивалентности лекарственных препаратов.

4.5. Регистрация лекарственного препарата.

4.6. Постмаркетинговые испытания .

5. История отечественной фармакологии.

6. Названия лекарственных средств.

7. Классификация лекарственных средств.

8. Рецептура. Рецепт. Правила выписывания рецептов. Требования к написанию рецептов. Структура рецепта.

9. Работа провизора по контролю написания и коррекции рецепта.
Проверка исходного уровня знаний:

Осуществляется в виде тестирования в компьютерном классе.

Учебно-материальное обеспечение занятия:

1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы).

2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры).

3. Справочная литература:
Литература:

Основная:

1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.с 13-37.


2. Машковский М.Д. Лекарственные средства, М., 2010.

Дополнительная:

1. Харкевич Д.А.. Фармакология. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. С.14-38, 686-697.

2. Государственный реестр лекарственных средств, 2008.

3. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.

Электронные ресурсы:

- http://grls.rosminzdrav.ru/

- http://www.vidal.ru/

- http://www.med-edu.ru/

- http://medicstudent.okis.ru/

Занятие № 2

Тема: «Рецептура твердых лекарственных форм»

Актуальность темы:

Достижение положительного эффекта в профилактике и лечении заболеваний зависит не только от подбора дозы лекарства, способа введения его в организм и т.д., но и от выбора наиболее удобной лекарственной формы для применения и хранения препарата. Важным звеном в деятельности провизора является всестороннее исследование рецепта, выписанного на различные лекарственные формы, в целях контроля и внесения возможной коррекции в рецепт. Чтобы справиться с этой задачей, провизор должен быть сведущим в прописании рецептов на лекарственные средства аптечного и заводского изготовления. Он обязан знать требования, предъявляемые к написанию рецептов. Наиболее удобными для применения являются твердые лекарственные формы: таблетки, порошки, драже, капсулы, гранулы, пилюли, карамели, лекарственные пленки. В настоящее время в практической медицине твердые лекарственные формы применяются в основном в виде таблеток, порошков, капсул, драже.

Цель занятия: Сформировать представление о твердых лекарственных формах препаратов, правилах выписывания и умение проводить коррекцию рецептов.

Для успешного освоения темы студент должен

Освоить:

- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.

Знать:

- определение и классификацию твердых лекарственных форм;

- правила написания различных прописей рецептов;

- знать преимущества и недостатки твердых лекарственных форм;

Уметь:

- выписывать, исследовать, анализировать и корректировать рецепты

на твердые лекарственные форм; - проводить расчет доз при оформлении



рецептов.

Владеть:

- навыками работы со справочной литературой;

- навыками контроля правильности выписывания коррекции и рецепта;

- навыками расчета доз с учетом массы тела и возраста больного;

- навыками подачи информации о лекарственном средстве с учетом того,для какого потребителя она предоставлена (институционного или конечного);

- навыками ведения разъяснительной работы среди населения о здоровом образе жизни и обоснованном использовании лекарственной терапии, о рациональном приеме ЛС и обращении с ними, о вреде токсикомании и наркомании.

План изучения темы:

1. Прослушивание и конспектирование лекции на тему: «Введение».

2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа);

3. Лабораторное занятие по теме.

План занятия:

(продолжительность занятия – 3 акад. часа)

1. Вступительное слово преподавателя

  1. мин

2. Выяснение исходного уровня знаний:

- компьютерное тестирование

- экспресс - опрос


15 мин

  1. ин

3. Анализ результатов выяснения исходного уровня знаний

  1. мин

4. Разбор теоретических вопросов темы

  1. ин

5. Выписывание примеров рецептов у доски

  1. ин

6. Самостоятельная работа. Итоговая рецептурная контрольная. Проверка домашнего задания.


  1. ин

7. Подведение итогов занятия. Домашнее задание к следующему занятию


5 мин

Содержание занятия


  1. Организационная часть (фиксирование даты проведения занятия и отсутствующих студентов в кафедральном журнале). Во вступительном слове преподаватель знакомит студентов с актуальностью темы; указывает цель и задачи занятия, знакомит с планом занятия, проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).

  2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (15 мин), экспресс-опрос (10 мин).

  3. Анализ результатов выяснения исходного уровня знаний (5 мин).

  4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий. (40 мин).

  5. Разбор примеров выписывания рецептов у доски (30 мин).

  6. Выполнение студентами письменной итоговой рецептурной контрольной работы (25 мин). Проверка домашней работы.

  7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов (5 мин).


Проверка исходного уровня знаний

Компьютерное тестирование.

Экспресс – опрос:

1. Что изучает общая рецептура? (Это раздел лекарствоведения об общих правилах выписывания рецептов и выписывании в рецептах отдельных лекарственных форм.)

2. Что такое рецепт? (письменное обращение врача в аптеку об отпуске лекарственного средства в определенной лекарственной форме и дозе с указанием способа его употребления.)

3. Допускаются ли исправления в рецепте? (нет)

4. Что указывают в сигнатуре рецепта? (способ применения лекарства, количество препарата на один прием (введение), время и частоту приема лекарства.)

4. Допускаются ли сокращения в сигнатуре? (нет)

5. Что отражено в сокращенной прописи рецепта? (приводится название лекарственной формы, название лекарственного вещества, его концентрация и общее количество.)

6. Что отражено в развернутой прописи рецепта? (перечисляются все входящие в нее ингредиенты, их количества, затем дается предписание о приготовлении соответствующей лекарственной формы.)

7. Какие прописи называются официнальными? (включенные в Государственную фармакопею)


8. Какие прописи называются магистральными? (прописи, составленные по усмотрению врача)

9. Какие лекарственные формы относятся к твердым? (таблетки, порошки, драже, капсулы, гранулы, карамели, пастилки, саше, пленки, пилюли).

10. Что такое порошок? (это твердая лекарственная форма для внутреннего и наружного применения, обладающая свойством сыпучести).

11. Какие бывают порошки по составу? (простые, сложные) По характеру дозирования? (разделённые на дозы, неразделённые на дозы) По применению? (для внутреннего применения, для наружного применения )

12. Что такое капсула? (дозированная лекарственная форма, состоящая из твердой или мягкой желатиновой оболочки (ранее — крахмальной облатки), содержащей одно или несколько активных действующих веществ, с добавлением или без вспомогательных веществ)

13. Что такое драже? (твердая дозированная лекарственная форма для внутреннею применения, получаемая путем многократного наслаивания лекарственных и вспомогательных веществ на сахарные гранулы)

14. Что такое таблетка? (дозированная лекарственная форма, получаемая прессованием лекарственных или смеси лекарственных и вспомогательных веществ, предназначенная для внутреннего, сублингвального, имплантационного или парентерального применения.)

15. Что такое карамель? (твердая лекарственная форма с высоким содержанием инвертированного сахара, предназначенная для применения в ротовой полости.).
Основные вопросы темы:

1. Понятие о рецептуре и ее разделах.

2. Требования и правила, предъявляемые к написанию рецептов.

3. Понятия о сокращенной и развернутой прописях рецептов.

4. Дозированные и недозированные рецептурные прописи.

5. Дать определение официнальным (в том числе имеющим специальные названия), магистральным прописям.

6. Твердые лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика.

7. Описание: таблетки, порошки, драже, капсулы, гранулы, карамели, пастилки.

8. Варианты рецептурных прописей на таблетки, порошки, гранулы, капсулы, драже, пленки, пилюли.

Разбор материала занятия у доски:

1. Выписать 10 таблеток, содержащих по 0,5 ацетилсалициловой кислоты (Acidumacetylsalicylicum). Назначить по 1 таблетке 3 раза в день после еды.

2. Выписать 50 таблеток «Никошпан» («Nicospanum») для приема внутрь по 1 таблетке 3 раза в день после еды.

3. Выписать порошок, состоящий из цинка окиси (Zincioxydum) и талька (Talcum) по 10 г в качестве присыпки пораженных участков кожи 2 раза в день.